Архив новостей → Отдать нельзя реструктурировать.
Отдать нельзя реструктурировать.
До сих пор неясно, где в этом словосочетании будет поставлен необходимый знак препинания. Ожесточенные споры вызывают многие аспекты больной для России темы, даже вопрос "от печки": какова точная сумма нашего внешнего долга? Экономические эксперты "РВ" по просьбе редакции излагают свое видение проблемы.
Сколько же?
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации составляет порядка 158, млрд. долларов США. При этом "новая" российская задолженность, то есть та, что образовалась после 1 января 1992 года, исчисляется 54,5 млрд. долларов США (35 процентов суверенного долга). Ее главной составляющей являются обязательства перед международными финансовыми организациями (19,4 млрд. долларов США). Отметим, что Россия осуществляет платежи по погашению и обслуживанию всех категорий своего "нового" долга в полном объеме и строго в установленные сроки.
А вот задолженность бывшего СССР, доставшаяся России "в наследство", измеряется 103,5 млрд. долларов США, из которых 38,7 млрд. долларов США (37,4 процента) приходится на долг перед кредиторами Парижского клуба.
Опуская все имеющиеся расчеты и показатели, констатируем: для того чтобы обеспечить своевременное и полное выполнение международных финансовых обязательств по имеющимся графикам, в "пиковые" годы правительству России придется направлять на указанные цели свыше 60 процентов доходов федерального бюджета.
Такая непомерная нагрузка на федеральный бюджет сопряжена не только с нарушением нормального хода реформ, но и с возможным перенапряжением в социальной сфере.
Заплатить невозможно?
Отсутствие гибкости со стороны стран-кредиторов действительно создает потенциальную возможность нового дефолта по внешнему долгу уже в ближайшие 3 - 4 года и в следующее десятилетие. Избежать его только путем обычной реструктуризации текущих платежей вряд ли удастся.
При выработке окончательных финансовых условий реструктуризации необходимо исходить не только из формальных долговых показателей, но и принимать во внимание всю тяжесть социально-экономической ситуации, сложившейся в стране при ее переходе от административно-командной к рыночной экономической системе, а также исторические корни проблемы в целом и роль России при ее урегулировании.
Правительству России целесообразно обратиться к своим кредиторам - членам ПК с просьбой о реструктуризации задолженности бывшего СССР на следующих условиях: списание как минимум на 30 процентов основной суммы долга, реструктуризация оставшейся суммы на срок 30 лет с 8-летним льготным периодом, применение нерыночной процентной ставки за отсрочки.
Необходимо отметить, что эти стоимостные и временные условия близки к условиям реструктуризации задолженности бывшего СССР перед коммерческими кредиторами Лондонского клуба, договоренности о которых были достигнуты правительством Российской Федерации в начале 2000 года. А значит, они позволяют обеспечивать соблюдение сопоставимости принципов урегулирования долга перед различными категориями кредиторов.
Кто против?
Представители Германии, крупнейшего кредитора России, заявляют о невозможности списания какой-либо части долга бывшего СССР в силу экономических, финансовых и даже процедурных причин, вытекающих из принципов ПК. Вместе с тем Германия не исключает возможности применения льготных условий в отношении периода рассрочки платежей и даже уровня процентных ставок.
Известно, что точку зрения Германии в той или иной степени поддерживает большинство членов "большой семерки", полагающих, что, исходя из чисто формальных финансовых и долговых показателей, Россия не может претендовать на списание части долга. Кроме того, идея прямого сокращения долга России (stock of debt) весьма непопулярна в деловых и политических кругах, прежде всего Франции, Японии и США.
Дополнительные проблемы создают имеющиеся в государствах "большой семерки" юридические нормы и процедуры принятия решений в отношении списания долга суверенного заемщика.
Так было?
Известны случаи, когда в вопросах реструктуризации задолженности суверенных дебиторов западные кредиторы отталкивались не столько от формальных долговых показателей, сколько шли на принятие прямых политических решений. Это имело место, например, при урегулировании германских довоенных долгов в соответствии с Соглашением от 23 февраля 1953 года.
Параметры урегулирования германской довоенной задолженности носили весьма льготный характер. В ходе их выработки страны-кредиторы приняли во внимание общую финансово- экономическую ситуацию в стране, уменьшение ее территории, численности населения и другие факторы. При этом план реструктуризации германского долга был составлен таким образом, чтобы исключить возможность оказания негативного влияния на немецкую экономику как через возможное ухудшение международной финансовой ситуации, так и через утечку имеющихся валютных ресурсов или через ограничение доступа к их потенциальным внешним источникам (Agreement on German External Debts. London, February 27, 1953, Appendix B, p.160).
Кроме того, погашение ряда требований иностранных кредиторов к Германии (в частности, просроченных после 31 декабря 1944 г. процентов по облигационным займам) вообще было отложено до объединения страны. Такой перенос срока платежей в 1953 г., когда вопрос объединения Германии вовсе не стоял на повестке дня, свидетельствует о применении к части немецких обязательств принципа отсрочки погашения "до лучших времен".
Нельзя не видеть определенной схожести ситуации в послевоенной Германии и постсоветской России: значительные экономические трудности, сокращение территории, уменьшение экономического потенциала, нарушение хозяйственных связей, необходимость проведения структурной перестройки в экономике и социальной сфере. При этом хозяйства обеих стран оказались в значительной мере обремененными задолженностью, полученной "в наследство" от ранее существовавшего государства.
Существенный отход от принципов Парижского клуба и принятие чисто политического решения при урегулировании задолженности имел место и в начале 90-х гг., когда решалась судьба внешнего долга Польши. Западные кредиторы признали "особые условия", в которых находилась страна в период перехода от централизованного планирования к рыночным механизмам, и согласились на 50-процентное сокращение долга в терминах чистой приведенной стоимости. И это при том, что долговая ситуация Польши в целом была далека от критической, с точки зрения экономических показателей она не соответствовала примененным к Польше условиям реструктуризации.
Мы партнеры?
Вышеуказанные условия реструктуризации, а, соответственно, и достигаемая в случае их применения "долговая устойчивость", приведут к созданию в России условий, необходимых для дальнейшей стабилизации экономической и политической ситуации в стране. Согласие ПК на принятие российского предложения явилось бы еще одним важным доказательством того, что ведущие экономические державы рассматривают Россию как своего важного стратегического партнера.
Необходимо подчеркнуть и тот факт, что Россия, сама являясь членом ПК, идет на существенное облегчение долгового бремени своих должников, несмотря на собственное тяжелейшее финансово-экономическое положение. Мы предоставляем значительные первоначальные скидки с долговых обязательств дебиторов, а также поддерживаем шаги, предпринимаемые в рамках Кельнской инициативы. В 90-е годы Российская Федерация оставалась крупнейшим донором на территории бывшего СССР, чем в значительной мере уменьшила давление этих государств на членов ПК с просьбами о предоставлении финансовой помощи. Все это дает дополнительные основания ожидать адекватных мер со стороны кредиторов Клуба при урегулировании долга бывшего СССР.
00:04 07.02
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |