Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейВласть должна работать для людей считает...

Власть должна работать для людей считает Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко является политиком путинского призыва. Год назад, начав крупномасштабную реформу государственной власти, Владимир Путин призвал под свои знамена самых верных и надежных людей, на которых мог всецело положиться. В их числе оказался и генерал-лейтенант налоговой полиции Георгий Полтавченко, видный представитель питерской команды Владимира Путина.

Именно ему Президент доверил самый мощный в экономическом плане и самый важный в политическом - Центральный федеральный округ, включающий в себя, помимо Москвы и Московской области, еще 16 субъектов Федерации. Сегодня Георгий Полтавченко в беседе с заместителем главного редактора "Сельской жизни" Валерием Черниковым делится мыслями о своей работе на этом ответственном посту и тех проблемах, которые ему приходится решать в наше непростое время.

- Георгий Сергеевич, в каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться институт полномочных представителей Президента, и какие он будет решать задачи в системе государственной власти России?

- Я абсолютно убежден в том, что укрепление вертикали власти, а именно такую задачу призвана решить начатая год назад Президентом Владимиром Путиным государственная реформа, подразумевает под собой не мелкую опеку губернаторов, и тем более органов местного самоуправления, а реальное присутствие федеральной власти в регионах. И вызвано это прежде всего тем, что постоянно возникают проблемы во взаимоотношениях между федеральным центром и субъектами Федерации, между субъектами Федерации и местным самоуправлением. Эти проблемы появляются прежде всего в сфере разграничения полномочий - именно на этом поле зреют конфликты и рождаются споры.

Вы, наверное, в курсе, что недавно Президент издал указ о создании Комиссии при руководителе государства по вопросам, связанным с разграничением полномочий между федерацией, регионами и местным самоуправлением.

Уверен, что наработки этой комиссии помогут нашим законодателям принять такие правовые акты, которые устранят накопившиеся противоречия на различных уровнях государственной власти и управления.

- Сколько уже копий сломано и в Государственной Думе, и в президентской администрации, и в регионах в спорах о статусе, полномочиях и сфере деятельности местного самоуправления. Но, к сожалению, внятного представления о его роли и значении на сегодняшний день нет. Да и как можно говорить о реальном самоуправлении территорий, если муниципалитеты, по обыкновению, бедны, у них нет солидной налогооблагаемой базы, серьезных источников поступления средств. Они не могут заявить о себе в полный голос, потому что не живут и действуют, а выживают.

- Я не совсем согласен с вами, что органы местного самоуправления ничего не могут. Другое дело, что, к сожалению, они не привыкли отвечать за положение дел на своей территории. Если, к примеру, происходит какой-либо сбой в работе коммунального хозяйства или других служб жизнеобеспечения населения, то сразу все вспоминают губернатора. Хотя за эти вещи в конкретном населенном пункте отвечает глава местного самоуправления. Должен отвечать, но этого сегодня, к сожалению, нет.

Вы абсолютно правы, когда говорите, что муниципальная власть для того, чтобы решать возложенные на нее задачи, должна иметь финансовые ресурсы, которых всегда не хватает. Но я уверен, что этот вопрос рано или поздно будет решен. Главное же - построить систему взаимоотношений между различными ветвями власти, и прежде всего в сфере межбюджетных отношений. Собрали налоги - четко и справедливо поделили в соответствии с теми задачами, которые стоят перед тем или иным уровнем власти.

Государство определенную часть налогов взяло себе, чтобы обеспечить решение задач общефедерального значения. Это оборона, национальная безопасность, крупные социальные программы, затрагивающие интересы всех граждан или больших групп населения, допустим, ветеранов, инвалидов и т.д.

На уровне субъекта Федерации налоги должны идти на обеспечение нормальной жизни региона в целом, а вот все остальное должно решаться на местном уровне. С соответствующим финансовым обеспечением, разумеется.

Чтобы каждый раз не наступать на одни и те же грабли, надо раз и навсегда определить границы полномочий и предметов ведения. В каком нормативно-правовом акте это будет зафиксировано - может быть, это будут какие-то поправки к Конституции.

Может быть, необходимо принять конституционный закон, разграничивающий полномочия уровней власти. Думаю, что созданная по указанию Президента комиссия внесет свои предложения и на этот счет.

- Судя по тому, как вы подробно говорите на тему разграничения полномочий, вы, видимо, постоянно сталкиваетесь с острыми противоречиями в деятельности властных структур.

- Когда мы начали свою работу в Центральном федеральном округе, то первым делом провели своего рода инвентаризацию тех структур исполнительной власти, которые центр имеет на местах. Интересная, скажу я вам, получилась картина. Практически в каждом субъекте Федерации действуют различного рода федеральные органы.

В виде каких-то управлений и служб, по своему статусу подотчетных центру. Но на практике все сложилось так, что все они ходили под властью субъекта Федерации.

Сегодня эта ситуация исправляется, и я считаю, что мы находимся на правильном пути. Потому что зачастую федеральные структуры, во-первых, между собой пересекаются, занимаются одними и теми же вопросами, а во-вторых, создают систему параллелизма и дублирования с работой органов исполнительной власти субъекта Федерации. При этом ведь каждый госчиновник имеет возможность каким-то образом влиять на ситуацию, на работу предприятий и организаций, на судьбы людей. А это никак не способствует упорядочению управленческих решений.

Поэтому когда мы ведем речь о разграничении полномочий и предметов ведения, мы не должны забывать и об оптимизации структуры центральных органов исполнительной власти, которые действуют на территории субъекта Федерации. И, конечно, об оптимизации принимаемых решений. Бюджет-то не резиновый.

Есть четкое указание Президента: сократить расходы на содержание аппарата. Но сокращать их можно лишь в условиях оптимизации его функции. Сокращать их или передавать в органы власти на местах.

- Георгий Сергеевич, вы постоянно бываете в регионах. Что вас больше всего удручает в экономике Центрального федерального округа? Что бы вам хотелось поправить в первую очередь, располагай вы в полном объеме финансовыми, кадровыми и другими необходимыми ресурсами?

- Сегодня уже нет того, что было раньше, а именно:

пассивности и желания получить что-то, ничего не делая.

Люди хотят работать. Просят только об одном - не мешать и создавать условия для того, чтобы они могли нормально трудиться. А как государство может помочь людям? В первую очередь внятными и продуманными законами, направленными на развитие деловой активности населения.

И такие шаги уже делаются, если иметь в виду, к примеру, налоговую политику государства. За последний год приняты, на мой взгляд, кардинальные меры по уменьшению налогового бремени, снижению количества налогов и упрощению схемы их взимания.

Сегодня даже не дефицит денег мешает развитию экономики. Проблема связана прежде всего с естественными монополиями. Будь моя воля, я бы здесь многие вопросы решал, исходя прежде всего из интересов реальной экономики.

- Что диктуют цены?

- У монополистов одна задача - постоянно поднимать тарифы. Я считаю, что так не должно быть. Надо в конце календарного года на год предстоящий определиться по тарифам и уже их не менять. Ведь с учетом действующих цен верстаются бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. И когда вдруг в середине года поднимаются тарифы, то сами понимаете, в какой ситуации оказываются наши предприятия и организации. Здесь надо наводить порядок. Конечно, рыночная экономика вещь динамичная, и бывает, что встает острая необходимость повышения цен, но тогда должен быть четко проработан механизм компенсации потребителю.

Теперь, что происходит сегодня с долгами за электроэнергию? Просто некрасиво и, по меньшей мере, цинично выламывать предприятиям-должникам руки и требовать, чтобы они в течение года погасили задолженность, которая накопилась за 10 лет. То, что возвращать долги надо, никто не спорит, но надо все же и давать людям возможность жить. Проще всего отключить электроэнергию. Но в таком случае они вообще не смогут работать, а значит, и зарабатывать, и тогда уж точно никогда долги не вернут.

На днях я разговаривал с Президентом Владимиром Владимировичем Путиным и попросил его, чтобы он дал указание правительству проработать вопрос о реструктуризации этих долгов, чтобы должники имели в запасе минимум три года для расчета с энергетиками. Но никак не год, потому что это нереально.

- А как часто вы встречаетесь с Президентом? И какие вопросы он ставит перед вами, а вы - перед ним?

Об "энергетических" долгах вы сейчас упомянули, но есть и немало других проблем.

- С Президентом мы достаточно регулярно встречаемся, не реже одного раза в месяц. Я ему докладываю о положении дел в округе, о выполнении тех задач, которые он передо мной ставит. Эти задачи в принципе поставлены перед всеми полномочными представителями. Они носят общегосударственный характер и решаются применительно к специфике той или иной территории.

На одной из последних встреч я докладывал Президенту о состоянии дел в военно-промышленном комплексе, расположенном в округе. И, в частности, обратился к нему с просьбой поддержать предложение руководителей областей о том, чтобы главные управленческие структуры оборонных холдингов находились не в Москве, а на базовых заводах. Дело в том, что если головная структура расположена в Москве, то все налоги идут в московский бюджет. А тут, согласитесь, и так хватает поступлений.

Я же исхожу из того, что там, где деньги зарабатываются, там и налоги надо платить. Так же считают и главы регионов. Надо сказать, что наша позиция нашла полную поддержку у Владимира Владимировича Путина и он дал соответствующие поручения правительству.

- Георгий Сергеевич, подводя итог этой части беседы, хочу задать вам следующий вопрос: какие главные политические задачи вы ставите перед собой на предстоящий год как полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе?

- Хочу уточнить, что не я перед собой задачи ставлю, а Президент. Поэтому мне в этом смысле проще. О двух ключевых направлениях своей деятельности я уже упоминал: первое - это работа по разграничению полномочий и предметов ведения и второе - оптимизация функций федеральных органов исполнительной власти, действующих на местах. И третье направление - это продолжить работу по приведению законодательных актов субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством. И скорее даже не областных законов, а правовых актов, принятых органами местного самоуправления. Потому что если по субъектам Федерации мы процентов на 90 решили проблему, то на муниципальном уровне еще к этой работе и не приступали. А там поле непаханое.

Помимо всего прочего предстоит также привести в действие "дремлющие" пока институты гражданского общества. У нас на территории Центрального округа зарегистрировано более 100 тысяч различных общественных организаций, которые по существу еще не вступили в конструктивный диалог с властью. А если честно говорить, то политические партии в том виде, в котором они сегодня существуют, это отнюдь не те организации, которые в полной мере выражают волю народа.

Надо призвать к жизни мощный потенциал общественной активности населения. Тогда разрыв между народом и властью будет сокращаться и одновременно будет расти доверие людей к власти.

А это одна из важнейших предпосылок успешного решения стоящих перед страной задач.

- Судя по сообщениям средств массовой информации, вы много времени уделяете развитию агропромышленного комплекса Центрального округа. Состоялись представительные аграрные совещания в Воронеже и Орле, на которых обсуждались проблемы сельской экономики.

Куда направлены векторы мозговых атак полпреда и руководителей областей, когда обсуждаются вопросы развития села?

- Мы не случайно так детально вникаем в работу АПК.

У нас в округе очень крупный и достаточно развитый агропромышленный комплекс, особенно если говорить о его южных областях. Поэтому было предложено всем руководителям разного уровня, имеющим отношение к сельским делам, подумать над тем, как грамотно использовать тот потенциал, которым располагает сельская экономика центральной части России. Причем в первую очередь учитывая то обстоятельство, что рассчитывать на серьезные дотации из госбюджета сегодня не приходится. А значит, надо полагаться в большей степени на самих себя и на те инвестиции, которые удастся привлечь в этот сектор экономики.

И такой опыт, например, в Белгородской, Курской и Орловской областях уже существует, в том числе и по созданию крупных агрофирм. Я считаю, что прямые инвестиции крупных компаний в село, т.е. не кредиты под большие проценты, а вложение денег в реальное производство с целью получения прибыли - это очень перспективное дело. Недавно я побывал в Курской области. Там компания "Стройтрансгаз" - федеральная структура, вкладывает в развитие одного сельского района 800 млн. рублей. Эти деньги в течение 25 лет будут инвестироваться в сельское хозяйство, и уже первый транш компания сделала, купив для хозяйств новые тракторы и комбайны. Благодаря этому стали вводить в хозяйственный оборот земли, которые уже 5 лет не обрабатывались, заросли сорной травой и ивняком И что самое главное, у людей теперь совсем другой настрой. Они наконец занялись делом, могут зарабатывать, смотреть с оптимизмом в будущее. Причем исключены такие вещи, как безответственность и необязательность. Инвестор-то ведь всегда здесь, рядом.

Он не дает времени на раскачку. Он говорит: ребята, к такому-то числу эту работу надо сделать. И все понимают: он свои деньги вложил и он хочет получить их обратно и еще заработать прибыль. "Стройтрансгаз" инвестирует средства и в перерабатывающие предприятия.

Одно из хозяйств, где мы побывали, специализируется по плодово-ягодным культурам. Выращивая вишню, строят современное производство по ее переработке, единственное, кстати, в Курской области. Думаю, что дела у них пойдут успешно.

- То, о чем вы рассказали сейчас, очень обнадеживает. Инвесторы, в данном случае компания "Стройтрансгаз" понимают, что и они, и крестьяне живут на одной земле. И если на селе будет разруха, народ станет резать их газовые трубы на куски и сдавать в металлолом, как это часто случалось и случается с линиями электропередачи и силовыми кабелями на железной дороге.

- К сожалению, таких фактов по стране немало. И я хочу особо подчеркнуть, что без подъема села трудно рассчитывать на успехи в других сферах экономики. Все между собой взаимосвязано. Селяне в том районе, о котором я говорил, уже сейчас зарабатывают по 2500-3000 рублей, что для села очень приличные деньги. Для людей это весьма серьезный материальный стимул, поэтому кабель по ночам они резать уже не будут.

- Георгий Сергеевич, согласитесь: то, что производится агропромышленным комплексом центральной части России, должно находить рынки сбыта. А это непросто, если учесть объемы и многообразие ассортимента выпускаемых продуктов питания.

Вспоминаются в связи с этим известные слова Шарля де Голля о том, как трудно управлять страной, где сотни сортов сыра.

- Продуктов производится в Центральном округе на самом деле много. Но мне проще, чем де Голлю. Я не управляю округом, а координирую действия всех властных структур для того, чтобы их деятельность была направлена на достижение положительного результата и в первую очередь на повышение благосостояния наших граждан, что без полноценных продуктов питания сделать невозможно.

Взять, к примеру, Москву. Она поглощает огромное количество продуктов. К сожалению, в основном завозимых из-за рубежа. 80 процентов мяса и мясопродуктов москвичи получают по импорту. В то же время у многих российских сельхозпроизводителей трудности со сбытом.

Мы очень много говорили на эту тему с Юрием Михайловичем Лужковым и нашли полное взаимопонимание.

Недавно в столице создан Центр информационно-маркетинговой службы по анализу потребительского рынка. В нем будет сосредотачиваться вся информация о продукции, производимой в Центральном федеральном округе, в том числе и о продовольственных товарах. Эта схема уже начала действовать и дает первые результаты.

- Нам в газету часто пишут жители центральных областей о том, что прорваться через криминальные кордоны в Москву с тем, что они вырастили, практически невозможно.

- Эти проблемы действительно существуют. И мы работаем над мерами противодействия тем фактам, о которых вы упомянули.

Для того чтобы помочь селянам реализовать свою продукцию, области стали открывать в столице свои "именные" рынки. Открыт, например, Рязанский рынок.

Определено место в Москве, куда будет поставлять продукты Липецкая область. Воронежцы также ведут переговоры с московскими властями по этому вопросу. Мне кажется, что это хороший вариант решения проблемы "прорыва" сельхозпроизводителей на рынки Москвы. Но у нас есть и другая идея, тоже, на мой взгляд, вполне реальная - создать в столице сеть торговых точек под условным названием "Центральная", куда бы поступала продукция со всего центра России. На совете руководителей округа мы решили наладить надежное обеспечение со стороны правоохранительных органов всей цепочки продвижения товаров от производителя до потребителя. Я уверен, что это вполне реально сделать.

- В беседе с вами не могу обойти стороной вопрос о земле. Рукопашные бои, которыми сопровождалось рассмотрение в первом и втором чтении Земельного кодекса в Государственной Думе, а также мощный общественный резонанс, всколыхнувший страну в связи с проблемой купли-продажи земли, свидетельствуют о том, что общество раскололось на два непримиримых лагеря.

Каково ваше отношение к этому ключевому для России вопросу?

- На мой взгляд, вопрос о купле-продаже земли очень сложный и очень запутанный. И его, что называется, на всю катушку используют в большой политической игре, зарабатывая неплохие политические дивиденды. Это отчетливо просматривается в свете тех баталий, которые развернулись в Думе в ходе первого и второго чтения Земельного кодекса. Земля - просто вожделенная тема для политиканов. Подчеркиваю - не для политиков, а для политиканов. Ведь даже если закон о земле будет принят в том виде, в каком он представлен правительством, купля-продажа затронет всего лишь два процента земли, которая есть в России.

А вообще вопрос купли-продажи земли настолько болезненен для граждан России, что, честно скажу, я боюсь даже для самого себя принять какое-то окончательное решение. Я уверен, что земля должна быть в обороте, потому что не может находиться вне всей системы рыночных отношений, которые уже сложились в стране. Но при этом также считаю, что в процессе оборота земля не должна уходить от нас, россиян. Во всяком случае, в ближайшие лет двадцать. Но это мое личное мнение. И оно основано на том прежде всего, что у нас сегодня нет таких денег, как у иностранцев. И второй момент, не менее важный, - это то, что надо к земельному вопросу подойти спокойно, взвешенно, без истерик.

Важно не допустить того, что произошло у нас с ваучерной приватизацией, когда люди в конечном итоге ничего от нее не получили, хотя должны были получить.

Ну а если еще и с землей таким образом распорядиться, то она не достанется тем, кто на ней работает. А это не здорово. Как решить земельный вопрос, у меня готового рецепта нет. Я считаю, что над этой проблемой должны поломать голову юристы, авторитетные ученые, профессионально занимающиеся земельными отношениями, практические работники АПК.

Знаю только одно: нельзя допустить, чтобы земля перешла в руки тех людей, которые не будут на ней работать.

Купят себе поле, построят дом, посеют травку и будут отдыхать. Я, может быть, утрирую, но не хотелось бы иметь подобного рода землевладельцев.

- Надо бы повнимательнее присмотреться к опыту других стран.

- Да, безусловно, надо. В европейских странах земля есть и в частной собственности, и в аренде. Но человек не может приобрести землю без согласия совета землевладельцев того района, где она находится. А в этом совете, как правило, состоят люди, которые работают на земле. И их не проведешь. Они строго смотрят за тем, как используются сельхозугодья.

Я считаю, что ни к чему хорошему политические баталии вокруг Земельного кодекса не приведут. Всем ведь ясно, что все эти протесты, вся шумиха по поводу земли - это работа на имидж наших активных политиков. А надо, мне кажется, сесть и самым серьезным образом проработать этот вопрос и, может быть, обсудить его на представительном форуме. С участием тех людей, которые сегодня на этой земле работают и кормят себя и всех нас.

- В заключение нашего разговора хочу задать вам традиционный вопрос о том, как вы проводите свое свободное время? Удается ли выкроить время для отдыха, семьи, общения с друзьями?

- Времени для этого, к сожалению, практически не остается. Семью я вижу только поздно вечером и по воскресеньям. В субботу, как правило, у меня рабочий день. Но если есть свободная пара часов - люблю поиграть в баскетбол. Это моя давнишняя страсть.

- А к горным лыжам и дзюдо вдруг проснувшейся любви, как это раньше наблюдалось у многих политиков к большому теннису, у вас нет?

- Чего нет - того нет. Борьбой я занимался по долгу службы, еще когда работал в органах государственной безопасности. Поэтому приемами боевого самбо я владею.

Во всяком случае, в том объеме, который нам давали в наших учебных заведениях.

На горные лыжи вставать в моем возрасте уже поздновато. Можно так покататься, что потом долго в себя приходить будешь. Поэтому я верен баскетболу, в который играю с детства.

Из увлечений очень люблю рыбалку. Но за год жизни в Москве так ни разу и не выезжал на водоемы, хотя меня не раз приглашали и рассказывали про весьма интересные места. Может быть, в отпуске наверстаю упущенное. Люблю общаться с сыном. Ему 15 лет, находится в активном возрасте, и вот он, кстати, борьбой занимается, правда, не самбо и дзюдо, а русским стилем.

В выходные дни, особенно зимой, ходим семьей в музеи и театры, встречаемся с друзьями. В общем, все, как у людей.

- Что бы вы пожелали читателям нашей газеты, большинство которых сельские жители?

- Успехов, оптимизма, надежды. Это как раз те люди, на которых все держится. Правильно их называют - соль земли. Будут они в порядке - все в России пойдет в гору.

Газета "Сельская жизнь" N52 от 19-25 июля 2001 г.

  00:04 27.07  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU