Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостей17 лет и вся оставшаяся жизнь.

17 лет и вся оставшаяся жизнь.

Запечатленные в бронзе в одном из московских двориков выпускники 41-го каждое лето получают первый букет от учеников своей знаменитой школы.

Они стоят рядком, вытянув тоненькие шеи и вздернув упрямые подбородки. На фоне прозрачного неба пятеро мальчишек в больших солдатских шинелях кажутся обгоревшими спичками. Им было по 17-18 лет, и они почти ничего не успели сделать в своей жизни. Только - погибнуть, защищая Родину.

Мемориальную стелу "Реквием 41-го" можно разглядеть, только задрав голову - она прикреплена на стене московской школы N 110. Тогда, в 1941 году, весь выпускной класс, 40 человек, ушел на войну. Пошли воевать и учителя, и выпускники прежних лет. Не вернулось сто вчерашних учеников. И два учителя - Иван Иванович Кузьмин и Борис Михайлович Вайнштейн.

Стелу сделал в память о погибших друзьях их одноклассник, скульптор Даниэль Митлянский. Под памятником висит доска с перечислением всех имен погибших учеников. В школьном музее хранится эскиз, где фигуры всех пяти солдат подписаны. Игорь Богушевский, Игорь Купцов, Юра Дивильковский, Гриша Родин и сын венгерского эмигранта Габор Рааб. Они не стояли в одном строю, кто-то погиб под Курском, кто-то под Ржевом, некоторые дошли до Польши и Германии. В 1971 году, когда был открыт памятник, все они вновь вернулись в родную школу. Стали реквиемом по всем погибшим и памятью для всех живых.

- На доске выбиты 99 имен, - рассказывает директор музея школы Николай Садкович. - А недавно нам принесли документы об еще одном нашем выпускнике, погибшем на той войне. Теперь счет округлился - стало ровно сто. К сожалению...

Какими они были.

110-я школа еще в те, довоенные времена была самой знаменитой в Москве. Здесь учились дети Бухарина, Уборевича, Гамарника, Кагановича, Щербакова, Ворошилова. Проходила практику дочь Сталина Светлана Аллилуева. Репрессии 30-х годов затронули детей: например, дочь Михаила Булгакова училась под маминой фамилией, а сына "врагов народа" Женю Щукина отстоял тогдашний директор, Иван Новиков. Сейчас академик Евгений Дмитриевич Щукин - гордость школы. Гордятся здесь и теми своими учениками, которые не стали учеными, архитекторами, кинорежиссерами, дипломатами. Жизнь не дала им такой возможности.

В те времена весь советский народ готовился к войне - и школьники не были исключением. Занятия были пять дней в неделю, как правило, по пять уроков. Обязательно дважды в неделю - физкультура и военное дело.

С "военным" уклоном преподавали историю, немецкий язык, геологию и географию, математику. "Изюминкой" 110-й школы была химия.

- 21 июня 1941 года директор Иван Кузьмич Новиков, подписал ребятам аттестаты, - поднимает архивы Николай Садкович. - Они тут же сфотографировались на память. Причем фотография вышла очень демократичной: ребята не стоят навытяжку, а сидят вокруг Ивана Кузьмича.

А вот потанцевать на выпускном они не успели. Класс, за исключением одного мальчика (его не взяли по состоянию здоровья), ушел на фронт.

"Мы, Борис Маркус и Андрей Флаксерман, надеемся, что вы еще не забыли нас, - писал старший сержант Флаксерман директору школы. - Сегодня, в день взятия Каховки, шлем вам через сотни километров наш горячий боевой привет. Встретились сегодня случайно на берегу Днепра над Каховкой и после первых минут встречи решили написать вам это письмо. Вот уже второй раз вечер встречи проходит в условиях ожесточенной войныЕ Но, как и в 1941 году, когда никто из нас не имел возможности прийти в старый Мерзляковский переулок, в этот день все мысли наши вместе с вами".

Согласно традиции, в школе N 110 ежегодно в ноябре собираются выпускники. На первом послевоенном вечере встреч выпуск 41-го года практически не был представлен...

- Это были дети. Они только выучились, еще не знали жизни, но пошли на войну. Они ничего не успели, - говорит Николай Садкович.

Какими мы стали.

Школа вернулась в Москву из эвакуации в 1943 году. Пережила образовательную реформу, когда было введено раздельное обучение. Пережила новую реформу 1954 года, когда мальчики и девочки вновь стали учиться вместе. Переехала в здание в Столовом переулке. Во время "карибского кризиса" изменилась политика и стиль руководства и появилась первая в России специальная языковая испанская школа.

Здесь учились дети партийной элиты и дипломатов, послов из 18 испаноязычных стран. Иметь таких учеников, как Андрей Сахаров, Алексей Баталов, Александр Ширвиндт, Андрей Козырев, Мария Миронова, Никита Михалков, Геннадий Хазанов, Генрих Падва, Анастасия Цветаева, Натан Эйдельман, сочла бы за честь любая школа. Диплом 110-й есть у шефа внешней разведки ГДР Маркуса Вольфа и у сенатора американского штата Аляска Виктора Фишера.

И сейчас здесь учатся "дети", те, кого в перестроечные времена называли "золотой молодежью". У них дорогая одежда и супернавороченные мобильные телефоны - каждый раз перед экзаменом учителя предупреждают: "Ребята, отключайте телефоны!" Но они такие же, как и их ровесники из обычных общеобразовательных школ. Радуются, когда учителя хвалят за знания. Выбегают украдкой покурить на улице. Кричат через весь коридор: "Экзамен сдал! "Пятерка"!" Придирчиво выбирают наряды на выпускной бал, который будет 23 июня.

- Буду поступать в Высшую школу экономики, - говорит 11-классник Кирилл Кириченко. - У нас в семье все экономисты, хочу продолжать традицию.

- Мне далеко еще до окончания школы, но я уже сейчас знаю, чем хочу заниматься, - рассказывает 9-классница Катя Мельник. - Буду поступать в МГУ на международную журналистику. Что еще хочу? Выйти замуж, родить детей, дожить до старости и воспитать внуков.

Последний учебный год заканчивается для одиннадцатиклассников у этого памятника. Нет, им, как и всем старшеклассникам, вручают дипломы, потом они веселятся всю ночь напролет, а наутро их, уже начавших новую взрослую жизнь, ждет последний урок.

- Мне кажется, это были очень мужественные, героические люди. И с огромным чувством долга, - говорит 11-классник Паша Бойко. - Я бы тоже пошел. Выбора ведь нет: иначе пришли бы фашисты и убили тебя в твоем собственном доме. И страха нет.

- Нет, это ужасно страшно. Ты можешь не вернуться, потерять родственников, друзей, - вступает в спор 11-классница Ульяна Колобова. - Преодолеть этот страх нельзя, он будет всегда. Надо найти в себе силы сделать шаг. И идти вперед с этим страхом.

Шестьдесят лет назад в этой школе тоже был выпускной. И тогдашние ученики также мечтали о новой, несомненно, счастливой жизни.

Виктория АВЕРБУХ.

  00:04 22.06  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU