Архив новостей → Писатели и читатели: кто потерянное поколение?
Писатели и читатели: кто потерянное поколение?
Сам мэтр, вполне оправившись от второго инфаркта, но еще тяжело опираясь на трость, водил полторы сотни гостей по Овсянке, показывал свой старенький дом и сад, поматеривал фотокорреспондентов. Именем Астафьева была освящена и знатная уха, поданная прямо на живописнейшем енисейском берегу. А когда уха была съедена и выпита чарка кристально чистой минусинской водки, настал черед конференции "Отечественная литература и библиотеки на рубеже веков: состояние и тенденции развития". В конце концов именно она, литература - профессия и страсть, и собрала сюда литераторов из Москвы и Питера, Иркутска и Омска, Тюмени и Кызыла, Норильска и Абакана...
О ЧЕМ шел разговор? О том, что вопреки разрушительным ударам стихии рынка по культуре российская литература жива. И выходят новые произведения поэзии и прозы не только в Москве, но и в сибирской глубинке. Писатели Кузбасса за последние три года издали несколько десятков книг в твердых переплетах, прекрасную антологию "Поэтический век земли Кузнецкой"; в школах Кемеровской области в учебную программу даже включены 60 часов кузбасской литературы. В Красноярске усилиями администрации края отремонтированы помещения местного отделения Союза писателей, оплачивается работа секретариата писательской организации, учреждены пять литературных премий по 25 тысяч каждая. Томичи, наоборот, отлученные от бюджетных дотаций, существующие, по их же словам, "у разбитого корыта", тем не менее возродили порушенное было книгоиздание, наладили регулярный выпуск альманаха "Сибирские Афины", сумели провести всесибирский семинар молодых писателей и областной фестиваль детского литературного творчества. "У разбитых корыт думы четче и глубже", - не без иронии заметил хороший томский поэт Александр Казанцев.
Небольшими тиражами, но выходят в краевых и областных центрах Сибири литературные журналы и альманахи. В иных городах - не один и не два. В том же Красноярске рядом с завоевавшим признание читающей публики серьезным и вдумчивым журналом "Дни и ночи" спустя шесть лет вновь стал выходить "Енисей", теперь вот появилась "Тайга". "Иртыш" - в Омске, "Алтай" - в Барнауле, "Сибирь" и единственный в Зауралье детский журнал "Сибирячок" - в Иркутске, литературные альманахи "Бийск", "Литературный Абакан"... Появились новые названия: "Розмысл"К- на Алтае, "Горница" - в Новосибирске. При поддержке новосибирских областных властей и межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" возрождается главный "толстый" журнал региона "Сибирские огни", которому скоро предстоит отметить восьмидесятилетие. Выходит, есть в редакционных портфелях что предложить читателю. Титульный лист антологии современной сибирской прозы и поэзии сегодня определяют имена Натальи Ахпашевой, Николая Березовского, Владимира Берязева, Станислава Вторушина, Александра Денисенко, Сергея Донбая, Нелли Закусиной, Николая Игнатенко, Анатолия Кобенкова, Валерия Мурзакова, Любови Никоновой, Геннадия Прашкевича, Романа Солнцева, Михаила Шангина, Михаила Щукина...
В сибирских организациях менее чем в столицах ощутим раскол в писательских рядах. И там, где он имеет место быть, он, конечно же, затрудняет литературную жизнь. Например, в Омске или в Иркутске. Но порой сами писатели начинают недоумевать: а что нас, собственно, разъединяет? И перед лицом реальных трудностей все чаще действуют сообща. Вот и на конференции, на встречах с читателями принадлежность писателей к разным союзам совершенно не ощущалась. Не о том болит голова.
Болеть же есть от чего. Увы, проблем у писательских организаций куда больше, чем успехов и достижений. Творческие, организационные, финансовые - они так тесно переплетены и стянуты в узел, что порой кажется, что и распутать-то их невозможно. Впрочем, для того и литературные встречи, чтобы сообща разобраться, что к чему. Хоть и говорят: талант - дар свыше, и никаким умом его не заменишь, и все же: ум - хорошо, а два - лучше.
Вопросы на заданную конференцией тему: с чем войдем в XXI век? О чем пишем? Кто он, сегодняшний герой? Об этом пытались размышлять и сибиряки, и их столичные гости Алексей Варламов, Мариэтта Чудакова, Светлана Василенко. Интерес не праздный. По наблюдению главного редактора "Сибирских огней" Виталия Зеленского, из повести в повесть, из романа в роман кочует "маленький человек", попавший под колеса непонятных ему "реформ", внимание поэтов, прозаиков, публицистов сосредоточено на бездуховном, бессмысленном существовании людей. Волна цинизма захлестывает литературу, считает литературовед, красноярский профессор Галина Шленская, она населена преступниками, наркоманами, проститутками...
- Какое общество, какая жизнь - такая и литература, - ставит диагноз Виктор Астафьев. - Думаю, что самое важное, самое интересное и самое сложное, что предстоит пройти отечественной литературе сегодня и в ближайшее время, - это испытание правдой.
СПРАВЯТСЯ ли с ним часто растерянные, не всегда понимающие, что происходит в стране, писатели? Более чем определенно положение дел комментирует председатель Координационного совета писателей Сибири Владимир Берязев:
- Из элитной касты всячески опекаемых государством интеллектуалов и духовных пастырей за последние восемь лет литераторы превратились в разрозненные общины, в этакие клубы по интересам. Многое утеряно. Нет издательств, нет литературного фонда, нет "Литературной газеты" как газеты литераторов... Нет, и об этом надо сказать прямо и открыто, творческого союза под названием Союз писателей России. Связи нарушены, творческого обмена нет, а значит, нет и общей картины литературного процесса, нет профессиональной среды и момента состязательности, без чего труднопредставимо появление новых значительных произведений.
Как попытку ответить на вызов действительности нужно рассматривать идею проведения III съезда сибирских писателей. Он состоялся в Новосибирске в ноябре минувшего года, спустя почти семьдесят лет после второго. Тогда и был создан Координационный совет, перед которым съезд поставил задачу разработать конкретную программу поддержки литературы в регионе и определить форму объединения писателей Сибири. В Красноярске состоялся второй пленум Координационного совета, на котором писатели подтвердили свою принципиальную позицию об объединении вокруг старейшего и авторитетнейшего литературно-художественного и общественно-политического журнала "Сибирские огни". На берегах Енисея редколлегия журнала провела свое выездное заседание, ее портфель пополнился новыми произведениями.
В числе самых первоочередных проблем, которую призван решить "толстый" беспристрастный журнал, - поднять на новую высоту профессиональную художественно-литературную критику. Пока же профессия литературного критика может быть отнесена в разряд исчезающих. Одного Алексея Горшенина на всю Сибирь явно мало.
Десятки больших и малых народов населяют сибирские пространства. В числе утрат (остается надеяться, восполнимых) - литература малых народов, литература на национальном языке. О ней с болью говорила мудрая Мария Хадахане из Кызыла:
- Писателей в Тыве горстка. Последние тувинские книги выходили в 1984 году. Издательская деятельность прекращена. Семинаров нет, в Москву нас давно не приглашают. Растеряли переводчиков. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск переводы не печатают. Чиновники говорят на плохом тувинском и плохом русском. А ведь давно известно, что художественный перевод обогащает язык маленького народа.
Те же проблемы в Хакасии, Республике Алтай, в Бурятии. Писатели опасаются потерять молодую поросль пишущих на родных языках, прямо заявляют, что литература малых народов без государственной поддержки не выживет.
УЖЕ НА открытии конференции Виктор Астафьев в числе основных тем для обсуждения назвал вопросы книгоиздания. По сути речь идет о главном: о сохранении писательства как профессии. Писатель должен издаваться, должен за свой труд получать вознаграждение. Желательно достойное или, уточним, заслуженное. В столичные издательства не пробиться. Выход видится в создании объединенного сибирского книжного издательства. Идея эта в писательских кругах носится давно, вопрос в другом: на каких основах его создавать? На коммерческих? Но серьезная книга да еще хорошо изданная, а значит, дорогая, покупается плохо. Пока решили обратиться за содействием к сибирским губернаторам, полномочному представителю Президента в регионе.
На этом можно было бы и закончить, но очень не хочется ставить точку на столь грустной ноте. Весьма кстати вспомнился такой эпизод: теплоход, увозящий литераторов к плотине Красноярской ГЭС, долго не мог отчалить от берега в Овсянке - местные школьники, мальчики и девочки с умными глазами, атаковали писателей просьбами оставить автографы на книгах. А вы говорите: что там выбирает поколение NEXT?
Александр ШАМОВ, соб. корр.
Красноярск.
00:04 14.10
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |