Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейВоспоминания о празднике У каждого свой...

Воспоминания о празднике У каждого свой "небоскреб", или Мысли о домашней культуре Без малого полмесяца прошло после окончания празднования Дней славянской письменности и культуры памяти Кирилла и Мефодия в Самаре.

Улеглась суматоха, сумбур впечатлений. Желание обдумать и понять стало давать первые плоды. Довелось мне побывать на одном из не самых многочисленных и уж точно не шумных мероприятий тех дней. Фанфар не прибавило даже появление на нем импульсивного и экзотичного нашего французского земляка Александра Васильева, известного историка костюма. Мероприятие это называлось "Секция международной научно-практической конференции "Гуманность и современная концепция культуры". Загадочно. Канцеляризмом попахивает. Вела эту секцию доктор культурологии, профессор, руководитель департамента культуры Эллеонора Куруленко. На первый взгляд, сугубо узкое, так сказать, "цеховое" собрание архивистов, библиотекарей, музееведов. И темы докладов подобраны довольно странно: "Реализация прав детей на доступ к информации: инновационные подходы", "Открытие мировых культурных ценностей через книжную коллекцию К.Д. Чичагова", "Иконописные династии Палеха: история и современность", "Историческая уникальность альбомов гравюр из собрания С.Е. Пермякова". Совершенно изумил доклад "Российско-Канадский проект "Древние степи" в контексте сравнительной археологии Старого и Нового Света". Это надо же! Даже догадка мелькнула: осваивается канадский грант, то бишь научная стипендия. Простите великодушно, не называю имен и званий докладчиц, да и темы перечисляю не все. Первые впечатления были довольно традиционны: да, это здорово, что есть такая среда образованных людей. Интеллигенция. Хранители - не "фэнтези" - истории культуры. Большое им спасибо, работают за совесть, чтобы наши дети не выросли "маугли". Как им удается не только сохранять, но и делать доступными для нас, детей и внуков наших массу знаний, которых ни в одном "телеящике" не найдешь, даже если с утра до вечера смотреть только канал "Культура". Но прошло немного времени, и этот "пестрый клубочек" стал разматываться, как нить Ариадны, давая пищу все новым размышлениям. Не так уж и средневеково-архаичен Джефрри Чосер, писавший в своих "Кентерберийских рассказах": "На старом поле каждый год / Родится новая пшеница / Настанет день - из старых книг / Познанье новое родится " Конечно, здорово, что есть люди, изучающие чудом сохранившиеся дворянские и купеческие коллекции редких книг и гравюр, предметов искусства, осевшие в наших самарских музеях и библиотеках. Но это только элитный, так сказать, "надводный" слой того, что называется "память человечества". А ведь есть еще и то, что историки именуют "культура повседневности". Что не заменишь никакими виртуальными играми на исторические сюжеты. Что я имею в виду? Вещи, казалось бы, простые: прапрабабушкино пряслице, ножницы, которыми в вашей семье орудовали еще сто лет назад, салфетка, вышитая к возвращению деда с войны, "Буратино", по которому училась читать ваша мать. Все те вещицы, книги, мебель, которых с каждым годом остается в нашем быту все меньше и меньше. Не призываю превращать наши не самые просторные квартиры в музеи и лавки старьевщиков. И речь не только о фотоальбомах, хотя и о их сохранности и ценности разговор особый: стареют они, расплываются и растворяются в реке времени. Отцифровывать надо, пока не погибли, призывают специалисты. Но это, повторюсь, отдельный разговор Хочу высказать, может, для кого-то и крамольную, мысль: уважение к предкам - без крайностей в раскапывании и придумывании многовековых генеалогий - не только в том, чтобы раз-два в году съездить на могилку, поправить, посидеть, опростать поминальную чарку. Память еще и в том, что хоть что-то из вещей, если даже и не сделанных руками, то таких, к которым прикасались наши родители и прародители, сохраняются у нас в доме, передаются детям. Продолжают служить хоть уже, быть может, и в надуманных, ритуальных целях. Есть такие вещи, такие "домашние памятники" и в нашей семье. Хоть век минувший, мягко говоря, не способствовал: войны, революции, голодовки, раскулачивания, ссылки и прочие "прелести". Да, далеко не все из нас нарыли дворянские гербы и гильдейско-купеческие медали, но память, в том числе и вещественную память о "небоскребах поколений", на вершине которых пока еще стоим мы, сохранили многие. Потом на этой вершине на время встанут дети, потом внуки И, как пел Марк Бернес, "..все опять повторится сначала " Не забывать бы о тех, о пра- , пра- Не торопитесь выбрасывать с чердака развалившегося деревенского дома неказистую на вид прялку. Это, конечно, не "Электролюкс", но сделано с умом. А в носочках из ниток, спряденных на ней, бегали ваши дедушки и бабушки. И швейную машинку "Зингер" не торопитесь отправлять на помойку. Это благодаря ей в годы "славной" коллективизации семья не вымерла с голоду и вы живете сейчас. Мысль моя понятна. Резюме просится. А не в этих ли "мелочах"кроется что-то сущностное, что люди с учеными степенями и решили назвать "Гуманность и современная концепция культуры"? А о великолепных книгах родовитого Чичагова, редкостных гравюрах Дрезденской галереи самарского городского головы Пермякова и о многом другом расскажут поподробнее мне и читателям "ВК" Александра Михайловна Колядина, Надежда Александровна Бессонова, Людмила Лапир и другие хранители памяти истории культуры самарского края в другой раз. Сергей РЯЗАНОВ

  00:04 11.06  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU