Архив новостей → МОСКВА њ РЕГИОНЫ: ВЛАСТЬ ПО ВЕРТИКАЛИ.
МОСКВА њ РЕГИОНЫ: ВЛАСТЬ ПО ВЕРТИКАЛИ.
Вчера Правительство РФ на своем заседании одобрило план действий по стабилизации социально-экономического положения в стране. Председатель Правительства Евгений Примаков, выступая накануне заседания кабинета министров в Совете Федерации, высказался за совместные действия регионов и центра, направленные на развитие федерализма в России.
Приводим текст выступления Е. Примакова в изложении.
ПРАВИТЕЛЬСТВО нередко упрекают за невнимание к Совету Федерации. Это по меньшей мере несправедливо.
Пока,к сожалению, губернаторы идут в Правительство не с постановкой общих вопросов, а для того, чтобы им выделили ссуду или дополнительный трансферт.
Это не самый продуктивный путь. А самые серьезные и продуктивные встречи, которые Правительство провело с руководителями субъектов Федерации, њ это встречи с ассоциациями. Мы встретились с "Большой Волгой", "Приморьем" и "Черноземьем". Это в общей сложности 30 руководителей регионов. Это больше трети.
Остановлюсь на некоторых вопросах, которые сейчас имеют ключевое значение для развития федерализма.
Первое њ это восстановление региональной вертикали. Как мне кажется, Юрий Дмитриевич Маслюков очень справедливо сказал, что не может быть послойной демократии. Региональные лидеры абсолютно правильно ставят вопрос о необходимости соподчинения, выработки жесткой вертикали между региональными и местными органами власти. Это безусловно непосредственно влияет на экономику, потому что собственниками зачастую являются местные органы власти.
Но если говорить о другой части вертикали њ между субъектами Федерации и федеральным Правительством њ это уже вопросы целостности России. Сегодня просто необходимо сохранить эту вертикаль в целом. Пока Правительство не имеет по этому вопросу конкретных предложений из регионов. Как нужно входить в Думу, какие законы нужно менять, что сделать для восстановления этой вертикали.
Словами ничего не добьешься. Давайте переходить к делам њ и переходить обоюдно њ в центре и в регионах. Надо не только требовать чтоњто от Правительства, надо, чтобы и Совет Федерации давал какие-то конкретные предложения. Это первое. Но это еще не федерализм.
Не менее важно сегодня размещение производительных сил. Помните, при советской власти, например, в Грузии построили металлургический комбинат, хотя там не было ни коксующих углей, ни руды. Построили потому, что необходимо было создавать свой рабочий класс. Вот Руставский комбинат так был построен. А сейчас многие субъекты Федерации, даже находящиеся вблизи друг друга, начинают тракторы производить. Что ж, это њ рыночное хозяйство, но какой-то порядок навести с этим нужно.
И очень правильно, что, например, в Черноземье все объединяются в рамках ассоциации для того, чтобы создать единый концерн, который будет заниматься производством удобрений. Здесь проводятся координация, централизация производства сельскохозяйственной техники. Это и нужно делать в первую очередь в рамках ассоциации. И в рамках федерального Правительства тоже. Вот это њ еще одно направление, которое, мне кажется, укрепит федерализм.
Еще одно направление укрепления федерализма њ это селекция общих федеральных программ. Мы их наплодили тысячи, причем нередко без всякой финансовой базы. Давайте оставим только то, что мы можем сделать, что нам под силу сегодня или будет под силу в 1999 и 2000 годах. И не будем больше уповать на те программы, которые невыполнимы. Этого Правительство не может сделать без помощи регионов, без учета ваших интересов.
Правительство готово работать вместе с комитетами Совета Федерации и Думы по этому вопросу. Нельзя обманывать народ, нельзя год от года выходить с бюджетами, в которых насчитываются тысячи программ, причем часть их имеет ранг президентских, а часть њ какой-то другой ранг. Но мы их не выполняем потому, что выполнять не можем. У нас для этого нет средств.
Банковскую систему тоже нужно поднимать с учетом интересов территорий. Так, на заседании ассоциации "Черноземье" шел разговор о банке СБС-АГРО. Не секрет, что именно региональные банки, к счастью, находятся у нас в самом здоровом состоянии. Почему? Они были меньше всего заангажированы в ГКО. И у филиалов системообразующих банков положение тоже лучше, чем у головных банков. Так, может быть, перенести центр тяжести по тому же СБС-АГРО в регионы, а потом, уже на следующем этапе, создать какие-то системы, максимально учитывающие интересы регионов.
Назрел вопрос и о трансфертах. Но сразу его не решишь. Нынешняя система их распределения без реальных критериев не работает. Нужно предотвратить сепаратистские настроения, которые могут возникнуть, если мы откажемся от трансфертов и передадим на какой-то период фиксированную сумму на места. Все нужно продумать, потому что часть этой суммы должна идти на исполнение федеральных программ на данной территории. Необходимо, наконец, выйти на численные показатели, которые дадут нам возможность оптимально распределять. Но основная идея заключается в том, чтобы дать больший простор для деловой активности на местах за счет фиксации какой-то части налогов, исходя из того, что если возрастет сбор налогов, то больше денег останется на местах. Но мы не можем задерживать бюджет, пока не отработаем эту схему. Значит, сейчас бюджет пойдет по старой схеме. По схеме, которая будет несколько модернизирована, так как от таких критериев, согласно которым к депрессивным районам относится Сочи, мы уже отказались.
Сегодня же у нас ситуация такая њ если губернатор больше всех находится в Москве и ходит по кабинетам, то он может и получить больше. Но это њ не критерий. Неправильно, когда тот, у кого больше лоббистов или, если хотите, луженее глотка, тот и получает результат. Потому и нужно выработать настоящие критерии, а может быть, и перейти к каким-то новым системам. Но при этом нужно гарантировать поступление соответствующих денег в бюджет.
Финансирование бюджетников, и прежде всего армии, это њ приоритетная сфера деятельности Правительства. Сейчас денежное довольствие мы даем армии ежемесячно. Но разве этого достаточно? Армия должна получать все для того, чтобы быть боеспособной, а не просто денежное довольствие.
Не менее назревший вопрос њ передача в собственность или в доверительное управление многих пакетов определенных акций предприятий, находящихся на территории субъектов Федерации. Но необходимо помнить о встречных обязательствах. Здесь говорилось о необходимости получить чуть ли не точный график погашения долгов перед бюджетной сферой в регионах. Да не можем мы сделать это, поскольку основная часть долгов должна погашаться на местах. А мы должны дополнительно давать средства для этого. Если мы передаем объект либо в собственность, либо в доверительное управление, то регионам в ответ следует брать на себя обязательство по целой группе вопросов, которые среди прочего включают и зарплату.
А мы хорошо знаем, что целый ряд предприятий выдает зарплату не по ведомости, а в виде конвертов. И работодатель не платит при этом ни в Пенсионный, ни в социальный фонды.
Как и в сборе налогов, в борьбе с преступностью и коррупцией преуспеть мы можем только вместе. Я согласен с тем, что нельзя затягивать процессы следствия. Если заведено уголовное дело на должностное лицо, и только потому, что это лицо должностное, следствие должно быть прекращено, то с этим согласиться никак нельзя.
Мы буквально на каждом шагу сталкиваемся с такими явлениями, как перекачка денег њ уже сейчас по меньшей мере 15 миллиардов рублей недодано в бюджет за счет искусственного занижения НДС. Это Боос раскрыл њ молодец парень, хорошо начал работать. 80 предприятий участвуют в этом деле во главе со страховой компанией. Мы это дело сейчас передаем в суд. Как это делается? Передают друг другу совершенно несуществующий песок њ если его уложить, то это 20 тысяч составов, представляете? У нас железная дорога будет только для этого работать многие годы. Или говорят, что сохраняют этот песок в соответствующем карьере, а там, в карьерах, вообще разработок никаких нет њ передают песок другому, тот передает следующему, снимают соответствующую часть с НДС.
В РОССИИ снова побывал глава Международного валютного фонда Мишель Камдессю. Он вновь подтвердил приверженность МВФ к сотрудничеству с нами. Единственное условие њ чтобы у нас реформы не выходили за определенные рамки и не изменяли характер движения к рынку.
Есть позиции, по которым у нас с главой МВФ абсолютно совпадают взгляды. Он тоже считает, что нужно развивать реальную экономику. Дело ведь не в том, сколько чемоданов с долларами он привез или не привез с собой. Без договоренностей с МВФ мы не можем провести реструктуризацию долгов Парижскому клубу и не получим никакие двусторонние кредиты. Например, от Японии, которая дает нам несвязанный кредит в сумме 800 млн. долл., но четко требует: договоритесь с МВФ.
Мы разъясняем главе МВФ,что у нас будет не программа развития фонда, а программа развития России. Но нам настойчиво советуют продолжать реформу. А мы что, не хотим ее продолжать? Мы что, не хотим приватизацию продолжать? Но не такую приватизацию, которая происходила раньше и совершенно не учитывала необходимости роста и эффективности производства. Приватизации по известной схеме "Деньги њ криминал њ деньги" мы не хотим.
К моменту утверждения нового состава Правительства накопились огромные долги Пенсионному фонду њ 35 миллиардов рублей. Кто думает об отмене Пенсионного фонда? Да никто, нет таких дураков. Неужели кто-то думает, что в Правительстве кто-нибудь считает, что нужно ликвидировать Пенсионный фонд. А как же мы будем тогда платить пенсии?
16 тысяч человек работает в Пенсионном фонде на местах, собирая налоги от работодателя. Мы не будем ломать этот механизм, это очень опасно. Но в то же самое время мы хотим провести эксперимент, который предлагает Орловская область њ поручим налоговой службе собирать все, но окрашивать деньги в разные цвета, чтобы это все не попадало бы в бюджет, а чтобы шло и в дорожные фонды, и в Пенсионный фонд и так далее.
Кстати, дорожный фонд уже перешел на такую систему сбора и это оправдывает себя. Они ничего не только не потеряли, а приобрели. Но на слом механизма мы не пойдем, это слишком дорого может обойтись.
Когда поднимается еще один важнейший вопрос њ о госконтроле на продукцию алкогольной промышленности, Правительство обвиняют во всех смертных грехах. Мы взяли все лучшее, что наработано в регионах, и после обсуждения со специалистами создали систему. Ее главное звено њ это блок предприятий, производящих этиловый спирт. Хорошо, что эти предприятия не приходится национализировать, поскольку все они либо унитарные государственные предприятия, либо предприятия, в которых пакет акций находится в руках государства. Здесь только нужно установить жесткий контроль. Этого достаточно для того, чтобы у нас работала и винно-водочная промышленность, работала бы и медицина, и оборонка. Но должно быть жесткое квотирование по каждому предприятию. И нужно следить за тем, чтобы не было ночной смены, которая работает налево.
С этого начинаем, а далее њ переход на винно-водочную промышленность. Там есть предприятия самых разных форм собственности. Но опять-таки, нужно следить за тем, чтобы точно производилось бы то количество, которое заявляется и должно облагаться налогом. Затем следует оптовая торговля. В Москве, например, было 200 с лишним оптовых баз. Сейчас, как говорит Юрий Лужков, осталось чуть больше двадцати оптовых баз.
Ну а в розничной торговле, если появляется левая продукция, надо лишать лицензии незамедлительно. Одновременно ведется борьба по ликвидации всей левой продукции, прежде всего с незаконным импортом спирта. Мы разрешаем только железнодорожный транзит по стране, но нас часто обманывают, используют якобы автомобильный транспорт, а на деле спирт уходит в левое производство. Специальный комитет во главе со Степашиным уже начал применять репрессивные меры. И наконец, чтобы не гнали левую водку из технического спирта, он будет подкрашиваться и при соединении с водой давать такой ярко выраженный оранжевый цвет, что все будут понимать, из чего это произведено.
От недоброкачественного алкоголя мы потеряли 24 тысячи человек, то есть больше, чем в афганскую войну.
С момента введения госмонополии мы получили в бюджет в 1,5 раза больше налогов по сравнению с тем периодом, когда монополии не было. И это далеко не предел.
Давайте работать вместе с комитетами, особенно по восстановлению властной вертикали њ сейчас срочно нужны соответствующие решения законодателей.
00:04 04.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
|
Мяу : ) Комментариев: 4 |
Закрой глаза Нет комментариев |
______ Нет комментариев |
ере Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg Комментариев: 2 |






