Архив новостей → Санитары налоговых дебрей.
Санитары налоговых дебрей.
Дума отменяет еще один незначительный налог - рекламный.
Вадим Вислогузов.
Пока правительство безуспешно пытается выбраться из трясины налоговой реформы, члены бюджетного комитета Думы решили занять себя расчисткой авгиевых конюшен действующего налогового законодательства. На прошлой неделе комитет проголосовал за отмену налога на рекламу. Одновременно, чтобы медиа-сообществу жизнь медом не казалась, депутаты договорились лишить СМИ льготной ставки налога на добавленную стоимость.
Налог на рекламу - явление в российской практике удивительное и аналогов в мировой практике не имеющее. В федеральном законодательстве ему посвящена всего одна фраза - о том, что он уплачивается рекламодателями по ставке не более 5% от стоимости рекламных услуг. Содержится это положение в давно утратившем свою актуальность законе "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", принятом в последние дни существования Советского Союза.
Подобная лаконичность привела к тому, что не определенные законом правила взимания налога пришлось прописывать в ведомственных циркулярах. Это, однако, противоречит решению Конституционного суда, определившего, что все элементы налогообложения должны содержаться непосредственно в законодательстве. Так что с правовой точки зрения налог на рекламу считать законно установленным никак нельзя.
Кроме того, довольно странным выглядит весьма вольное обращение с этим налогом региональных властей. Федеральным законодательством он отнесен к местным и поэтому должен находиться в ведении муниципальных образований. Однако городские власти Москвы и Санкт-Петербурга этот источник у местных бюджетов попросту отобрали. Кроме того, Москва самовольно расширила объект налогообложения, прописав в городском законе "О налоге на рекламу", что он уплачивается не только с оказанных рекламодателю услуг, но и с самостоятельно выполненных им рекламных работ.
Впрочем, главная нелепость существования этого налога состоит не в этих частностях, а в его экономической природе. Во-первых, он по сути своей является оборотным. А оборотные налоги еще три года назад были объявлены президентом вредными для экономики и к сегодняшнему дню отменены. Во-вторых, "рекламный побор" противоречит смыслу новой главы НК о налоге на прибыль. Согласно ей затраты на рекламу отнесены на расходы предприятия. Другими словами, признано, что потраченные на продвижение продукции средства облагаться налогами не должны. Исходя из всего этого, депутаты Госдумы Михаил Задорнов, Игорь Артемьев и Борис Резник предлагают налог с 1 января 2004 г. отменить. Белый дом откликнулся на эту инициативу отрицательным заключением, но, по словам замминистра финансов Михаила Моторина, "эта позиция не столь категорична, и правительство могло бы поддержать проект - если он будет увязан с идущей сейчас работой по определению источников доходов муниципальных образований".
Впрочем, возможно, что готовность Минфина изменить свое мнение связана с озвученным главой думского налогового подкомитета Владимиром Дубовым согласием депутатов не продлевать больше действие льгот по НДС для печатных средств массовой информации.
Как известно, до 1 января 2005 г. для СМИ сохранена половинная, 10%-ная ставка НДС на редакционные, издательские услуги, а также доставку прессы и размещение рекламы в ней. Однако депутаты решили, что сохранять льготы в 2004 г., когда налога на рекламу уже не будет, - значит чересчур баловать издателей и рекламодателей.
Для Минфина подобный "обмен" выгоден. От льготы по НДС деньги недополучает федеральный бюджет, а от отмены налога на рекламу пострадают местные. Ожидается, что их потери в 2004 г. составят 4 млрд руб.
Впрочем, заметят это далеко не во всех регионах. Дело в том, что собирается рекламный налог из рук вон плохо. Уклониться от него, оформив рекламные услуги в качестве, например, консультационных или занизив реальную сумму договора, не составляет особого труда. По утверждению Михаила Задорнова, добросовестно платят налог в основном крупные иностранные рекламодатели. Поскольку сосредоточены они большей частью в двух российских столицах, 62% всех поступлений от рекламного налога собирается в Москве, еще 12% - в Санкт-Петербурге. А для этих весьма небедных городов, по словам депутата, потеря этого источника существенной не будет, и они за сохранение налога не борются. По данным Минфина, Москве этот налог дает не более 1% всех доходов, Петербургу - 0,3%.
Авторы законопроекта надеются, что отмена налога выведет рекламный бизнес из тени, что в итоге приведет к росту поступлений по другим налогам. Предположение спорное, но как формальный аргумент для ликвидации налога вполне подходящее.
00:04 24.03
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |