Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейЕвгений ЕВТУШЕНКО: Все равны перед инструкцией?

Евгений ЕВТУШЕНКО: Все равны перед инструкцией?

"Мне бы очень хотелось со страниц "Российской газеты" обратиться к министру иностранных дел", - с этого начал наш разговор в аэропорту поэт, прилетевший в Москву из США.

Я думаю, нет нужды объяснять Игорю Сергеевичу Иванову, насколько важны для сохранения мира и взаимопонимания между народами контакты с деятелями искусства и литературы других стран. Однако, к сожалению, среди людей, прямо или косвенно связанных с мидовским ведомством, есть и такие, которые не понимают, как вредит их бестактный бюрократизм престижу нашей Родины. Молодой талантливый американский поэт Раймонд МакНиш согласился приехать в Россию на Первый международный фестиваль поэзии в Сибири - без всякой оплаты за выступление, взяв на себя даже транспортные расходы. Это человек - искренне любящий нашу поэзию, воспитанный на нашей классической литературе. Я выступал с ним не однажды в Соединенных Штатах и в Европе и видел, с каким восторгом принимает его стихи и песни молодежь. Он был приглашен мной с 15 по 20 июля в Москву, чтобы выступить на моем традиционном вечере в Политехническом и по ТВ, а затем полететь в Сибирь. Все эти приглашения с датами были направлены в наше консульство в Нью-Йорке. Однако 15 июля, когда он прилетел в Москву, оказалось, что наше консульство ошибочно поставило дату въезда - 21 июля. Он предъявил все приглашения, на основе которых ему была выдана виза со всеми официальными печатями. Это не помогло. Я позвонил дежурному по МИДу и услышал серьезную бюрократичную реплику в устах, по-моему, совершенно молодого, но уже ороговевшего человека: "Все равны перед лицом инструкции". А я думал, Игорь Сергеевич, грешным делом, что все равны не перед лицом инструкций, а только перед лицом Бога. Таким образом, за ошибки нашего консульства с американского поэта потребовали 250 долларов и еще 20 долларов штрафа, несмотря на все мои попытки объяснить вашим подчиненным, что это - бескорыстный человек, не какой-нибудь делец и что своим приездом в Сибирь он делает подарок пострадавшим от наводнения жителям, для которых собирает своими песнями и стихами деньги. Можно ли было так грубо, бестактно сдирать с него деньги за ошибку мидовских работников? Разве это можно назвать заботой о престиже нашей страны? Неужели встречать гостей России у ее ворот должны люди, которые живут только по инструкции и не выходят за их грани даже при самых чрезвычайных ситуациях?

.

ПЕРСОНА.

Поэзия снова обживает Политехнический.

Сегодня в знаменитой Большой аудитории музея состоится традиционный вечер поэзии Евгения Евтушенко.

ТАК повелось, что поэт, нынче преподающий в США, каждое лето приезжает на свой день рождения на Родину и проводит день поэзии в знаменитом Политехническом музее. Мы встретились накануне вечера с поэтом.

- Евгений Александрович, помнится, несколько лет назад вы заключили с руководством Политехнического договор на проведение таких вечеров до 2019 года. Продержитесь?

- Я думаю, что продержится и эта традиция, и я. Во всяком случае, нынешний вечер будет проходить в Политехническом уже седьмой раз. Надеюсь, что Бог даст мне милостью своей здоровья. Желание у меня есть.

- Как на этот раз построите программу вечера?

- У меня, как всегда, все связано с импровизацией. Но на этот раз раскрою один секрет. Начну издалека: у меня сейчас очень большая радость. Когда-то, десять лет назад, исполнился самый драгоценный мой замысел - я написал сценарий "Конец мушкетеров". На этот сценарий я заключил договор с итальянцами: в фильме должны были играть Клаус Мария Брандауэр - Арамиса, великий итальянский актер Витторио Гасман - Д'Артаньяна, Питер Устинов - Портоса... К сожалению, съемки сорвались. Но следом появилась другая задумка: сценарий очень понравился Шону Коннери. И когда заболел Гасман, я подумал, что Коннери тоже мог бы прекрасно сыграть старого Д'Артаньяна. Когда Коннери во время съемок "Русского дома" был у меня в Переделкино, он мне цитировал кусками этот сценарий. Увы, и этот проект не состоялся. Потом я, между прочим, репетировал кусочки сценария с Джеком Николсоном... Так что были разные попытки. Я все время получал за этот фильм авансы и по наивности думал, что, раз дают такие хорошие деньги, то фильм будет обязательно поставлен. Сценарий стал ходить по лучшим студиям планеты, а это очень опасное дело. В общем, мою идею, косвенно, не скажу, что сплагиировали (все-таки сюжет принадлежит Дюма!), но частично осуществили в фильме "Железная маска". Скажу так, если бы мой сценарий не ходил по лучшим студиям планеты, вряд ли бы этот фильм вышел. Кстати, там был очень неплохой Д'Артаньян, да и сам фильм получился неплохим. Но создатели "Железной маски" делали инсценировку, а у меня - фантазия на тему Дюма. Мне хотелось поставить очень современный фильм - о взаимоотношении талантливых людей и власти. Всю идею этого киносценария, а потом и пьесы, можно было выразить в следующей формуле: чувство Родины и чувство государства никогда не сольются в человеке. Это не означает, что я хочу оскорбить сразу все государства на свете.

- И все-таки попахивает анархизмом!

- Какой-то анархизм мне присущ - с того подросткового возраста, как я прочел книгу Ленина "Государство и революция". Мне очень понравилось в книге место, где Ленин предсказывал появление общества, в котором границы государств отомрут, не будет бюрократических аппаратов, а из золота построят общественные туалеты. Меня, подростка, это так поразило, что до сих пор хочется верить, что так и будет!.. Вернемся к сценарию: одно время им очень увлекся композитор Леонард Бернстайн, с которым мы дружили и который очень любил мои стихи и ходил на все мои выступления в Америке. Он мне сказал: "Женя, из этого может получиться грандиозный трагический мюзикл!" Он начал писать музыку, но и тут помешала его смерть....

- Какая-то роковая история!

- В самом деле! Я попытался превратить сценарий в пьесу и стал предлагать ее разным театрам. В это время Горбачев только-только пришел к власти. И вдруг наши режиссеры стали поголовно пугаться: в образе молодого короля они увидели... Горбачева. Я пытался доказывать, что к Горбачеву это не имеет никакого отношения, потому что сценарий был написан гораздо раньше, что у меня к Горбачеву личная симпатия. И вообще - это общечеловеческая тема: надежды, которые люди возлагают на молодых людей, потом, как правило, рушатся... Помню, как Марк Захаров сказал, что ему моя пьеса очень нравится, но ее будут интерпретировать как пьесу, направленную против Горбачева. Понравилась пьеса и Коле Караченцову, который даже поначалу хотел ее поставить, но потом не решился... С приходом Ельцина режиссеры стали боятся, что пьеса будет ассоциироваться с ним. Потом, когда пришел Путин и я пытался возобновить разговоры с московскими театрами, опять появился страх. Это просто кошмар! У нас по-прежнему есть неистраченная инерция человеческой трусости. В вечной теме все видят какие-то аллюзии, памфлеты. А ведь я просто попытался посмотреть другими глазами на замечательную книгу Дюма и увидел, что мушкетеры - эти искрометно-талантливые люди были марионетками в руках власти и придворных кругов. Эти круги заставляли или уговаривали их под видом патриотической деятельности скакать за какими-то дурацкими подвесками, участвовать в каких-то дворцовых интригах, оправдывая все это высшими государственными интересами. Я представил себе, как такие замечательные люди, как Д'Артаньян, Портос, Атос и Арамис, должны были разочароваться к концу своей жизни. По моей версии, к старости они становятся диссидентами и, сохранив в себе внутреннюю молодость и чувство протеста, не хотят быть мальчиками на побегушках. Они захотели сами делать историю. Короче говоря, моя пьеса - довольно горькая вещь, которая одновременно напоминает власти, что нельзя использовать талантливых людей, исходя из текущей выгоды. Иначе они в конце концов отвернутся от власти.

Так что все, что я написал о трех мушкетерах, - вечная тема, но это не памфлет и не имеет никакого отношения ни к Горбачеву, ни к Ельцину, ни к Путину. Это имеет отношение ко всем правителям, которые будут наперед не только в нашей, но и в любой стране. Это вечная тема - разрыв между талантливыми людьми и властью...

Я понимаю некоторых наших режиссеров, которые боятся ставить мою пьесу. Им надо просить субсидии у власти, они боятся с ней поссориться и т.д. И тем не менее Ермоловский театр ставит ее. Правда, пьеса стала... мюзиклом. Режиссер Саша Паламишев (когда-то он блистательно поставил мою "Братскую ГЭС") нашел молодую композиторшу Ирину Голубеву, и она написала то, что не довелось сделать Бернстайну. Эта пьеса теперь не только политическая, она - о любви. Старого Д'Артаньяна будет играть народный артист СССР Владимир Андреев. На моем вечере в Политехническом музее он в первый раз прочтет монолог Д'Артаньяна...

На мой вечер в Политехнический хотел прийти Сережа Никитин. Жду Валерия Золотухина с новой звездой Театра на Таганке Ириной Линдт. Они будут читать мои стихи по собственному выбору и петь дуэтом. Я ожидаю это блестящее выступление. Русские народные песни исполнят две певицы из ансамбля ушедшего от нас Дмитрия Покровского. Я с детства очень люблю русские народные, такие околичные песни. Я вообще начал писать стихи, потому что в 1941-м в Зиме слушал песни на околицах... Как всегда, надеюсь, придет герой Братской ГЭС, один из моих ближайших друзей Алеша Марчук.

Еще одним сюрпризом на моем вечере будет выступление выдающегося американского поэта Раймонда МакНиша. Он обладает титулом чемпиона Америки по "слан поэтри" - иными словами, это "поэзия, хлопающая дверью". Сейчас в Америке есть поэзия начетническая, книжная, отворачивающаяся от жизни. Раймонд МакНиш и его группа организовали открытые турниры поэтов, которые пользуются огромной популярностью среди молодежи. Они великолепно читают, и очень мне понравились. Среди них есть хорошие, прекрасные поэты, есть и средние, но в целом это живая поэзия. Раймонд МакНиш - один из тех редких поэтов, которые сейчас пишут о рабочем классе. Причем не только пишет - он и его ребята ездят и выступают на фабриках. А этого в Америке сейчас вообще никто не делает. У нас сейчас такой поэзии тоже нет, хотя раньше и в прошлом мы имели сильную пролетарскую поэзию. Раймонд МакНиш после вечера в Политехническом полетит вместе со мной на Первый международный фестиваль поэзии в Сибири, в котором будут участвовать гости из Франции, Польши, многих республик СНГ; из Петербурга прилетит Александр Кушнер, из Москвы - Олег Чухонцев, Юрий Кублановский, Игорь Шкляревский. Критик Лев Анненский будет вести круглый стол о поэзии в музее Александра Вампилова. Хотел поехать Виктор Астафьев, но ему помешала болезнь. В городе Зима будет открыт мой "дом поэта", реставрированный моими земляками за собственный счет. Нас ждут в местах, которые были недавно затоплены, а также в Иркутске, Ангарске и, конечно, на Братской ГЭС. Сбор с моего вечера в Политехе полностью пойдет в помощь жителям моего родного города Зима, пострадавшим от наводнения. Многие зарубежные гости приедут за свой счет.

Беседовал Александр ЩУПЛОВ.

  00:04 18.07  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU