Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостей"Не плачь!

"Не плачь!

Мы жили жизнью смелой...".

По странной прихоти судьбы траурное прощание с поднятыми подводниками состоялось на главной площади Североморска 29 октября - в день, печально памятный флоту гибелью линкора "Новороссийск". В Москве в храме на Поклонной горе поминали "новороссийцев" и "курян".

РОВНО 45 лет назад в севастопольской бухте под днищем линкора "Новороссийск" прогремел чудовищной силы взрыв. Он унес в общей сложности свыше шестисот жизней. ("Российская газета" уже рассказывала об этой воистину национальной трагедии).

Огромный корабль, перевернувшись, превратился в гигантскую подводную лодку, внутри которой остались заживо похороненными десятки моряков. Только девять человек удалось извлечь на поверхность живыми. Остальных тайно схоронили на Братском кладбище. Только в 1990 году были выбиты на надгробных камнях имена всех шестисот десяти погибших, только в прошлом году вдовам "новороссийцев" были вручены ордена, которыми наградили посмертно их мужей.

"Курян" наградили сразу и сразу же поставили им памятники, и наделили вдов и сирот подводников деньгами. Как разительно отличаются эти две беды. Неужели только потому, что одна разыгралась под советским серпасто-молоткастым флагом, а другая - под Андреевским стягом?

Однако "Новороссийск" подняли со дна севастопольской бухты без помощи норвежских водолазов. Уникальную судоподъемную операцию провели в течение года силами аварийно-спасательной службы ВМФ под руководством инженер-контр-адмирала Николая Петровича Чикера.

"Новороссийск" и "Курск"... При всей несхожести этих трагедий есть в них нечто общее. Прежде всего неустановленность изначальных причин катастроф. До сих пор остается в силе официальная, как наиболее вероятная, версия о гибели "Новороссийска" "на мине времен Второй мировой войны".

Эта же версия фигурирует и в высказываниях правительственной комиссии по обстоятельствам гибели "Курска". Недосказанность, неопределенность дает волю фантазиям порой самого нелепого толка. Так появились предположения, что линкор "Новороссийск" был взорван диверсантами из спецназа маршала Жукова дабы дискредитировать в глазах Хрущева главнокомандующего ВМС СССР адмирала Кузнецова. При этом авторы этих печатных бредней не дают себе труда задуматься над тем, что адмирал Кузнецов в 1955 году уже и без того был не у дел и что, когда понадобилось снять с должности самого Жукова, фигуру гораздо более весомую в государственно-политическом плане, никто не стал городить огород с инсценировкой диверсий. Героя минувшей войны убрали с политической арены росчерком пера. Тем не менее версии гибели "Новороссийска" множатся год от года. То же и с "Курском" - чем дальше от печального события, тем больше домыслов. Особенно преуспевает на этом поприще московский еженедельник "Жизнь" (бывшие "Московские ведомости"), присвоивший себе право на истину - "Только у нас! Как убивали "Курск". Мы нашли неопровержимые доказательства: подлодку потопили московские ракетчики". На поверку "неопровержимые доказательства" обернулись "неопровержимыми слухами".

Это не правда, что мертвые не говорят. Вот "заговорил" извлеченный из девятого отсека командир трюмной группы дивизиона движения капитан-лейтенант Дмитрий Колесников. Его мать просила не поднимать тела подводников. Но Дмитрий был поднят едва ли не самым первым. Видимо, у него было особое предназначение, дарованное ему словом. Там, в полутьме затопленного отсека, сначала при скудном свете аварийного фонаря, а потом и в кромешной тьме он выводил строки своего донесения о положении в кормовой части подводного крейсера, а затем и строчки письма к Ольге, жене. Дмитрий сполна выполнил и свой офицерский, и свой человеческий, мужской долг. Записка, извлеченная из кармана его робы, во многом помогла выстроить правильную тактику водолазных работ, пролить некий свет на обстановку после взрыва. "13.15. Весь личный состав из 6,7 и 8 отсеков перешел в 9. Нас здесь 23 человека. Мы приняли это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх... Я пишу на ощупь".

К ОМАНДУЮЩИЙ Северным флотом адмирал Вячеслав Попов прокомментировал эту записку так:

- Точное время гибели подводников, собравшихся в девятом отсеке, будет определено судебно-медицинской экспертизой. Я как подводник могу только предполагать, подчеркиваю, предполагать, что личный состав погиб не позже 13-го числа... Чуть более часа после взрыва подводники вели борьбу за живучесть кормовых отсеков. Сделав все возможное, оставшиеся в живых моряки перешли в 9-й отсек-убежище. Последняя пометка капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова сделана через три часа 15 минут после взрыва...

Записка капитан-лейтенанта Колесникова позволяет сделать чрезвычайно важный вывод: ядерный реактор заглушен не только автоматически, но и вручную. У командира дивизиона движения капитан-лейтенанта Аряпова и старшего лейтенанта Митяева было время, чтобы посадить компенсирующую решетку на концевики вручную.

Почему-то не слышно слов восхищения в адрес наших водолазов, которые впервые в отечественной и мировой практике работают в отсеках затонувшей атомной подводной лодки да еще на такой глубине. Работают с невероятным риском, мужеством и успехом. Другое дело, что они спускаются с норвежской платформы "Регалия", идеально приспособленной для подобных операций. Но где наши подобные суда? Кто и как разбазарил российский спасательный флот? Правоохранительные органы уже взялись ответить на этот вопрос. Доведут ли они следствие до логического конца, то есть до внятного судебного решения?

ИЗУМЛЯЕТ и удручает информационная политика военного ведомства. Подняли восемь тел, но сообщили, что "несколько". К чему такая неопределенность в официальных сообщениях? Ведь и без того хватало недомолвок и противоречий в эти скорбные дни. Зачем давать лишний повод швырнуть в себя камень?

Посмертные судьбы погибших всегда в руках живых. Никто не спрашивал согласия капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова на покидание корабля, на расставание со своим экипажем. Но главковерх приказал оставить отсек, и капитан-лейтенант Колесников приказ выполнил, как будто для того, чтобы доставить донесение с борта затонувшей атомарины. Нечто подобное совершил когда-то погибший командир К-8 капитан 2 ранга Всеволод Бессонов, который успел передать список вахты, зажатый в закостеневшей от холода руке, и навсегда уйти в пучину.

Капитан-лейтенант Колесников писал стихи. Тут прямая связь душ с лейтенантом-подводником, штурманом-поэтом из другой эпохи - Алексеем Лебедевым, погибшим на подводной лодке Л-2 в 1941 году. Получается так, что это и Колесникову тоже, как, впрочем, и всему экипажу "Курска", адресовал свои провидческие предсмертные строки лейтенант Лебедев:

... И если пенные объятья.

Нас захлестнут в урочный час,

И ты в конверте за печатью.

Получишь весточку о нас, -

Не плачь, мы жили жизнью смелой,

Умели храбро умирать, -

Ты на штабной бумаге белой.

Об этом сможешь прочитать.

И дальше, будто обращение самого Дмитрия Колесникова к своей жене, точнее вдове, Ольге:

Переживи внезапный холод,

Полгода замуж не спеши,

А я останусь вечно молод.

Там, в тайниках твоей души.

И если сын родится вскоре,

Ему одна стезя и цель,

Ему одна дорога - море,

Моя могила и купель.

Эти строки - эпитафия всем погибшим в морях.

Вглядываюсь в фотографию... Дмитрий Романович Колесников. Родом из Питера. Парень с Богатырского проспекта. За два дня до гибели ему исполнилось 27 лет.

Жена - Ольга - с улицы вдов: Заречной улицы поселка Видяево. Была такая песня "Весна на Заречной улице". 12 августа на Заречную улицу в Видяеве пришла жестокая седая зима.

Дмитрия только что доставили из Североморска на малую родину - в Санкт-Петербург. Гроб с его телом внесли под шпиль Адмиралтейства, в стены родного военно-морского инженерного училища, где пять лет назад он получил лейтенантские погоны и офицерский кортик. Многим питомцам этого старейшего инженерного училища пришлось сложить голову в морях, но не многие из них удостоились такой чести. Хоть в этом ему повезло.

Как тут не вспомнить "подвиг трех капитан-лейтенантов", коллег и ровесников капитан-лейтенанта Колесникова? В Атлантическом океане на атомной подводной лодке К-47 вспыхнул пожар. Горел электротехнический отсек, в котором находилась выгородка дистанционного управления реактором. Три вахтенных инженер-капитан-лейтенанта (дежурная смена) натянули дыхательные маски, понимая, что продержаться в них они смогут не более 20 минут. Все это время они управляли реактором, дав экипажу возможность всплыть на поверхность и бороться с огнем. Они погибли на боевом посту - геройски. Но страна о них не узнала - на дворе стоял 1975 год, о пожарах, катастрофах, взрывах в газетах не писали, дабы не омрачать облик страны, строящей коммунизм. Их фамилии, но не имена впервые были названы в 1996 году в книге адмирала Михайловского "Рабочая глубина": инженер-капитан-лейтенанты Авдеев, Знахарчук и Кириллов. Кто они, что они, откуда, где их вдовы и матери - Бог веси...

Капитан-лейтенанта Колесникова похоронили на Серафимовском кладбище, где покоятся моряки с атомной подводной лодки "Комсомолец". На могилу капитан-лейтенанта Авдеева я случайно наткнулся на Братском кладбище Севастополя. Где же лежат остальные?

Надпись, выбитая на памятнике экипажу броненосной лодки "Русалка", звучит сегодня нам всем укором - "Россияне не забывают своих героев-мучеников". Увы, забывают...

Норвежские водолазы режут "окно" в девятый отсек, где находятся тела всех, кто после взрыва уцелел в кормовой части подлодки. Выйти им не позволила заклинившая крышка люка. Все было почти так же, как тридцать лет назад на К-8. Тогда подводники, сгрудившиеся в кормовом отсеке, тоже не смогли открыть заклинивший люк, это стоило жизни многим. Но все-таки его отдраили и кое-кто остался в живых.

Над "Курском" звезды сошлись иначе...

Уже подняты двенадцать тел. Остались еще одиннадцать...

Николай ЧЕРКАШИН.

Москва - Санкт-Петербург - Североморск.

  00:04 03.11  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU