Архив новостей → Виктор ЧЕРНОМЫРДИН: Дело сдвинулось.
Виктор ЧЕРНОМЫРДИН: Дело сдвинулось.
Это нужно понять каждому.
Вчера на расширенном заседании Правительства премьер-министр России выступил с докладом
"О ходе реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти њ порядок в стране (О положении
в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка
и экономический рост в 1997њ2000 годах".
Уважаемые участники заседания!
Я специально подробно остановился на итогах первого полугодия и вопросах, связанных с подготовкой бюджета на 1998 год, поскольку как раз на этой основе формируются приоритеты экономической и социальной политики Правительства.
В этой связи я хотел бы сейчас выделить несколько проблем, продвижение в решении которых, на мой взгляд, составляет своего рода обязательный "техминимум" государственной экономической политики второго полугодия.
Прежде всего это исполнение бюджета и выход в ноль по большинству федеральных долгов бюджетной сфере. Ситуация складывается таким образом, что мы имеем хорошие возможности выполнить до конца года все свои обязательства с учетом секвестра государственных расходов. Более того, мобилизуя дополнительные доходы и в последний раз используя разного рода зачетные схемы, мы постараемся и сможем уменьшить величину секвестра примерно на 30 триллионов рублей, а если поработаем, то и на большую величину.
Перед нами стоит задача привлечь дополнительные источники по погашению до конца этого года задолженности по выплате заработной платы бюджетникам и денежного довольствия военнослужащим на сумму 20 триллионов рублей.
Из них 5,4 триллиона рублей в июле њ августе мы должны отдать по линии Министерства обороны. 2,1 триллиона рублей до конца декабря уйдут на погашение долгов по заработной плате рабочим и служащим федерального уровня. 12,5 триллиона рублей њ также до конца года для погашения задолженности бюджетникам в регионах. При этом выплачиваются текущие целевые трансферты территориям, а 7,5 триллиона рублей будут оформлены как бюджетные ссуды.
Напомню, что погашение долгов по заработной плате позволит нам обеспечить и дополнительные поступления в Пенсионный фонд, которые при сохранении сложившейся динамики сбора страховых взносов позволят не допустить новой задолженности по пенсиям. Расчеты показывают њ добиваемся роста отчислений, снижаем долги предприятий и организаций самому фонду хотя бы на 6њ7 процентов, то не только ликвидируем дефицит бюджета Пенсионного фонда, но и создадим надежный резерв на зимние месяцы 1998 года. Полагаю, что здесь все ясно. Обязаны добиться и добьемся. Персональная ответственность за это на руководителях Министерства финансов (А.Б. Чубайс, А.Л. Кудрин) и Госналогслужбы (А.П. Починок).
Исполнение бюджета њ это также и "северный завоз", уборочная, подготовка к зиме. На Севера мы уже отдали около полутора триллионов рублей, причем 600 миллиардов рублей в июле, 1 триллион отдадим в августе. Времени остается мало њ не более полутора месяцев. Положение поправим. Вопрос этот сейчас на особом контроле.
Я не помню года, когда бы в России не было проблем с уборкой урожая. Есть они и сегодня. В то же время виды на урожай особенно хорошие. Там, где уже убирают хлеб, средняя урожайность с гектара 25њ26 центнеров. Обидно и преступно будет, если растеряем этот потенциал, если это богатство уйдет под снег.
Сейчас решено поставить селу на проведение уборочных работ около 3 тысяч комбайнов, 4,7 миллиона тонн дизельного топлива, 2,2 миллиона тонн бензина. В целом на уборочные работы будет направлено 3,4 триллиона рублей, в том числе в июле њ 1 триллион рублей. Минфину нужно четко выдержать сроки финансирования њ ибо время на уборку не ждет.
Как вы помните, в этом году создан специальный фонд льготного кредитования села. Однако формируется он трудно. Многие тянут с возвратом долгов за товарный кредит, уповая на помощь из федерального бюджета. Но ведь это получается себе дороже. Нет фонда њ значит, нет денег на ГСМ, технику, вообще на уборку. Доходит до анекдота. Начали наполнять фонд, когда мы сказали: нет возврата долгов, нет и трансферта. Сейчас уже внесено 2 триллиона рублей, примерно по 50 миллиардов рублей в неделю поступает за счет продажи долговых обязательств. Дело сдвинулось. Будем доводить его до конца.
По подготовке к зиме буквально вчера подписано постановление Правительства. Наша общая задача њ неукоснительно выполнить все в нем заложенное. Есть вопрос по реструктуризации долгов ТЭКа и ТЭКу. Завершаем проработку комплексной схемы развязки этой проблемы.
С исполнением бюджета самым непосредственным образом связана работа по налогам. К уже сказанному добавлю, что нам необходимо очень существенно прибавить в собираемости налогов по самым высокодоходным группам. Реальная сумма недоплаченного подоходного налога составляет десятки триллионов рублей.
Исключительно серьезного внимания, ответственных и всесторонне выверенных шагов требует проведение неотложных структурных реформ. Я бы выделил здесь несколько направлений.
Во-первых, радикальная перестройка всей социальной сферы.
Во-вторых, овладение культурой управления предприятиями во всех сферах хозяйства, снижение издержек.
В-третьих, защита прав собственности, как частной в ее различных формах, так и государственной.
В-четвертых, государственная поддержка продвижения товаров и услуг российских производителей на мировые рынки, интеграция отечественной экономики в современное мирохозяйственное пространство.
И наконец, в-пятых, радикальное реформирование тех элементов государственного организма, где даже простое продолжение деятельности по старинке угрожает экономической безопасности страны. Я имею в виду здесь прежде всего оборону и систему правоохранительных органов.
Начну с отраслей социального сектора.
Нам сегодня остро необходимы принципиально новые, эффективные механизмы реализации социальной политики, обеспечивающие более рациональное, я бы сказал, более умное использование средств.
Суть предложений Правительства: социальные льготы и выплаты должны доставаться только тем, кто в них действительно нуждается. Еще раз напомню, что сегодня численность лиц, которые могут претендовать на получение разного рода льгот, достигает почти 100 миллионов человек. Это две трети населения России! В результате для одних эти выплаты и льготы практически не имеют ни экономического, ни житейского смысла, а для других, реально нуждающихся њ явно недостаточны, не гарантируют необходимой социальной защиты.
Надеюсь, что совместно с нашими законодателями нам все-таки удастся принять необходимые решения. Ведь нужны они не для того, чтобы кого-то ущемить или обделить, а для обеспечения наиболее значимых социальных гарантий, для реализации принципов социальной справедливости.
Важнейшая составляющая реформ в социальной сфере њ реформирование пенсионного обеспечения, затрагивающего интересы 38 миллионов пенсионеров, а по сути дела њ всех и каждого.
Суть пенсионной реформы њ последовательный переход к страховым принципам, к накопительной системе с персональными пенсионными счетами, чтобы каждый знал, сколько у него копится на старость.
Это будет иметь отношение прежде всего к тем поколениям, которые сегодня входят в трудоспособный возраст, имеют запас времени и сил, чтобы самим себе заработать на спокойную старость. Поэтому и переход на новые принципы накопления и выплаты пенсий займет не одно десятилетие. Никаких урезаний и ущемлений по отношению к тем, кто сейчас получает пенсию, не допустим!
Требует продуманной стратегии и реформа здравоохранения и образования. Об этом подробнее доложит О.Н. Сысуев, который возглавляет эту работу.
Уважаемые участники заседания!
Все мы прекрасно знаем, что любая рыночная система основана на конкуренции. Практически во всех документах по экономической политике всегда записывались правильные слова о регулировании естественных монополий. Но от по делу, по жизни всерьез к решению этих вопросов мы могли приступить лишь в этом году.
Смысл всех наших действий њ развитие конкуренции в отраслях-монополистах, снижение издержек в промышленности, повышение в конечном счете конкурентоспособности всей экономики.
Кое-чего уже добились. Началась структурная перестройка в РАО "ЕЭС России", "Газпроме", снизились темпы роста цен на их продукцию и железнодорожные перевозки, принят ряд решений, призванных укрепить эту тенденцию. Теперь надо, что решили, выполнять. Многое будет зависеть от активности и настойчивости Б.Е. Немцова, руководителей отраслей, компаний, предприятий.
Неделю назад Правительством рассмотрен комплекс мероприятий на второе полугодие по сокращению перекрестного субсидирования потребителей, пересмотру действующих тарифов, отмене многих льгот.
Реализация этих мер позволит в совокупности снизить уже в 1997 году тарифы на электроэнергию на 22,5 процента, увеличить доходы МПС за счет пересмотра льгот на 1,5 триллиона рублей и тем самым создать своего рода плацдарм для проведения более сбалансированной тарифной политики на железнодорожном транспорте. В результате ожидаем, что затраты промышленности на перевозки грузов сократятся на 2 триллиона рублей, еще на 1 триллион рублей снизятся издержки по услугам связи.
Кроме этого будет продолжена работа по организации федерального оптового рынка электроэнергии и мощностей, регулированию тарифов в нефтепроводном транспорте. Завершается подготовка пакета мер по ценам на газ и тарифам на его транспортировку. Сейчас нам крайне важно не сбиться с ритма, не сорваться в "резиновые" сроки исполнения.
К тому же мы как-то привыкли, что главные монополисты у нас њ энергетики, газовики и железнодорожники. Это верно, но это только полдела. А водоканалы, теплосети, порты и аэродромы... Это что њ не монополисты? А "ледовый сбор" за проход по Северному морскому пути, положивший на лопатки весь лесной экспорт Сибири, њ это разве не проявление монополии?
Особую роль сегодня приобретает Госкомитет по антимонопольной политике. Именно он должен направлять и координировать всю работу, быть главным "возмутителем спокойствия". Сейчас госкомитет своему предназначению явно не соответствует. Будем поправлять дело, укреплять его и организационно, и материально. Необходимо в течение ближайших дней решить с назначением руководителя этого комитета. Мы что, "невесту" выбираем њ тянем столько времени?
За последнее время мы ощутимо продвинулись в подготовке реформы жилищно-коммунального хозяйства. В принципиальном плане ее необходимость абсолютно ясна. Позитивный эффект для оздоровления и разгрузки бюджетов всех уровней, а следовательно, и для экономики в целом, очевиден. Есть общие рамочные условия, есть федеральные стандарты затрат на жилищно-коммунальные услуги, есть и пропорции по годам в распределении средств на совершенствование ЖКХ между государством и населением. Каркас реформы, таким образом, сложился.
Хочу еще раз объяснить: никто никого не собирается стричь под одну гребенку, навязывать конкретные решения и сроки. Это дело регионов. Именно они определяют, что, когда и как они будут предпринимать. Требование центра одно њ на месте не стоять, реформу проводить. А для этого разрабатывать собственные региональные программы.
Будем это стимулировать, в том числе ставя в зависимость от хода реформы предоставление трансфертов, целевой бюджетной помощи и тому подобного. Мы обещали, что будем помогать организационно и методически. Сегодня вам роздан целый пакет методических разработок по практическим вопросам реформы жилищно-коммунального хозяйства. Все эти материалы направлены в регионы.
То же самое по реформе предприятий. Речь о ней идет уже год.
Сегодня наконец имеем первый набор проектов методических документов, с которыми уже можно работать по существу. Напомню, что мы рассматриваем реформирование предприятий как один из важнейших инструментов повышения конкурентоспособности экономики, как своего рода пролог к российской "революции менеджеров". Министерство экономики (Я.М. Уринсон) должно существенно активизировать работу на этом направлении.
Конкурентоспособность экономики всегда основывается на научно-техническом потенциале страны. За долгие десятилетия мы приучили себя гордиться им примерно так же, как и бескрайними российскими просторами. Конечно же по праву, но как-то безлично, слишком общо.
Однако получается: потенциал вроде бы есть, а конкретная отдача от него, как говорят в таких случаях, оставляет желать лучшего. Большая часть вины на государстве њ финансируем плохо, с перебоями. Естественно, деньги значат очень многое. Но я рискну заметить, что далеко не все.
В этом году даже с учетом секвестра федеральные расходы на науку вдвое превысят прошлогодний уровень. Легче от этого, однако, не становится. Значит, надо менять организацию самой научно-технической сферы, подводить под нее рыночную основу. Именно об этом должны позаботиться заместитель председателя Правительства В.Б. Булгак и министр В.Е. Фортов.
Мы не перестаем удивляться успехам промышленно развитых стран, а между тем там доля государства в финансировании НИОКР в полтора-два раза ниже, чем у нас. Следовательно, упираемся в эффективность, в организацию управления. Полагаю, что нам нужно готовиться к серьезной реформе в этой области.
Важнейшее дело њ поддержка малого предпринимательства. Нужно сосредоточить основную поддержку малых предприятий в производственной и инновационной сфере, строительстве и агропромышленном комплексе. Сегодня малый бизнес особо важен для реформы жилищно-коммунального хозяйства, для реальных преобразований на селе. Кроме того, он должен стать надежным подспорьем для начала многим военнослужащим, уходящим в запас в ходе военной реформы, да и в целом в обеспечении занятости.
Без подъема малого бизнеса невозможен и экономический рост. Именно здесь в значительной мере формируется средний класс, именно здесь вбирают в себя питательные соки корни политической стабильности.
К сожалению, созданный нами в 1995 году Государственный комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства (В.А. Прохоров) не оправдал возлагавшихся на него надежд, а подготовленная им федеральная целевая программа поддержки малого бизнеса им же и провалена. То же относится и к Фонду поддержки предпринимательства.
Особенно нетерпимо то, что сегодня уже нельзя говорить, мол, у Комитета и Фонда нет средств. Средства эти есть њ это и бюджетные деньги, и отчисления от доходов от приватизации, и иностранные кредиты. Однако средства либо вообще не используются и лежат на счетах в банках-агентах, либо используются неэффективно. Во всяком случае оживления в малом бизнесе, мягко говоря, благодаря деятельности Комитета и Фонда не происходит.
Считаю, что настало время специально рассмотреть весь комплекс вопросов государственной поддержки малого предпринимательства на одном из заседаний Правительства. Заодно пройдемся и по руководителям.
Повышение уровня зрелости рыночной экономики в России жестко требует укрепления авторитета институтов собственности и самих собственников. Нерачительное, неэффективное, несостоятельное хозяйствование причиняет огромный экономический ущерб. Мы, например, давно поняли, что один из корней неплатежей кроется в том, что собственность находится просто в неумелых, а порой и вороватых руках. Но вот как-то переминаемся с ноги на ногу в вопросах банкротств. Мне недавно доложили, что возбуждено уже несколько тысяч дел. А результаты? До конца года нам надо основательно разобраться во всем этом.
Ожидаю от Федерального управления по делам несостоятельности (П.П. Мостовой) более энергичной работы.
То же самое по Госкомимуществу. Рано успокаиваться, Альфред Рейнгольдович! По приватизации на основе индивидуальных проектов еще работать и работать. И прежде всего отлаживать нормативную базу, надежные правила игры. А то получается: что ни конкурс, что ни залоговый аукцион, то скандал за скандалом.
А между тем бюджетное задание должно быть не просто выполнено, но и перекрыто. Мы вправе рассчитывать на это и по "Связьинвесту", где стартовая цена заявлена в 1 миллиард 200 тысяч долларов, и по "Норильскому никелю", и по другим крупным проектам.
Надо прямо признать, что мы недостаточно занимались такой стороной укрепления отношений собственности, как защита прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках. Поправить дело и навести порядок в этом вопросе призвана специальная Государственная комиссия, созданная по указу Президента. Полномочия ей предоставлены большие, достаточные для того, чтобы положить конец произволу, просто пронизывающему эти сферы.
Работу начнем с анализа предложений по обеспечению контроля за проверками и расследованием фактов нарушений обязательств перед инвесторами и привлечению к ответственности руководителей структур, их допустивших. Особое внимание њ своевременному поиску и аресту имущества ликвидированных и ликвидируемых компаний и банков, обеспечению возврата вырученных средств пострадавшим инвесторам, вкладчикам и акционерам.
Создаем условия и для развития рынка недвижимости. Крупнейший вопрос здесь њ подход к земле не столько как к природному ресурсу, сколько к объекту недвижимости. Отсюда и земельные отношения следует рассматривать как составную часть отношений в сфере недвижимости. Не найдем убедительного и "технологичного", социально приемлемого решения здесь, значит надо забыть об ипотеке, приватизации земельных участков, рынке земли, самой земельной реформе в городах и на селе.
А все это между прочим одна из естественных основ экономического роста в условиях рыночной экономики. Здесь активнее должны работать и Минсельхозпрод, и Роскомзем.
Я убежден, что мы не поднимем авторитет собственности, если не начнем реформирование хронически убыточных сельскохозяйственных предприятий, не приучим отдавать деньги, взятые в долг.
А для этого на смену бюджетному финансированию должен прийти нормальный банковский кредит. Мы начали пробивать дорогу этой здоровой тенденции в начале года, будем продолжать делать это и дальше.
Нам как воздух нужно больше конкуренции в аграрной сфере как в производстве, так и в инфраструктуре. В этих целях, кстати говоря, вероятно, нужно пойти и на упразднение Федеральной продовольственной корпорации.
Несколько слов о внешнеэкономической политике. Здесь перед нами стоят три главные задачи: стимулирование промышленного экспорта, включая его финансовую и организационно-техническую поддержку; обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров на внешние рынки; совершенствование тарифной политики с целью защиты внутреннего рынка и повышения конкурентоспособности отечественных производителей.
Для реализации этих задач нам необходимо завершить во втором полугодии формирование механизмов поддержки экспортеров, определиться с объемами и сроками выделения необходимых для этого финансовых средств.
Предметом постоянной заботы государства остаются переговоры с нашими ведущими внешнеторговыми партнерами (в первую очередь США и Евросоюз) по недопущению неоправданных дискриминационных действий в наш адрес или минимизации ущерба от них.
Напомню, что только из-за отказа признать Россию "страной с рыночной экономикой" мы ежегодно теряем несколько миллиардов долларов. В Денвере и в ходе последующих переговорных процессов дело несколько сдвинулось с мертвой точки. Однако для достижения результата потребуется еще немало усилий.
Нередко нерациональными действиями в сфере налогообложения мы сами сдерживаем экспорт. Особенно это касается взимания НДС. А здесь есть вопросы просто безотлагательные. Поэтому в месячный срок жду от Минфина, Минэкономики и МВЭС предложений по упорядочению обложения НДС средств, авансированных зарубежными потребителями российских товаров и услуг, а также по возмещению НДС, уплачиваемого при экспорте российских товаров.
Могу добавить, что в отношениях со странами СНГ поэтапно будем переходить на обложение НДС по принципу места назначения. Это поможет увеличить взаимный товарооборот.
Пользуясь случаем, хочу сказать совершенно однозначно: углубление торгово-экономического и интеграционного сотрудничества со странами њ участницами Содружества Независимых Государств остается и будет оставаться одним из важнейших приоритетов России. С начала года подписаны серьезнейшие договоры и соглашения с Белоруссией и Украиной. Все они должны выполняться неукоснительно. Другая задача второго полугодия в этой сфере њ реальное продвижение в вопросах Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
Надо сказать, что, развивая интеграционные процессы в рамках Содружества, мы будем блюсти наши российские интересы, и прежде всего экономические.
Здесь нет места сантиментам, которые попросту мешают нормально договариваться. И прошедшие на этой неделе непростые переговоры по оплате поставок российского газа на Украину и в Белоруссию еще раз подтвердили справедливость такого подхода.
В ряду приоритетов второй половины 1997 года и ближайших трех лет њ военная реформа, имеющая самое прямое и непосредственное отношение к экономике. Это проблема комплексная, включающая в себя и рационализацию структуры Вооруженных Сил, и повышение их боеготовности, и социальную защищенность военнослужащих.
Принцип здесь один њ эффективность. Уже приняты решения, подписаны указы Президента. Теперь надо действовать.
Будем избавлять военных от неоправданных, не отвечающих интересам укрепления обороноспособности страны расходов, от разного рода балласта, накопленного в Вооруженных Силах за десятилетия. Это необходимо в том числе и потому, что только на обеспечение социальных гарантий увольняемым в запас военнослужащим в следующем году понадобится свыше 4,2 триллиона рублей.
Сегодня 70 процентов огромных средств, выделяемых на оборону, идет, попросту говоря, "на прокорм", то есть текущее содержание техники, на выплату денежного довольствия и заработную плату.
Одна из важнейших задач военной реформы њ перераспределить средства прежде всего на улучшение боевой подготовки, переоснащение Вооруженных Сил новым современным оружием.
Сейчас ведется практическая работа по оптимизации структуры оборонного комплекса. Планомерно сокращается количество предприятий, привлекаемых к выполнению оборонного заказа.
При этом предусматривается сохранение технологий критически важных для производства современных образцов вооружения и военной техники.
Ситуация в экономике, в обществе в целом непосредственным образом связана с тем, насколько успешно мы противостоим преступности, криминализации экономики, коррупции.
В этом году в России введен в действие новый Уголовный кодекс. Усилена координирующая роль Генеральной прокуратуры. Перестраивается работа силовых ведомств. Все это позволяет объединить усилия для решения задач борьбы с преступностью. Именно по результатам будем оценивать работу руководителей правоохранительных органов.
Новые серьезные и большие задачи встают сегодня и перед Министерством юстиции. Это и налаживание единой системы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что позволит создать систему более действенного государственного контроля в экономике. Это и передача под эгиду Минюста системы исполнения наказаний, что явится поистине революционной мерой.
Конечно, проблема коррупции, криминала њ исключительно острая и сложная. Главное њ обрубить ее экономические, финансовые корни. Это, пожалуй, сейчас самое приоритетное из всех насущных дел.
Уважаемые участники заседания!
В заключение хотел бы сказать вот о чем. У нас нет оснований впадать в эйфорию и восторгаться.
Но у нас равным образом нет поводов для невротических восклицаний, что "все не так", "все плохо". В России всегда слишком много того, что "не так".
У нас сегодня только одно основание, одна задача њ работать, думать, учиться на ошибках и опять работать.
Мы сейчас находимся в точке перелома. Можем подняться и сделать российскую экономику конкурентоспособной и уважаемой во всем мире. Но можем и покатиться под уклон. Решают все вторая половина этого и начало 1998 года. Решает все наша совместная и упорная работа, решают взаимопонимание и доверие друг к другу.
Я особо обращаюсь к депутатам Думы и нашим сенаторам-руководителям исполнительной и законодательной власти в регионах. Сегодня при всем разнообразии позиций и мнений по ключевым вопросам мы должны быть заодно, мы обязаны действовать, заряженные единой волей добиться экономического роста.
Экономика России к нему готова. Этого ждут наши люди, россияне. Я уверен, что мы оправдаем их надежды!
Ситуация складывается таким образом, что мы имеем хорошие возможности выполнить до конца года все свои обязательства с учетом секвестра государственных расходов.
Суть пенсионной реформы њ последовательный переход к страховым принципам.
Мы рассматриваем реформирование предприятий как один из важнейших инструментов повышения конкурентоспособности экономики.
Надо менять организацию самой научно-технической сферы, подводить под нее рыночную основу.
00:04 25.07
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |