Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейO sole mio, спи спокойно!

O sole mio, спи спокойно!

Завершился XI конкурс имени Чайковского.

ЦЕРЕМОНИЯ закрытия представила все, чем конкурс был богат: недомолвки, двусмысленные положения, красивые фразы, перманентная истерия по поводу привлекательных иностранных мальчиков и примкнувших к ним девочек. Между делом - музыка, на этот раз совсем немного: все больше крикуны, молотобойцы и оркестр "Молодая Россия". Вот уж никто не думал, что этот коллектив, работой которого, казалось, не был удовлетворен никто (он играл конкурсантам-скрипачам), будет закрывать все действо. Впрочем, все в порядке вещей. "Чайник умер" - эти слова произносились многими. Печальнее всего то, что организован конкурс был как никогда блестяще - ни одной видимой накладки за три недели, спасибо гендиректору Николаю Бутову и его команде из государственной компании "Содружество". Жюри, под общий смех и одобрение, сметало конкурсных туристов с первого тура, слепило из того, что было, тур второй. Тут-то конкурс и споткнулся на нашем соотечественнике пианисте Алексее Султанове. Ярчайший интерпретатор был буквально вышвырнут из конкурсной борьбы по результатам второго тура, что объединило оценки его сторонников и противников, не входящих в состав жюри, в единое слово - "беспредел".

До последнего момента чего-то ждали от председателя жюри конкурса пианистов Андрея Эшпая, но... Андрей Яковлевич, человек во всех отношениях порядочный, к сожалению, показал неспособность на более масштабный, чем полуприватное извинение перед музыкантом, поступок. На фронте ему, вероятно, было в какой-то мере легче - там не надо было делать выбор. Враг ясен, автомат заряжен, "за Родину, вперед, ура". Здесь же, в сложившемся противостоянии школ двух членов жюри, Сергея Доренского и Льва Наумова, идет спор давний и, наверное, мировоззренческий: один готовит победителей конкурсов - быстрых, громоподобных и довольно усредненных исполнителей, другой - концертных музыкантов-интерпретаторов, к коим принадлежат и Султанов, и обладатель четвертой премии Сергей Тарасов. Сегодня музыкальной культуре России и мира ("Чайковский"-то - международный!) нужнее первые. В этом, по крайней мере, убеждено жюри, пропустившее в число восьми финалистов четырех учеников Доренского и отдавшее его школе две первые премии.

Как белый террор определяет неминуемую вспышку красного террора, беспредел жюри ведет за собой безумие публики. Она выбрала себе в любимцы английского юношу Фредди Кемпфа. Он, безусловно, музыкален: рояль жалел и даже пытался вести за собой оркестр, отчаянно вращая головой. Удостоившийся третьей премии Кемпф стал звездой обоих лауреатских концертов - а обладатель второго приза Вадим Руденко не появился ни на одном, а "золотой" Денис Мацуев был приглашен лишь на первый. Говорят, что Фредди - огромное музыкальное явление, за ним будущее. Во всяком случае, Кемпф в финале нынешнего конкурса пианистов - "ни вашим, ни нашим"; рядом с Султановым сегодня его поставить никак нельзя. Однако у публики, как у Татьяны Лариной, "душа ждала... кого-нибудь". И дождалась - открылись очи, она сказала: "Это Кемпф!" Пятиминутной истерики с топотом ног по балкону даже культовый Майкл Найман месяц назад не удостоился.

А в самый последний день в дирекцию пришел член жюри конкурса пианистов китаец Ли Мин Чанг с искореженной видеокамерой в трясущихся от возмущения руках. По его словам, в 12.40 дня на Красной площади к нему, мирно снимающему Кремль, подошли двое в штатском - один высокий, другой короткий, - ударили по ребрам и под вздох, сломали камеру и спокойно удалились. Все произошло на глазах многих людей, но постовой, к которому господин Ли обратился за помощью, сказал: "Я не понимаю". Господин Ли был крайне возмущен - примерно так же, как и музыканты, ознакомившиеся с решением коллег господина Ли и его самого по Султанову за неделю до того. Но камеру можно купить, подонков в штатском - разыскать и посадить. А решения жюри ни одной статьей УК не регламентируются.

Коллизии остальных состязаний на этом фоне вышли как-то помельче. Виолончельное жюри, после провала в прошлый раз (из всех премий тогда вручили только четвертую и шестую), повело себя святее папы римского. Придраться можно разве что к мелочам, типа распределения мест между "золотым" Денисом Шаповаловым и "серебряным" австралийцем китайского происхождения Ли Вэй Кином. У скрипачей было наметился микроскандал с Еленой Ревич, концертмейстером оркестра "Солисты Москвы" Юрия Башмета. Елена прекрасна в оркестре, превосходно упакована технически, но мысль о сольной карьере, похоже, пришла ей не в добрый час. Ревич дошла до третьего тура и взяла бюллетень, чтобы играть не в первый, а в последний день. Подлинность оправдательного документа была оспорена несколькими членами жюри, пригрозившими невыходом на работу. Все разрешилось благополучно - жюри работало в полном составе, а Ревич играла последней. Ее скучное, как добродетель, исполнение концерта Бартока было оценено дипломом - вот как надо решать вопросы, господа! Вокальный конкурс был потихоньку превращен в некое подобие собеса для певцов, чей возраст подходит к критической для конкурса 30-35-летней отметке. При общем равенстве вокальных статей предпочтение отдавалось старшинству. Основная масса молодежи, для которой, по словам председателя жюри Ирины Архиповой, "конкурс - это аванс на будущее", отсеивалась на уровне второго тура, сопровождаемая ворохом спецпризов. Тоже красиво.

Среди призов, коими вдогонку одаривали лауреатов, запомнилось полное собрание Бетховена на 87 CD от "Deutsche Grammophon", выданное пианисту Вадиму Руденко (завидую по-черному), и звезда с неба, самая натуральная - со звездной величиной, склонением и прямым восхождением. "Звездная энциклопедия" составляет навигационный каталог, для которого присваивает звездам имена разных личностей - от Питера Устинова до Церетели, Алиева и, намедни, Шеварднадзе с Назарбаевым. Теперь каждые 4 года будут загораться звезды, поименованные лауреатами 1-й премии у пианистов; так что теперь есть звезда "Денис Мацуев", неподалеку от звезды "Ван Клиберн" в созвездии Лиры. Напомню, что начинала конкурс корейская пианистка Лира Чой - вытянула 1, запредельно выступила и канула обратно в бесславие. Как сказала одна моя знакомая: "Не дай Бог под такой звездой родить".

На выходе из Большого зала меня нагнал коллега: "Слыхал? Солнце переименовали!" Проверил - оказалось, разыграли. Солнце может спать спокойно - по крайней мере, до XII конкурса им. Чайковского в 2002 году.

ЮРИЙ РАКОВ.

  00:04 09.07  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU