Архив новостей → Мой бедный Журден.
Мой бедный Журден.
Сегодня на фестивале "Сцена-99" Челябинский ТЮЗ играет комедию-балет Мольера "Мещанин во дворянстве".
Мольеровскую премьеру Праудина в Челябинске ждали с интересом и нетерпением. Гадали, что будет: театральная головоломка (вроде "Феи Теккерея", поставленной им здесь же три с лишним года назад - вторая сценическая жизнь пьесы Натальи Скороход по сказке Теккерея "Кольцо и роза", первая - в Рижском молодежном театре - продлилась ровно один вечер), скандал (эпопея с театром детской скорби, "надругательством" над солнцем русской поэзии и изгнанием Праудина из Петербургского ТЮЗа известна и челябинским театралам), вариация на злобу дня (велик соблазн сделать из мольеровского Журдена сегодняшнего нового русского, хотя и слишком прямолинейный ход для затейливой праудинской фантазии)?
Ни то, ни другое, ни третье. Праудин поставил спектакль простой, прозрачный, очень грустный и очень внятный. И сам объяснил его (я случайно увидел на экране, как Анатолий Аркадьевич, оторванный - о, святотатство! - от репетиции, втолковывает с терпением христианского миссионера, проповедующего слово Божье среди каннибалов, какой-то телевизионной девушке: "Спектакль о том, как человек решил круто изменить свою жизнь.
Попробовал стать другим. И что из этого получилось. Это было современно в Древней Греции, во времена Мольера, современно и сейчас"). Я ожидал еще фразы "А господин Журден в моем спектакле - это Анатолий Праудин", но она не последовала, хотя, мне показалось, подразумевалась.
Впрочем, как там у Мольера: "Нет-нет-нет, это все не нужно. Я хочу написать ей только то, что я вам сказал: "Прекрасная маркиза! Ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви". Парижский мечтатель Журден (Валерий Егоров) найдет для этого признания в любви, которым открывается спектакль, интонацию тоски по невозможному. Греза, мечта, видение. Такое же, как карета, в которую в глубине сцены сядет прекрасная маркиза Доримена (Наталья Антонова) и взлетит с ней почти под колосники: главное, но не единственное из чудес того маленького Версаля, что устраивает в доме Журдена художник Татьяна Швец. Еще одно из чудес - цветовая гамма: золотистый блеск паркета, мерцание свечей, оранжевые плоды апельсиновых деревьев, белизна париков и камзолов, все оттенки зеленого и голубого и буйство красного и синего в костюмах.
Журден влюблен в идеал, и тоска по дворянству у него совершенно идеальна - это попытка приблизиться к совершенству, а вовсе не стремление попасть из грязи в князи. Он искренен, как ребенок, счастлив, как влюбленный, и грустен, как тот, кто понимает, что мечтает о невозможном, и знает, что живет в мире, совсем не похожем на идеальный. Жизнь давно устроена так, а не иначе, и не собирается меняться из-за того, что какому-то мещанину вздумало влюбиться. Бурлескная пара госпожи Журден (Маргарита Пермякова) и служанки Николь (Ольга Телякова) изо всех сил стремится возвратить своего мужа и хозяина к грубой прозе жизни, вбивая здравый смысл тычками и затрещинами (надо признать, что обе актрисы играют с редким, самозабвенным азартом). Многочисленные учителя Журдена относятся к нему - источнику доходов и к своим наукам и искусствам с профессиональным цинизмом (а учитель фехтования (Владимир Зайцев) и учитель философии (Александр Логунов) еще и со своеобразным артистизмом). Любезный лгун граф Дорант (Борис Черев) пару раз удивленно поднимет брови: нельзя же так терять голову, мой милый. А маркиза Доримена (Наталья Антонова) вдруг ощутит всю силу этого чувства, на мгновение подивится, но тут же отгонит догадку.
И Журден, как всегда, останется в одиночестве. Никому не нужный в своих идеальных порывах. "Это вы для отвода глаз?" - растерянно спросит он посреди карнавально-свадебной мишуры финала, боясь поверить в неизбежное. Ему никто не ответит.
Как и написано у Мольера, Праудин поставил комедию-балет, на что театром были брошены немалые силы, в том числе привлеченные извне: живая музыка струнного квартета. Но и свои, "штатные" певцы и танцоры (молодые актеры Челябинского ТЮЗа Ольга Леонова, Сергей Сафонов, Денис Филоненко, Татьяна Богдан, Лилия Замятина, Елена Кузьмина, Лариса Кутукова, Кира Родькина, Рамиля Хисимова) замечательны (отдельный поклон - педагогу по вокалу Анне Клочевой). Но пестрое, многофигурное зрелище, красота поз и арий стали лишь обрамлением для монотемы господина Журдена (со времен шекспировского Клавдия у Валерия Егорова не было роли такой силы), никому не нужного со своей любовью.
Владимир СПЕШКОВ.
P.S. В сентябре челябинский "Мещанин во дворянстве" станет участником еще одного фестиваля: спектакль приглашен в Екатеринбург в программу престижного международного фестиваля "Реальный театр".
00:04 20.05
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |