Архив новостей → Проблема: Рынок споткнулся о полярный круг.
Проблема: Рынок споткнулся о полярный круг.
В четверг на прошедшей неделе Правительство РФ рассмотрело вопрос о реформировании системы поддержки районов Севера в новых экономических условиях. Проблема эта назрела давно. Столкновение в Думе вокруг бюджета-98 ее только еще раз с беспощадностью обнажило. Состоявшийся в Правительстве трехчасовой разговор подтвердил очевидное: экономическая и организационная неразбериха в отношениях страны к Северу дальше нетерпима. Какие конкретно проблемы предстоит решить Правительству - об этом сегодня говорится в материале нашего корреспондента с научно-практической конференции, проходившей на днях в Сыктывкаре.
К районам Крайнего Севера России и приравненным к нему местностям относятся шесть республик, три края, 11 областей и 8 автономных округов. Это 64 процента территории России. Более 12 млн. жителей. Экономические показатели еще более впечатляющи. На Севере сосредоточено от 70 до 90 процентов разведанных запасов нефти, газа, апатитов, алюминиевого сырья, никеля, свинца, золота, алмазов, пресной воды и так далее. Здесь добывают более 90 процентов газа, 75 процентов нефти, 90 процентов олова, подавляющую часть золота и алмазов, половину лесопродукции, 15 процентов угля, вырабатывают 17 процентов электроэнергии. На долю высоких широт приходится половина улова рыбы и морепродуктов, более 40 процентов производства консервов. Вклад Севера в экспорт России составляет 60 процентов. Он дает около 80 процентов всех валютных поступлений. Север - это еще и уникальный морской путь, базирование двух флотов, это безопасность страны. Но чем весомее Север для России, тем внушительнее получается список его проблем, свидетельствующий о том, что страна с таким "северным акцентом", как Россия, не имеет четкой государственной политики в отношении более половины своей территории. "Северных" законов, указов, постановлений и программ принято множество. Но ни один документ не выполнен до конца или не выполняется вовсе. По большинству решений нет механизма и исполнения, и все сводится к тому, что руководители каждого из северных регионов ищут в Москве подходы (легальные или нелегальные) к правительственным чиновникам, чтобы выбить очередную подачку. В результате не государственная политика диктует правила поведения чиновнику, а чиновник, у которого в руках финансы, определяет государственную политику по отношению к северам. Стоит ли после этого удивляться, что с треском проваливается громко заявленная государственная программа переселения? А еще громче заявленная реструктуризация угольной отрасли свелась к торопливому закрытию шахт и выбросу людей на улицу. Между тем переложение на территории затрат по выплате районных и северных стажевых надбавок привело к удорожанию продукции северян, сделав ее неконкурентоспособной. К примеру, на шахтах Воркуты производительность труда в два раза выше, а затраты в два раза ниже, чем в Кузбассе. Казалось бы, уголек должен быть дешевле. Но северное удорожание сводит к нулю все эти достижения. Половина северных предприятий из-за этого нерентабельна. Каждый пятый взрослый человек остался здесь без работы.
На истощение эксплуатируются природные ресурсы. Не развивается перерабатывающая промышленность. Сегодня северные территории получают меньше, чем отдают. При существующей системе налогов и цен 60 процентов ренты природопользования, образуемой на Севере, реализуется в других регионах России и не возвращается обратно на Север. Трансферты из российского бюджета в Ивановскую и Воронежскую области выше, чем получают республики Коми и Саха (Якутия), Магаданская и Архангельская области. А для половины регионов, относящихся к Крайнему Северу, трансферты в1997 году вообще не были предусмотрены.
Государство свело до минимума свое участие в таком социально значимом деле, как досрочный завоз грузов в труднодоступные районы Севера. По большинству жизненно необходимых товаров не ведется ни учет, ни статистика. Все ограничили несколькими пунктами: мясо, масло, крупа... Ни овощей, ни картофеля в этой статистике нет.
Вовсе не завозится, например, авиационное топливо. Каждый год правительство придумывает новую схему северного завоза, и каждый год и сама эта идеология и ее исполнение с треском проваливаются. Только за последние годы четыре раза меняли систему завоза, но ни разу не довели до конца, не проанализировали результаты. Теперь вот вспомнили о 18 триллионах, выделенных на завоз, которые якобы "крутятся" с 1994 - 1995 годов на северных территориях. Надо их или вернуть, или разработать модель дальнейшего использования. Но на практике нет ни модели, ни денег.
Не учтено мнение северных территорий о новом Налоговом кодексе, который окончательно парализует здешнюю промышленность. Так что есть все шансы убить курицу, несущую золотые яйца. В социальной сфере проблемы еще явственнее. Новое пенсионное законодательство с февраля 1998 года уравнивает пенсии северян со всеми остальными. Экстремальные, губительные для здоровья условия словно бы для авторов этого закона и не существуют. Реформа в жилищно-коммунальном хозяйстве - еще одна угроза всей экономике северных территорий, где отопительный сезон продолжается до 300 дней в году. Никаких северных надбавок к зарплате на это не хватит, значит, компенсация вновь ляжет на территории. Заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Владимир Членов привел пример: одно последнее повышение железнодорожных тарифов обернулось для их территории 600 миллиардами рублей. Кто их возместит? В то же время буквально заброшен Северный морской путь. По нему ходит с выгодой для себя кто угодно, начиная с японцев и кончая американцами, только не мы.
И тем не менее на конференции в Сыктывкаре ее участники просили у государства не помощи, а государственной политики в отношении Севера. Впервые прозвучал термин "экономический федерализм". Авторство разделили между собой заместитель председателя Правительства РФ Рамазан Абдулатипов и глава Республики Коми Юрий Спиридонов. К сожалению, узнать, как отнеслись к идее руководители других северных территорий, не представилось возможным. Из 28 северных территорий на конференции были представлены только 12. Да и то не первыми лицами.
Подобная разобщенность территорий говорит о многом. О неверии, что можно заставить центр прислушиваться к согласованным решениям регионов, об усталости доказывать себе и другим очевидное. А еще о том, что порочная практика поиска частных подходов к правительственным чиновникам оказывается более действенной. Пока Ю.Спиридонов готовил и проводил конференцию, его сосед по Северу сумел выбить в Москве новые сотни миллиардов для своей территории. Перетягивание худого бюджетного одеяла регионами на руку Правительству. Этому дам, этому не дам - такой политикой можно многих держать в узде. Попытку осадить наиболее ретивых продемонстрировал на конференции в Сыктывкаре и заместитель министра экономики РФ Мухамед Цыканов. По его словам, ему не удалось обнаружить на конференции единой для северов интегрирующей идеи. Такой идеи, над которой надо было бы работать. А раз нет единой идеи, то, может быть, и нет проблемы северов? И кто, собственно, должен, обязан ее предложить? К сожалению, не сумел вразумительно возразить ему и глава Госкомсевера Владимир Курамин. Зависимое положение этого комитета, его несоответствующий задачам низкий статус всем известны. Проблемы северов сегодня решаются в каких угодно министерствах и ведомствах, но менее всего в Госкомсевере. Еще полтора года назад в Воркуте Президент обещал перевести комитет в ранг министерства, а его руководителя сделать членом Правительства. Но и поныне проблемами северной России, которая дает пятую часть национального дохода, занимается второстепенный орган. А для всех остальных министерств эти вопросы далеко не главные, поэтому они вообще проигнорировали конференцию и обсуждаемые на ней проблемы.
На конференции обозначились две позиции: по одной все проблемы решит рынок. По другой - роль государства на Севере должна возрастать, а его политика должна быть активно протекционистской. Истина, скорее всего, посередине. Но есть такие проблемы, которые может решить только государство. Это малочисленные народы Севера. Их менее 200 тысяч. Если даже им Россия не в состоянии создать нормальные социально-экономические условия жизни, то все разговоры о северах - просто сотрясение воздуха. У этих народов высокая смертность, заболеваемость, безработица, хроническими стали задержки зарплаты. Только шесть процентов аборигенов доживают до пенсионного возраста, а ведь он наступает на Севере на 5 лет раньше. Для решения этих и других вопросов не надо сочинять новые программы или законы. Надо только начать выполнять то, что уже предусмотрено.
Движение экономики на Север - объективный и неизбежный процесс. То, что сегодня кажется обузой, завтра превратится в ведущий фактор развития. На днях намечено провести заседание Правительства РФ по проблемам Севера. Но, судя по дошедшим до Сыктывкара предварительным документам, в них опять нет даже намека на разработку механизмов исполнения уже имеющихся по северам решений. Значит, все останется по-прежнему.
Татьяна БОРИСЕВИЧ,.
соб. корр. "РВ".
Республика Коми.
00:04 21.10
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |