Архив новостей → Генштаб напал на ВДВ.
Генштаб напал на ВДВ.
Если войска занимаются не своим делом,
то они разучатся воевать.
КОНТРОЛЬНАЯ проверка элиты нашей армии - Воздушно-десантных войск - показала, что командование в полном объеме не способно руководить самостоятельной группировкой войск на стратегическом направлении или за пределами России - примерно такой нелицеприятный вывод сделал Генеральный штаб. Что стоит за этим вердиктом?
В последнее время раздается немало обвинений в адрес российского Генерального штаба. Оппоненты на страницах некоторых изданий упрекают его в том, что не так, по их мнению, реформируется армия, нет эффективной системы управления войсками. В качестве одного из главных аргументов служат предположения, что Генштаб вместе с возрожденным главкоматом Сухопутных войск намеревается лишить самостоятельности Воздушно-десантные войска и подчинить их сухопутчикам. Правда, сам главком Сухопутных войск генерал-полковник Николай Кормильцев совсем недавно без обиняков сказал, что "ВДВ должны быть самостоятельным родом войск. Иначе они превратятся в обычную пехоту".
Действительно, реформировать армию, не просчитав все шаги и последствия, себе дороже. Тем более что печальный опыт у нас уже есть. Несколько лет назад реорганизовали как вид Вооруженных Сил Сухопутные войска, ликвидировали главкомат. Уж не потому ли, что кому-то не понравился тогдашний главком генерал Семенов? Как следствие, у сухопутчиков нарушились централизованное руководство, снабжение, боевая подготовка. Нередко отпускавшиеся на эти цели средства расходовались не по назначению. В результате в войсках резко упала боевая выучка и очень скоро ошибочность принятых решений стала очевидна.
Теперь тратятся миллионы бюджетных рублей на восстановление порушенной структуры Сухопутных войск. Так не повторится ли ошибка еще раз?
В российских элитных ВДВ на сегодня непростая ситуация. Похоже, проблемы вышли за пределы кабинетов военного ведомства, поскольку уже и властные гражданские, а не только военные структуры стараются решить, как использовать ВДВ и как их реформировать. Предложение начала 90-х годов создать на их базе мобильные силы по типу натовских так и осталось на бумаге. Сошлись тогда на том, что десантникам поручили миротворческую миссию на Балканах. Стоит заметить, это решение исходило не из Генштаба. Более того, Генштаб уже тогда был против, утверждая, что эта функция не свойственна ВДВ и ни к чему хорошему не приведет. Слов нет, всему миру запомнился блестящий стремительный рейд российских десантников, заставших всех врасплох и занявших приштинский аэропорт (вот она, наша крылатая гвардия!). А далее наши миротворцы в тельняшках под камуфляжем стали дежурить на блокпостах, патрулировать населенные пункты. Генштабисты опять гнули свое, доказывая руководству страны: не дело десантников выполнять чисто полицейские функции, это неизбежно негативно отразится на их боеспособности.
Однако шли месяцы, годы, а десантники по-прежнему улетали на берега теплой Адриатики. А оттуда все чаще стали доходить слухи, далеко не свойственные высокому имиджу в нашем обществе ВДВ. Перестало быть секретом, что с желающих попасть служить в российский воинский контингент (РВК) в Косово взяточники в погонах брали мзду от 1,5 до 3 тысяч "зеленых". Один командир бригады устроил туда на службу за долларовую зарплату (как известно, миротворцам платили по тысяче долларов в месяц) своих родственников. Его не смутило, что родственнички никогда не служили десантниками - одели тельняшки и стали таковыми!
Таким образом, в РВК значительная часть военнослужащих никогда даже парашюта в глаза не видели. Как сказал недавно министр обороны РФ Сергей Иванов, набрали таких волонтеров, что среди них оказались даже преступники.
В выгодный бизнес превратился перегон в Россию дешевых иномарок с Балкан. Ежемесячно, несмотря на строжайший запрет командировок и отпусков, по 10 и более военнослужащих уезжали в родные края на иномарках. Общее число таких коммерческих рейсов не поддается учету. Проверки из вышестоящих штабов выявляли и другие нарушения.
Миротворческая миссия явно шла не на пользу боеготовности ВДВ, поэтому в ноябре 2001 года настояли на замене десантного РВК на миротворческие силы из состава Сухопутных войск. Некоторые руководители десантников увидели в этом происки конкурентов. И, по утверждению осведомленных источников, даже уговаривали... руководство натовского миротворческого контингента обратиться к Президенту РФ, чтобы убедить его не убирать с Балкан российских десантников - как "самых боеспособных и надежных партнеров".
Не стоит оспаривать такую точку зрения. Десантники и впрямь не раз подтверждали свои мужество и надежность в ходе боев против бандформирований в Чечне, где они зачастую шли впереди сухопутных частей. Достаточно вспомнить героический пример шестой роты полка из псковской дивизии ВДВ, полегшей на безымянной чеченской высоте. К сожалению, нередко героизм десантников оплачивался слишком высокой ценой. Немало безвозвратных потерь произошло, по мнению авторитетных специалистов, именно из-за посредственной в смысле готовности к ведению современного общевойскового боя, однобокой выучки. Для выяснения полной картины боеспособности ВДВ решено было провести комплексную проверку ВДВ. Возглавлял ее Генштаб.
Проверка в войсках, для понимания несведущих людей, - дело весьма хлопотное. Инспектируется всесторонняя подготовка буквально всех военнослужащих - от солдата до главнокомандующего. Проверяющий обязан и даже заинтересован выставить объективную оценку. Иначе его действия могут быть опротестованы и при повторной инспекции неизбежно пострадает не только его репутация, но и офицерская карьера.
Проверяющие поставили перед командованием ВДВ и управлением одной из воздушно-десантных дивизий весьма непростую задачу: по вводной, в одном из важнейших регионов международные террористические организации захватили власть для создания самостоятельного исламского государства. Предстояло создать объединенную группировку войск на базе ВДВ под руководством их командования, с тем чтобы локализовать и ликвидировать иррегулярные бандформирования. Ситуация сложная. Поэтому на ключевой вопрос - уяснение задачи, что является основным звеном в алгоритме принятия решения и планирования всей операции - ушло более двух часов. Проверяющие зафиксировали, что при этом не были определены задачи, которые необходимо решить в первую очередь, от которых во многом зависит успех последующих действий. К ним относятся доукомплектование до штатов военного времени, формирование командования оперативной группировки войск.
Начальная ошибка повлекла за собой и другие просчеты, которые были допущены при отработке операции на местности. Проверяющие сделали вывод, что командование ВДВ в полном объеме не способно к руководству самостоятельной группировкой войск.
Активно работала комиссия также в десантных соединениях и частях. Проверялись боевая, техническая, стрелковая и другие виды подготовок. Вырисовывалась довольно странная картина. Например, в гвардейском полку 137-й гвардейской воздушно-десантной дивизии была даже не спланирована подготовка тактической группы, которой предстояло действовать на Северном Кавказе. А в другом гвардейском полку решили организовать тактическое учение всей части с десантированием и боевой стрельбой на таком полигоне, где едва может развернуться одна рота. Ситуацию пришлось подкорректировать, боевая стрельба полка была заменена огневыми упражнениями подразделений. Артиллерия дивизии как средство усиления на учение не привлекалась. А в самих учениях участвовала только половина полка.
Совсем непонятным для проверяющих оказалось отношение десантников к огневой подготовке. В полку, которому предстояло отправляться в Чечню в начале апреля, огневая подготовка военнослужащих велась, мягко говоря, ни шатко ни валко. Может быть, исчерпаны все ресурсы? Но оказалось, что были израсходованы на занятиях от полугодового лимита только 6 процентов патронов к стрелковому оружию, 8 процентов ручных осколочных гранат, 3 процента 40-мм выстрелов к подствольному гранатомету. Аналогичная ситуация была по расходу боеприпасов и в других соединениях и воинских частях десантников.
И уж совсем в загоне в ВДВ оказалась физическая подготовка. Проверяющим оставалось лишь удивляться и пожимать плечами, когда целые подразделения демонстрировали не физическую мощь, а немощь. Самым удивительным было то, что офицеры, недавние выпускники элитного Рязанского воздушно-десантного института, по физподготовке едва сдали проверку. Ни в одной воинской части проверяющие не увидели нормальной базы для занятий. Не нашлось ни одной подготовленной и действующей специальной полосы препятствий. Спортзалы повсюду находились в запущенном состоянии, нуждались в ремонте. В таком же плачевном положении оказалось и состояние полигонов, стрельбищ. Где уж тут говорить о высокой боевой и физической подготовке.
Нет смысла перечислять все нарушения, которые были выявлены в ходе проверки в ВДВ. Как рассказывают очевидцы, начальник Генерального штаба на подведении итогов три часа зачитывал доклад комиссии, попутно "раздавая подарки". Так как же могло случиться, что элита армии и народная гордость, лучшие прежде российские войска, оказалась в состоянии, граничащем с потерей боеспособности?
Мне невольно вспомнился август 1999 года. Штурм десантниками высоты Ослиное ухо в Дагестане. Только что вышедший из боя полуоглохший капитан - командир роты - сердито кричал, что его едва обученное подразделение бросили на эту проклятую высоту под пулеметы и огонь снайперов. Тогда еще не платили боевых, и капитан в сердцах сказал, что они под пули идут за 55 рублей суточных, а в Косово живут припеваючи за тысячу баксов в месяц. И тогда же он добавил, что если вернется живой, то уволится к чертовой матери из такой армии. А поблизости от командирской палатки на земле расположились бойцы-десантники с тонкими мальчишечьими шеями...
С той поры прошло три года. И опять едва обстрелянных, как видно по результатам проверки, призывников-десантников отправляют на Северный Кавказ. Неужели командиры так ничему и не научились? А может, все гораздо проще. Миротворческая деятельность так повлияла на элитные войска, что они никак не могут вернуться к реальной нашей действительности и нормальной боевой учебе. Поэтому рискну предположить, что в ходе военной реформы Генштаб постарается выстроить такую модель будущей российской армии, где будут учтены все вопросы. Каждый вид Вооруженных Сил и род войск, в том числе и вполне самостоятельные Воздушно-десантные войска, будут заниматься своим делом, тем, для которого они и предназначены. Только в этом случае армия сможет выполнить очень разнообразные и трудные задачи, обеспечивая безопасность страны и добывая победу в бою. Если, конечно, опять не помешают разного рода "знатоки", которые сами вовсе не нюхали пороха, в былые годы смогли едва дослужиться до сержанта, но зато точно знают, как следует "правильно" реформировать российскую армию.
Александр Бабакин.
00:04 16.04
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |