Архив новостей → Приключения гуманитарной помощи в России.
Приключения гуманитарной помощи в России.
Из 18 миллиардов, предназначенных Пенсионному фонду от продажи западной продовольственной помощи, к началу декабря получено только около пяти. Где остальные деньги?
Этим же вопросом озабочены и прибывшие на днях аудиторы из США. Вместе с экспертами российского Правительства они сейчас оценивают предварительные результаты предоставления нашей стране продовольственной помощи.
НЕ ТОЛЬКО цыплят считают нынешней осенью, но и сотни тысяч тонн пшеницы, ржи, кукурузы, риса, семян сои и соевого шрота, мяса, короче говоря, всего того, что в нынешнем послекризисном году пообещали нам прислать - и прислали - страны Европейского сообщества и США.
Поставки близки к завершению. Как сообщил "Российской газете" Александр Куделя, вице-президент федеральной контрактной корпорации "Росхлебопродукт", одного из основных операторов, выбранных нашим Правительством для организации поставок внутри страны, по европейскому пакету помощи мы получили из запланированного 1 миллиона тонн пшеницы - 937 тысяч тонн, из 500 тысяч тонн ржи - 458 тысяч тонн, то есть практически полностью. Только небольшая доля груза, как и было предусмотрено межправительственными соглашениями, пошла в счет уплаты его доставки до границ России.
Что касается США, и здесь программа предоставления первого пакета продовольственной помощи близка к завершению. Из запланированных 1700 тысяч тонн пшеницы мы получили 1 656,8 тысячи, плюс 514 тысяч тонн кукурузы (планировалось 500 тысяч тонн), полностью доставлены также соя и соевый шрот (500 тысяч тонн), рис (100 тысяч тонн).
Весь европейский пакет наша страна получила совершенно безвозмездно - в качестве гуманитарной помощи. С Соединенными Штатами были заключены два соглашения: часть продовольствия нам передало в дар американское правительство, часть Россия у Америки взяла на условиях кредита. Соотношение купленного и бесплатного продовольствия - примерно один к одному. Таким образом, можно считать, что зерно, мясо и прочее мы купили, по меньшей мере, вдвое дешевле мировых цен. А если учесть, что платить мы должны на очень льготных условиях - с 20-летней отсрочкой под скромные два процента годовых, то получается, выражаясь на рекламном "слогане", "дешевле - только даром".
Но накормить послекризисную страну, удержать на приемлемом для большинства населения уровне цены на продукты - это была не единственная задача, которую решало наше Правительство, договариваясь о помощи. Соглашения заключались на вполне определенных условиях: средства от продажи продовольствия внутри страны должны были через спецсчет, открытый в Минфине, поступить в Пенсионный фонд. Напомним, что на начало нынешнего года долги его перед пенсионерами превышали 30 миллиардов рублей, и за счет продажи импортных продуктов пенсионная копилка должна была пополниться (а дефицит бюджета фонда, соответственно, уменьшиться) на 18 миллиардов рублей.
Несколько дней назад в Россию прибыла авторитетная американская делегация. В ее составе - специалисты американского сельскохозяйственного министерства, госдепартамента США, главного аудиторского офиса США (структуры, аналогичной нашей Счетной палате). В прошедший вторник американцы встречались с вице-премьером Владимиром Щербаком, курирующим аграрный комплекс. Информацию американцам должны предоставить также Минсельхозпрод, Минфин, Минторг, МВД. Запланированы и поездки в регионы, получавшие продовольствие, - Санкт-Петербург, Воронеж, Владимир.
Действующая сегодня схема распределения и реализации помощи многоступенчатая. Сначала Правительство, исходя из балансовых оценок дефицита продовольствия, утвердило перечень регионов-получателей и объемы конкретных поставок. Были названы и уполномоченные государством операторы, организующие поставки в регионы. "Росхлебопродукт" занимается зерновыми, соей и соевым шротом, "Разноимпорт" - поставками риса, "Продинторг" и "Росмясомолторг" специализируются на мясе, птице и прочих продуктах животноводства. В регионах же дальнейшим распределением занимаются уже местные власти и действуют свои фирмы - торговые агенты. Средства после реализации по той же цепочке должны вернуться и через спецсчет Минфина перечисляться Пенсионному фонду.
По последним данным, ПФ получил пока лишь 2,4 миллиарда рублей и еще 2,1 миллиарда, если так можно выразиться, находится "на подходе". Но ведь поддержка фонду намечалась куда более существенная - 18 миллиардов. И если продовольствие уже получено, то где же деньги? И еще. В начале лета председатель правления Пенсионного фонда Михаил Зурабов сетовал на то, что обещанные "гуманитарные" миллиарды задерживаются, и сообщил, что для расчета с ветеранами был взят 10-миллиардный кредит в Сбербанке. А буквально несколько дней назад Зурабов заявил, что его "хозяйство" практически справилось с долгами, Сбербанку осталось вернуть всего миллиард, и это будет сделано до 15 декабря. Спрашивается: если фонд обошелся и без гуманитарной финансовой подпитки, не возникнет ли у нашего Правительства соблазн направить продовольственные деньги на другие нужды? Дыр-то хватает.
- Эти подозрения не имеют под собой никакой почвы - такой комментарий дал нам руководитель Департамента развития АПК аппарата Правительства Леонид Холод. - Во-первых, основные массированные поставки пришлись не на весну, как планировалось вначале, а на лето. А наиболее дорогостоящие - мясо и соевый шрот - начали поступать еще позже, и поставки продолжаются. Отсрочки по платежам с учетом того, что некоторая часть помощи идет на рынок напрямую, но большая сначала должна быть переработана (соя, например, идет для получения масла, а соевый шрот - как белковая добавка к корму на птицефабрики и фермы) составляют 90, а в некоторых случаях и до 120 дней. Посчитайте, как раз четыре месяца и прошло. Так что сейчас платежи должны будут поступать более ритмично.
Правда, хотя многие регионы рассчитываются аккуратно, есть и случаи задержки поступления финансов из субъектов Федерации, такими занимается специальная комиссия при Правительстве, которую возглавляет Владимир Щербак.
Нарушителей на самом деле не так и мало. По данным "Росхлебопродукта", например, более 15 миллионов рублей по зерновым поставкам задолжал Башкортостан, порядка 35 миллионов - Кабардино-Балкария, 25 миллионов - Кемеровская область, большие долги у Нижегородской и Мурманской областей, Республики Коми, Приморья. Конечно, причины могут быть разными - и объективными, и не очень. Но вообще-то понятно, что и торговые фирмы-агенты, да и сами губернаторы заинтересованы вернуть в центр деньги как можно позже. В качестве "кнута" для самых нерадивых Правительство, по некоторым данным, готово использовать такой жесткий рычаг, как задержку трансфертов.
- Что касается Пенсионного фонда, - продолжает Леонид Холод, - то предназначенные ему деньги ни на какие другие цели Правительство направить не может. Да и не собирается. Просто потому, что поддержка именно пенсионного ведомства, а не что иное, предусмотрена межправительственными соглашениями.
Но движение финансовых потоков - это не единственная проблема, связанная с гуманитарными продовольственными поставками. На избыток продовольствия и падение цен на рынке сетуют и наши производители. Например, иркутский масложиркомбинат, работавший напрямую с крестьянскими хозяйствами Амурской области, выращивающими сою, оказался сейчас в сложном положении. Птицефабрики, которые иркутяне снабжали соевым шротом, получили гуманитарные поставки и забиты кормами, по меньшей мере до весны. А переработчики сои лишились в результате рынка сбыта и вынуждены сворачивать производство и соевого масла, и шрота. Цепочка потянулась дальше - иркутский комбинат отказывается брать сою в Амурской области, а ведь тамошние хозяйства сейчас - единственные в России, специализирующиеся на этой культуре. К тому же в регионе - неурожай зерновых, и большие надежды возлагались именно на средства от реализации сои.
Несколько иная, но тоже невеселая ситуация в Северной Осетии. В республике сейчас более ста тысяч беженцев - осетин, выходцев из Южной Осетии и внутренних районов Грузии, русских - прибывших из Чечни после начала антитеррористической операции. Каждое рабочее место, таким образом, в регионе на вес золота. Как ни осложняют ситуацию военные действия в Чечне, местные власти стараются ее удержать, вовремя платить пенсии и пособия, естественно, с помощью центра, сохранить работающие предприятия. Конечно же, в регионе не наблюдается избытка дешевого продовольствия. Весь местный урожай, запасы кукурузы тратятся на корм скоту. В то же время гуманитарные поставки дешевой американской кукурузы обошли республику стороной. Квоты не были пересмотрены и после начала чеченской операции, когда социальная напряженность в регионе возросла. Кроме того, есть еще главный потребитель все той же кукурузы - Бесланский маисовый комбинат, крупнейший в Европе производитель крахмала и патоки, с годовой потребностью в сырье 200 тысяч тонн. Комбинат "работает" на десятки пищевых производств по всей стране, обеспечивая их сырьем, а в своем районе вообще является градообразующим предприятием, дающим работу более чем тысяче человек и средства к жизни их большим семьям. Второй год с весны до осени руководство предприятия мучительно ищет поставщиков кукурузы по ближнему зарубежью - чтобы дотянуть до нового российского урожая, считает республиканское руководство, нужно не менее 30 тысяч тонн сырья. Запасы кукурузы практически исчерпаны, поставщиков в регионе найти не удается. Надежды на получение гуманитарной американской кукурузы пока не оправдываются - очередной 1,5-миллионный транш фактически обходит республику стороной.
Так что иной раз получается, что там, где в "гуманитарке" большая нужда, ее не видят, а где-то возникает избыток дешевого продовольствия и страдает в результате наш российский производитель.
- Конечно, жизнь вносит коррективы даже в самые тщательно продуманные планы, - говорит Леонид Холод. - И статистика далеко не всегда точно отражает реальную действительность. В течение года в график распределения продовольственной помощи не раз вносились изменения. Были случаи, когда регионы (например, Ульяновская область), дождавшись зерна нового урожая, сами отказывались от дальнейших гуманитарных поставок. Думаю, что в разработанную схему, основанную, в общем-то, на административно-нормативном распределении, можно было бы внести некоторые коррективы. Например, достичь договоренности о том, что, если в каком-либо регионе возник дефицит, его власти могут вести переговоры о дополнительных поставках напрямую с агентами.
Возможно, нужно продумать на будущее и защитный механизм, смягчающий влияние массированного выброса какого-либо продукта на рынок на его конъюнктуру и устойчивость. В конце концов у нас масса бюджетополучателей - те же детские дома и интернаты для престарелых, прочие социальные учреждения. Можно было бы пополнить и оперативный резерв Правительства.
Все эти ходы не использовались в этом году, потому что гуманитарную помощь нужно было обратить в "живые" деньги и направить их пенсионерам. А на будущее - надо думать.
Хочу подчеркнуть, что вся схема движения продовольствия к получателям и превращения его в деньги при всей ее громоздкости находилась и находится под очень жестким контролем. Приезд американской комиссии - это обычная проверка, не надо делать из этого события сенсаций. Но отчитаться перед дарителями мы обязаны.
Тем более, что и на будущий год, как известно, Россия надеется на получение очередного - и немалого - пакета помощи.
Ирина НЕВИННАЯ.
00:04 03.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |