Архив новостей → Долгая дорога.
Долгая дорога.
"Не подумайте, что я старая", - сказала нам 100-летняя Клавдия Васильевна Рогачикова.
Узнав, что 10 июня исполнилось сто лет жительнице поселка Красный Озерок, я, естественно, не смогла не повидаться с Клавдией Васильевной Рогачиковой. Когда мне рассказывали, что еще год назад она сама вершила высоченные стога, я, честно признаться, не особенно верила.
Богатое воображение рисовало образ старушки - божьего одуванчика, с целым "букетом" старческих немощей, неизменным склерозом, с трудом передвигающейся с помощью палочки. Но у порога дома нас встретила бодрая бабуля, которая без труда спустилась со ступенек и, узнав о цели нашего приезда, даже несколько кокетливо спросила:
- А фотографировать-то когда будут, мне платок, наверное, лучше снять. И не подставляйте мне эту палку, а то подумают, что я старуха.
На такой оптимистической ноте и началась наша беседа.
Родители Клавдии Васильевны - из села Жолобово, что неподалеку. Еще в 80-х годах XIX (!) века ее отец был призван на действительную службу. А потом так и связал свою судьбу с армией. Родилась сегодняшняя долгожительница в Варшаве, а потом они жили возле самой границы. Там и прошли самые первые годы жизни. Самые яркие воспоминания детства - как взрослые ловили раков и... начало войны с Японией.
- Как об этом услышали, мама начала рыдать. Уже подали состав, и тут объявляют перемирие, отец остается дома. Когда мне пошел шестой год, вернулись в Жолобово.
Отец купил кирпич, чтобы строить дом. Но на этом деньги и закончились. Он уехал на заработки в Петербург, нашел себе работу на Куракиной даче, где в то время жил немецкий посол. Его жена - Екатерина Петровна - была русской. Детей у них не было, поэтому они как-то сразу привязались ко мне. Я у них бывала чаще, чем дома. Они хотели меня удочерить, но мои родители были против.
Екатерина Петровна возила меня по всему Петербургу.
Была я в Зимнем дворце, зоологическом саду, осмотрела почти все памятники. Екатерина Петровна даже устроила меня учиться вместе с детьми иностранных послов, генералов, священников. Правда, проучиться мне довелось всего год.
А чаще всего вспоминаю, как побывала на приеме у царя. Это было на Рождество. Царь собрал у себя тех, кого за верную службу решил наградить медалями. Среди них был и мой отец. Приказали явиться с женами и детьми. Для взрослых были накрыты богатые столы, чего только там не было... Царь тоже попробовал некоторые кушанья. Подошел к отцу, прикрепил ему золотую медаль, поблагодарил за службу. А нам, малышам, вручил по большому пакету со сладостями. Такого шоколада я потом никогда не пробовала. Погладил меня по голове. И сегодня без слез вспоминать об этом не могу. Видела я царевен и маленького царевича. Святые люди были.
Когда сегодня смотрю телевизор, так хочется увидеть знакомые места: церкви, Зимний дворец, Неву...
Потом отец решил переехать в Крым, получил хорошую должность на судоремонтном заводе, а нас привез в родные места. Тут и застала меня революция. Ох и страшно было! А вскоре отец вернулся и сразу вступил в комитет бедноты.
Самым тяжелым воспоминанием того времени для Клавдии Васильевны стала казнь местных большевиков. Она и сегодня с большим волнением рассказывает, как налетели бандиты и зарезали семь человек. Кому-то засыпали рот землей, кому-то затолкали яблоко и сбросили всех в общую яму. Потом прибыли красноармейцы, извлекли трупы, обмыли, сделали гробы и отправили в тогдашний уездный центр - Сапожок.
Клавдия Васильевна работала нянькой, а когда подросла, пошла в колхоз - и молотила, и полола, и снопы вязала. С 1931 по 1951 год проработала она в сельском хозяйстве. Бабушка с гордостью заявляет, что "коммунисты мне даже книжку дали, партийную. Да я ее, правда, потом потеряла".
...Не сразу счастливо складывалась у нее личная жизнь. В начале семнадцатого вышла замуж, а мужа тут же призвали на фронт, где он и погиб через две недели.
Четыре года прожила она в семье свекра и свекрови. О первом муже, хотя и пожить им толком не удалось, вспоминает с большой теплотой. А когда начали возвращаться с войны парни, встретила и Клавдия свою судьбу. Одна за другой родились в молодой семье три дочери и сын. Правда, муж сильно болел, так как был отравлен газами.
А потом грянула Великая Отечественная война. Сына забрали почти в первые дни, а мужа отправили на оборонный завод под Москву. Тяжело ей приходилось одной с тремя дочерьми, но выстояла. И сын, слава Богу, живой вернулся. Только вот супруг потом недолго пожил, в 1949 году скончался. У Клавдии Васильевны есть и внуки, и правнуки, и праправнуки. Честно говоря, я завидую им светлой завистью, ведь они слышат от нее о многих исторических событиях. А память Клавдию Васильевну пока не подводит - и даты, и имена она не забывает. Многим молодым еще может фору дать. Вот только слух немножко стал в последнее время подводить, после того, как она два года назад ... со стога упала. Работа была уже закончена, стала спускаться и оступилась. Падала с большой высоты, да еще грудью ударилась о стоящую внизу тачку. Как сама бабушка вспоминает, "наверное, неделю без памяти была, но оклемалась".
Скирды складывать она была великая мастерица. Хоть на километр, хоть и больше. С увлечением рассказывает, как надо укладывать снопы, как завершать. А дочь добавила, что если и сегодня ее к этой работе вообще не допустить, то обиды будет на целый год.
Не позабыла она до сих пор и дорогу в магазин (до которого, кстати, не один километр) и очень не любит ходить с палочкой, чтобы не думали, что она старая. По мере сил помогает по дому дочери и внуку, с которыми живет. Напоследок спрашиваю:
- Клавдия Васильевна, а как вам сегодняшняя жизнь?
Нравится?
- Нет. Что-то будет страшное, хорошего ожидать нечего. Может, и голод случится. Вы только подумайте, раньше все элеваторы были полны хлебом, ямы - картошкой. Только грузили и грузили. Раньше всю зиму на войска у нас сушили морковь, лук, капусту, свеклу. А сейчас? Чем войска-то кормят? Я так иногда лежу и думаю: страшная жизнь.
За интересной беседой время пролетело незаметно. И с трудом верилось в то, что идет ей уже 101-й год.
Столько здравого смысла, мудрости было в ее рассуждениях. Оказывается, не только в горах Кавказа есть долгожители - живут они и рядом с нами. Так давайте сделаем все, чтобы жилось им спокойно и безбедно.
С юбилеем вас, Клавдия Васильевна! Здоровья, оптимизма вам.
P.S. В день юбилея Клавдию Васильевну приехала поздравить начальник районного отдела социальной защиты населения Надежда Петровна Демина. Она пожелала юбилярше всего самого наилучшего, вручила подарки. Дай Бог, чтобы не обходили вниманием Клавдию Васильевну и в будние дни.
Наталья Шатрова.
00:04 20.07
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |