Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейСамоуправление не может быть принудительным.

Самоуправление не может быть принудительным.

Дмитрий ГОЛУБЕВ.

Жизнь людей на местах давно уже нуждается в законодательной рекомендации.

ВЕСЕННЯЯ сессия Государственной Думы уже выходит на финишную прямую, а судьба президентских законопроектов по федеративной реформе и реформе местного самоуправления остается непонятной. На прошлой неделе Совет палаты отложил их рассмотрение во втором чтении на неопределенный срок. В Думе говорят, что с предложенной концепцией реформирования не согласны многие депутаты, которые внесли ко второму чтению значительное число поправок. Перспективы рассмотрения законопроектов, а также хода самих реформ комментирует заместитель председателя Государственной Думы Геннадий СЕМИГИН.

- Геннадий Юрьевич, с чем связано решение отложить рассмотрение президентских законопроектов по реформе федеративных отношений и местного самоуправления?

- Есть разное видение того, с чего следует начинать реформирование. Разработчики новой редакции федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предлагают начать с четкого разделения полномочий между тремя уровнями власти. И затем под их реализацию закрепить необходимые источники доходов разноуровневых бюджетов. Это означает, что необходимы изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, в которых должна быть отражена новая модель межбюджетных отношений. Однако в настоящее время Правительство не готово представить такие законопроекты.

Со своей стороны большинство депутатского корпуса не согласно рассматривать во втором чтении принципиальные законы без ясного понимания, какой будет новая система межбюджетных отношений. В настоящее время есть представление скорее об общих принципах, контурах новой системы.

- Помнится, в феврале законопроекты довольно легко прошли процедуру первого чтения. Означает ли это, что концептуально они не вызывают никаких возражений?

- В предлагаемых законопроектах, безусловно, есть здравые и работоспособные идеи. В них отражено стремление четко разграничить функции, полномочия и ответственность между федеральным, региональным и местным уровнями власти и управления. Предполагается исключить условия для возникновения в будущем так называемых нефинансируемых мандатов, которые образуются при передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Предлагается упорядочить и систему заключения договоров о разграничении полномочий между федеральным Центром и субъектами Федерации. Впредь они будут заключаться в исключительных случаях с обязательным последующим утверждением федеральным законом.

Такие идеи - это безусловный шаг вперед. Вместе с тем в обоих законопроектах остаются предложения, вызывающие множество вопросов, некоторые из них напрямую противоречат Конституции России.

- Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

- Например, предложение о введении в субъекте Федерации временной финансовой администрации в случае, если просроченная задолженность региона превышает 30 процентов доходов его бюджета в последнем отчетном году. Такой механизм не предусмотрен Конституцией, взят из экономической сферы и фактически приравнивает любой регион к хозяйствующему субъекту - банкроту. То же касается и процедуры банкротства муниципальных образований. Не думаю, что такой подход верен по своей сути.

Противоречит Конституции и предлагаемое введение временного исполнения федеральными органами власти полномочий органов власти субъектов Федерации, равно как и временное исполнение последними полномочий органов местного самоуправления. Это подрывает независимость разных уровней власти.

Совершенно неприемлемо и предложение, связанное с возможностью внесудебного отстранения от власти государственных органов субъектов Федерации, например, в случае нарушения федерального законодательства при реализации совместных с федеральным Центром полномочий. Такой подход тоже не согласуется с Конституцией. В этой связи мною внесены поправки с предложением об исключении соответствующих положений в новых законах.

Много вопросов вызывает и закрепленная в новом законе возможность вневыборного назначения глав муниципальных образований, а также непрямого избрания депутатов представительных органов местного самоуправления. Такой подход лишает избирателей возможности контролировать работу органов местного самоуправления. А ведь они по своей сути должны быть ближе всего к конкретному человеку, решать именно его проблемы.

Считаю, что предлагаемое введение института наемных глав местных администраций не должно быть принудительным - решение о порядке назначения конкретного главы может приниматься только населением соответствующего муниципального образования в ходе местного референдума, схода. Уверен, что будет правильно, если и депутаты представительных органов местного самоуправления будут избираться только путем прямых выборов.

Еще одна проблема - это новшество, связанное с разрешением изменять границы муниципальных образований с согласия местных депутатов. Это существенно ущемляет права жителей муниципалитета, создает почву для конфликтов. Думаю, что подобные вопросы может решить только сам народ. Законопроект о местном самоуправлении предлагает устанавливать границы поселений с учетом пешей доступности в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в поселение.

Предложение, в общем, здравое, но не учитывающее важный момент. Школа или больница могут быть расположены совершенно не в центре поселения, и людям будет крайне сложно добираться до них, особенно из отдаленных сел. Думаю, что границы поселений нужно устанавливать с учетом пешей доступности и важнейших объектов социальной сферы. Все необходимые поправки в этой связи мною уже внесены.

Уверен, что пересмотра требует и предлагаемый механизм выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований за счет перераспределения средств от успешно развивающихся муниципалитетов к тем, которые нуждаются в финансовой поддержке.

Понятно, что депрессивным муниципальным образованиям нужно помогать, но делать это, на мой взгляд, лучше, создавая у них стимулы для развития, давая налоговые льготы.

- Геннадий Юрьевич, я слышал, что законопроектом о местном самоуправлении вводятся обязательные муниципальные работы. Что это за нововведение?

- Необходимость введения принудительных муниципальных работ вызывает у меня большие сомнения. Думаю, что от этой идеи следует отказаться, тем более что законопроектом предусматриваются серьезные меры ответственности за отказ гражданина от участия в них. Как следует отказаться, на мой взгляд, и от предложения ввести местное самообложение населения.

Участие граждан в решении муниципальных проблем может быть только добровольным, "принудиловка" здесь совершенно не уместна.

- В последнее время идут разговоры о принятии закона "О минимальных социальных стандартах", как вы относитесь к этой идее?

- Уверен, что такой закон жизненно необходим, так как позволит определить нормы обеспеченности населения социальными учреждениями и услугами, равно как и то, кто будет нести ответственность за несоблюдение этих норм.

В настоящее время все рассчитывается на глазок, нет ясного понимания, где, например, нужно в первую очередь построить новую больницу, школу и так далее. Люди часто не знают, на обеспечение какими услугами и в каком объеме они имеют законное право. Закон должен дать ясные ответы на эти вопросы. К сожалению, перспективы его принятия остаются весьма туманными - состояние неопределенности устраивает очень многих.

- Вы отметили, что депутатский корпус местного уровня должен формироваться только путем прямых выборов. Но хорошо известно, что участие местных депутатов в управлении муниципалитетом часто ограничивается утверждением бюджета, к ним идут люди, а депутаты мало чем могут помочь им. Каким образом можно было бы усилить их влияние на принятие решений?

- Эти вопросы регулируются уставом каждого конкретного муниципального образования. Но есть определенные предложения, позволяющие усилить влияние депутатского корпуса местного уровня, в том числе и на решение проблем всего региона. Можно, например, рассмотреть вопрос о целесообразности создания в законодательных органах субъектов Федерации муниципальных палат, формируемых из местных депутатов и наделенных функцией предварительного рассмотрения региональных законопроектов с вынесением своих рекомендаций по ним.

Такой подход существенно приблизил бы региональное законотворчество к нуждам и потребностям жителей регионов - ведь кто как не муниципальные депутаты лучше всего знают основные проблемы жителей конкретных районов. В перспективе такие палаты могли бы стать полноправной частью регионального законодательного органа и представлять в нем интересы муниципалитетов. Идти по этому пути или нет - решать самим регионам.

Беседовал

Дмитрий ГОЛУБЕВ.

  00:04 24.04  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU