Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейCледы великанов.

Cледы великанов.

Банковский бизнес перестает быть локализованным.

На восьмизначные ценники даже банкиры обращают внимание. Большинство из них полагают, что Bank of America (BofA), третий по величине американский банк, поступил экстравагантно, когда в октябре согласился заплатить за акции FleetBoston Financial (девятый по величине в США и лидер в Новой Англии) $47 млрд - с премией в 40% к их рыночной цене. Сумма была не единственной примечательной деталью сделки. Завладев FleetBoston, BofA получил максимально широкий для США охват территории страны. Этот банк уже имел отделения в 21 штате и в Вашингтоне и представлен на обоих побережьях Америки. Захват Новой Англии стал новым прорывом в этом направлении.

Упомянутая сделка напомнила, что розничный банковский бизнес в США носит не национальный, а локальный характер. Даже BofA представлен не во всех штатах. Такая же ситуация в Японии с ее 120 региональными банками и примерно 300 кредитными союзами. То же можно сказать и о Евросоюзе, экономика которого по размеру сопоставима с американской. Возможности для консолидации национальных банковских систем ограничены (за исключением, быть может, Германии и Италии), а трансграничных слияний или других попыток создать единый рынок банковских услуг в Европе пока очень мало.

Конечно, значительные сегменты финансовой индустрии (особенно завязанные на крупные компании) уже стали по-настоящему интернациональными. На рынке инвестиционных банковских услуг доминирует горстка банков (в основном американские плюс два швейцарских и один германский). По данным Bank for International Settlements, доля пяти крупнейших банков в международном размещении облигаций, синдицированном кредитовании и выпуске производных финансовых инструментов превышает 40%, а в международном размещении акций - более 50%.

Рынок розничных финансовых услуг также глобализуется. Англичане получают горы рекламных проспектов от американских компаний, специализирующихся на выпуске кредитных карт, таких, как MBNA и Capital One. Barclaycard, подразделение английского Barclays bank, начало работать в Ирландии и Португалии. Но лишь немногие розничные банки работают в нескольких странах сразу. Лучшие примеры - Citigroup, ведущая бизнес в 54 странах, и HSBC, имеющий сильные позиции не только в Великобритании и Азии, но также во Франции и в Нью-Йорке (здесь он занимает четвертое место по объему привлеченных вкладов).

Банковский сектор Америки в последние годы становится менее локализованным. В 1980-х и 1990-х слияния породили банки с самым широким национальным покрытием: BofA, FleetBoston и Bank One обрели свой нынешний вид именно в результате таких сделок. За последние 10 лет число банков в США уменьшилось с 11 000 до примерно 8000, во многом благодаря закону Ригла - Нила от 1994 г., который позволил банкам выйти за пределы привычных границ.

До принятия закона Ригла - Нила банки одного штата не могли открывать свои отделения в другом. Оказание трансграничных банковских услуг дозволялось только холдингам, имевшим обособленные подразделения в каждом отдельном штате. Закон Ригла - Нила снял запрет на открытие отделений в разных штатах, что породило не только волну слияний, но и реорганизацию банковских холдингов. Экономист из Federal Reserve Bank of Chicago Тара Райс насчитала в США 4657 слияний и 4626 случаев внутренней консолидации в период с 1994 г. по июнь 1999 г.

Возможности для дальнейшей консолидации остаются, но по сравнению с серединой 1990-х темп замедлился. В минувшем году, по данным FDIC, количество банков и сберегательных учреждений сократилось на 172, что составляет всего треть от темпов восьми-девятилетней давности. Новые банки продолжают возникать: в прошлом году лицензии получили 119 учреждений, в то время как слияния поглотили 275 банков. В западных штатах, за которыми надзирает Federal Bank of San-Francisco, 14% банков возникли менее трех лет назад, а 23% - менее пяти лет назад.

Возможно, что покупка FleetBoston и объявленное в январе приобретение Bank One банком J.P. Morgan Chase за $58 млрд породит новую волну слияний, в которой крупнейшие банки будут искать возможность увеличить территориальный охват за счет покупки региональных. Некоторые полагают, что банки "второго эшелона" пожелают сократить отставание от вырвавшихся вперед Citigroup, J.P. Morgan Chase и BofA. Впрочем, география - не единственный стимул к поглощениям. J.P. Morgan Chase, кроме отделений в центральных штатах, заинтересовался еще и портфелем кредитных карт Bank One, который является четвертым по величине в США. "Самостоятельно сформировать такой портфель было бы непросто", - говорит Коултер.

В отличие от ситуации на общенациональном уровне, региональный банковский бизнес Америки уже достаточно консолидирован. Даже после двух крупных слияний доля 10 крупнейших банков в объеме привлеченных депозитов составляет всего 36% из-за прежнего запрета на трансграничные услуги и действующих ограничений на рыночную долю одного банка (она не должна превышать 10%). Но в отдельных городах крупнейшие банки контролируют 70% рынка депозитов. По мнению Дэвида Голдена из Mercer Oliver Wyman, это делает США более похожими на Европу, чем представляется с точки зрения общенациональной статистики.

Высокая степень концентрации регионального банковского бизнеса, полагает Голден, говорит о том, что слияния и поглощения - простейший путь к росту: "Поддерживать органический рост на очень консолидированном рынке гораздо сложнее. Проще купить местный банк, пусть даже и с премией". Голден говорит, что в этом свете еще более впечатляющим становится прорыв Washington Mutual и Commerce Bank, которые вышли на новые рынки, открывая десятки дополнительных отделений.

В Европе тоже прошла волна консолидации, но она была ограничена национальными рамками. Пик внутристрановых слияний наблюдался в 1999 и 2001 гг. В Германии крупнейший страховщик Allianz купил Dresdner Bank; в Великобритании Royal Bank of Scotland поглотил NatWest, а Halifax объединился с Bank of Scotland в HBOS. Во Франции произошло слияние BNP и Paribas. С тех пор мало что произошло, за исключением слияния французских Credit Agricole и Credit Lyonnais. Во многих странах концентрация банковского сектора почти достигла предела. В 2001 г. попытка Lloyds TSB (одного из крупнейших британских банков) купить Abbey National (сегодня просто Abbey), занимавший шестое место в стране, натолкнулась на запрет антимонопольных органов.

Трансграничные сделки в Западной Европе редки. Можно вспомнить создание голландско-бельгийского многопрофильного банка Fortis; слияние финского, норвежского и шведского банков; покупку германским HVB австрийского Bank Austria (чтобы профинансировать на эту сделку, HVB был вынужден провести IPO своего австрийского подразделения на 25% его акций). В Центральной и Восточной Европе аппетиты западных банков заметно выше: в руках иностранцев сосредоточено около 60% активов банковских систем этого региона.

Ничто не предвещает изменения сложившейся ситуации. В недавнем отчете инвестиционного банка Fox-Pitt, Kelton говорится о возможности 18 слияний и поглощений, участниками которых будут европейские банки. Но трансграничным из их числа является лишь одно - покупка датским Danske Bank некоего шведского банка.

Не спешите.

Аналитики Fox-Pitt, Kelton объясняют малое число ожидаемых трансграничных слияний несколькими причинами. Затраты на приобретение будут велики, тогда как возможностей для снижения издержек как раз мало: банковские продукты, законодательство и налогообложение в европейских странах по-прежнему серьезно различаются. Менеджмент потенциальных объектов поглощения, успешно пережив экономические трудности, вряд ли захочет уступать контроль. Культурные различия между европейскими странами так же велики, как сильно политическое противодействие поглощениям со стороны иностранных банков. Наконец, банки не уверены в стабильности регулирующего их деятельность законодательства и предпочитают не разбрасываться капиталом, даже жертвуя при этом эффективностью.

И в США, и в Европе большинство трансграничных сделок носит характер избирательных набегов, а не масштабных слияний между банками-лидерами. В минувшем году HSBC купил американский банк Household (он ссужал деньги не слишком надежным заемщикам) и за счет своей мощи смог резко сократить его издержки. А Household открыл HSBC путь на американский рынок потребительского кредитования и добавил $1,8 млрд к его операционной прибыли за минувший год. Другой крупный британский банк Royal Bank of Scotland смело шагнул на розничный рынок США, купив Citizens Bank, уступающий в Новой Англии только FleetBoston.

Некоторые банкиры полагают (или надеются, или опасаются), что последние крупные приобретения в банковском секторе США вызовут ответную реакцию в Европе. Исполняющий обязанности главы Barclays Джон Варли называет это "звонком будильника" для банков других стран. К тому времени, как европейцы задумают сливаться, американцы окажутся тут как тут и смогут купить, кого только пожелают.

Американские банки уже выискивают новые жертвы. Перед тем как BofA купил FleetBoston, ходили слухи, что он поглощает Barclays. Citigroup, как полагают, ведет переговоры с Deutsche Bank. Хотя представители американского банка и заявили, что не планируют новых "трансформирующих" сделок, известно, что Citigroup не потеряла интерес к покупке иностранных банков. Если она купит какой-либо крупный банк в Европе, это не станет для группы "трансформирующим" поглощением: рыночная капитализация Citigroup впятеро превышает аналогичный показатель Deutsche Bank, который является крупнейшим в Германии.

Идея слияния Citigroup и Deutsche Вank не лишена оснований. Американцы уже работают на германском рынке розничных банковских услуг. А Deutsche Bank сегодня сталкивается на этом рынке с серьезной конкуренцией. Он является крупнейшим германским банком на рынке управления активами и имеет, вероятно, самое большое число корпоративных клиентов. Но есть и препятствия ожидаемому слиянию. Объединение двух подразделений по управлению активами (или продажа одного из них) будет сложным делом. Именно это не позволило Deutsche Bank поглотить Dresdner Bank. Глава Deutsche Bank Йозеф Аккерман находится под следствием по обвинению в злоупотреблении доверием клиента (он наградил топ-менеджеров Mannesmann большими бонусами после заключения спорной сделки по продаже этой компании Vodafone).

Говорят и о том, что сделка между Citigroup и Deutsche Bank может не понравиться политикам. Но рано или поздно кто-нибудь предложит сделку, эффект которой перевесит политические сомнения. Вопрос лишь в том, будет ли это исключительно европейская сделка или американцы все-таки скажут свое слово.

  00:04 26.04  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU