Архив новостей → Банды приходят по расписанию.
Банды приходят по расписанию.
На сей раз вооруженные люди из-за Терека забрали из родительского дома 8-летнего мальчика и потребовали выкуп њ 200.000 долларов .
На бюджетном
счету района њ
три тысячи рублей.
њ Таких денег не собрать, даже если весь район заложить, њ глухо говорит мне глава райадминистрации Сергей Логвинов. њ На счету района всего три тысячи рублей с хвостиком. Три месяца не получают зарплату бюджетники, полтора месяца њ задолженность по пенсиям, больше года њ по "детским".
12 тысяч беженцев, две трети которых њ из Чечни, окончательно "продавили" нищую "социалку".
Курской район почти лишился животноводства как отрасли: из 10 тысяч голов дойного стада осталась лишь тысяча, от 350 тысяч овец њ лишь пятая часть... Причины общеэкономические, но угоны скота чеченцами круто "достали" все хозяйства. Только за этот год њ десять случаев краж. Не найти желающих работать на кошарах: люди боятся быть похищенными на отдаленных животноводческих точках в бескрайних бурунных степях.
Всего около десяти центнеров составила в этом году урожайность зерновых у здешних фермеров. Их зарегистрировано около полутора тысяч, но реально более-менее эффективно работают едва ли десятка два. У остальных поля заросли бурьяном. У фермеров нет техники, многие из них просто боятся работать в поле в одиночку. Напугал, в частности, прошлогодний случай, когда с колхозного поля чеченские бандиты угнали технику и похитили ехавших с работы на автобусе колхозников. Людей бандиты в конце концов вернули, технику и автобус њ нет.
Ныне по распоряжению главы администрации люди работают на полях только под охраной автоматчиков на бэтээрах.
Сегодня единственный на всю станицу автобус њ у галюгаевской школы, на нем возят и рабочих, и парней на призывной пункт, и спортсменов на соревнования...
Не преувеличение сказать, что школа с ее директором и депутатом станичного совета Лидией Луценко во многом держит на плаву Галюгай как общественно-социальную единицу. О Лидии Васильевне давно надо писать поэмы или в крайнем случае вторую "Повесть о настоящем человеке". Красивая яркая женщина с активным волевым характером уверенно ведет через рифы школьный корабль, демонстрируя чудеса выживания. Не получающая от государства ни копейки станичная школа на шестьсот мест находится на полном самообеспечении. На собственные средства здесь ежегодно делают дорогостоящий ремонт, закупают учебные пособия, компьютерную технику, обеспечивают бесплатным питанием учащихся, занимаются благотворительностью.
Дело в том, что школа не только обучает ребятишек наукам, но также пашет и сеет: педагоги с учащимися обрабатывают 450 гектаров земли(!), собирают завидные урожаи зерновых, рапса и подсолнечника, делают обширные заготовки овощей и солений-варений для собственной столовой на зиму. Даже в нынешнее испепеляющее лето ученики из школьной бригады заработали больше, чем их родители. В производственной деятельности школа уже опережает хозяйство: был случай, когда бывший председатель колхоза отнял у нее урожай, чтоб расплатиться со своим долгом региональному фонду...
Но душа у энергичного директора "стонет и ноет".
њ Мне часто стал сниться один и тот же страшный сон, рассказывает Луценко, њ якобы в Галюгай ворвались боевики, а я прячу своих ребят. Я не раз прокручивала варианты подобной ситуации в действительности и делала неутешительный вывод: у нас в станице повторится абсолютно тот же Буденновск. Смотрите, берег Терека полностью открыт, ни милиция, ни военные его не охраняют. Переправиться через Терек похитителям со своей жертвой проще простого, в иные периоды реку можно перейти вброд. Сколько начальства в районе и в самом Ставрополе я обошла њ просила, чтобы школа охранялась. Никто не услышал. А ведь в школу любой бандит свободно заскочит. Вот и посредники-чеченцы не раз рыскали по школьному зданию, искали ведущего урок Спартака Георгиевича (он в то время выкуп за дочку собирал), нагло заглядывали во все классы, и я не в силах была их выпроводить.
Чеченские селения залиты
электрическим
светом, станицы Курского района
погружены во тьму.
"Отложенный статус" Чечни, полный правовых парадоксов, породил массу противоестественных и обидных для левобережного казачьего населения реалий. Хорошо просматривающееся через Терек со стороны станицы Галюгаевской чеченское селение Гвардейское ночами и вечерами залито ярким светом. Ставропольским энергетикам, которым мятежная республика задолжала многие и многие миллиарды, приказано в электричестве чеченцев не ущемлять. Зато в Курском районе за неуплату отключаются практически все объекты промышленности и соцкультбыта. Веерные отключения в жилых домах и погруженные в кромешную тьму станичные улицы неимоверно раздражают курян.
Земля за чеченским берегом Терека воспринимается станичниками уже как чужая, и никто не рискнет сходить туда в "гости" њ можно не вернуться. Зато чеченцы чувствуют и ведут себя в станицах, как дома: никаких ограничений в перемещениях для них, граждан России, не предусматривается.
Через Курской район на Ставрополье и далее в глубь России чеченцы везут нефтепродукты, а назад домой њ продовольствие, стройматериалы, технику... Возле их нефтяных караванов на всех перекрестках вьются люди в милицейской форме.
В райадминистрации с тревогой констатируют: чеченцы массово рвутся прописываться на хуторах и поселках района. Особенно подозрительной кажется властям активность бывших сотрудников милиции Чечни, обращающихся к ним с просьбой о "политическом убежище" и прописке почему-то в местах по линии административной границы с покинутой ими родиной.
Впрочем, попытки властей и комиссии по иммиграционному контролю попридержать расселение новых курян из сопредельных территорий вышестоящими правоохранительными органами решительно и сурово пресекаются как нарушающие Федеральный закон "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ".
њ В специфической и крайне сложной ситуации на Северном Кавказе этот закон абсолютизировать никак нельзя, у нас он даст последствия неожиданные и тяжелые. Вроде пятой колонны, в которую сбиваются и информаторы, и посредники, и соратники бандитов, специализирующиеся на разбоях и кражах людей, њ говорит мне высокое должностное лицо, просившее его имени не называть.
Опасность для местных жителей и их семей здесь самая что ни на есть реальная, повседневная. Некоторые в списке особого внимания бандитов из-за Терека. О списке и, кто в нем поименован, знают все районные чины.
Недавно по предупредительному звонку из краевого ФСБ вынуждена была мгновенно исчезнуть из Курского района семья местного высокопоставленного чиновника. Через несколько дней она вернулась, ибо сам глава семьи бежать, как заяц, отсюда не намерен. Но береженого Бог бережет. А охота на людей тем не менее не идет на спад в этом опасном приграничье, где нет ни одного пограничника и полно воинских подразделений, действующих крайне разрозненно и подчиняющихся военным начальникам в разных точках Ставрополья.
Для самозащиты в числе немногих Логвинову выдали пистолет, но он отдал его на хранение в милицию. Глава администрации для чеченцев њ объект непривлекательный. К людям состоятельным Сергея Андреевича не причислишь даже с большой натяжкой, он тоже помногу месяцев не видит зарплаты, которую принципиально, как и все служащие администрации, получает в районе последним.
Считает: пистолет бесполезен при отсутствии всеохватывающей системы защиты населения района. И в атмосфере всеобщего страха иметь одним из немногих личное оружие считает невозможным. По этой причине в холле райадминистрации нет никакой охраны, которая уже стала неотъемлемой частью штатного расписания в большинстве госучреждений края. "Людям надо давать хоть какую-то уверенность, лишний раз не напрягать расшатанную психику неверными шагами", њ говорит Логвинов.
Но все усилия местных властей в этом плане сводят на нет странные распоряжения сверху. Люди считают: Россия постепенно уступает здешний плацдарм, убирая отсюда многие головные госструктуры, заменяя их "отделениями", "филиалами", что навевает мысль об их временности, неустойчивости.
Посредников
бандитов
мы встретили
на дороге.
Меня сразило: атаман Галюгаевской, уже зная о похищении ребенка, в этот же день преспокойно уехал косить сено.
њ А я что могу предпринять? њ вопросом на вопрос отвечает мне глава станичной администрации Галюгая Анатолий Шагров.
И только энергичная неугомонная директор школы Луценко не покидает своего учителя, предлагает ему немедленно ехать с ней в роно њ "посоветоваться, какие шаги предпринять дальше".
Спартак плюхается за руль, и "Жигули" срываются с места. Спартак в состоянии крайнего возбуждения, на лице пот и слезы. Ни милиции, ни прокуратуре он не верит, кредиторов у него не осталось.
Спокойный и уравновешенный по жизни Спартак рычит сейчас, как раненый зверь, страшно матерится и посылает проклятья похитителям, полностью оторвав руки от баранки. Машину на огромной скорости кидает из стороны в сторону и носит по полотну дороги, как спичечный коробок. Кажется: мы на финише взлетной полосы...
Где-то на полдороге неожиданно появляется из-за поворота белая автомашина, ее водитель, завидев нас, замедляет ход.
њ В машине чеченцы, њ встревоженно говорит Лидия Васильевна, њ что им нужно?!
Резко тормозит и Спартак. Из встречной машины выскакивает плотный мужчина средних лет, бросает беглый взгляд на пассажирок, две женщины его не настораживают.
њ Ты куда, Спартак, мне же с тобой нужно переговорить...
Вижу: Ашкалов меняется в лице, тянет с ответом и наконец выдавливает: "Я скоро вернусь. Жди меня..."
"Хорошо, подожду", њ миролюбиво соглашается плотный чеченец, а наша машина вновь срывается с места...
Специфическая "беседа" с определенным набором слов њ и меня пронизывает догадка: "Спартак, да это ж посредники, которые обещали сегодня на тебя выйти, не так ли?"
њ Да, это они, њ выдыхает Спартак, њ но больше не расспрашивай, не могу ничего говорить, ребенка надо спасать...
Абсолютно не веря властям, Ашкалов-старший уповает только на общественность, на казаков. Он считает наиболее действенной мерой перекрытие всех дорог, ведущих из Чечни на Ставрополье, дорог, через которые активно идет обмен товарами.
њ Тогда им жрать нечего будет! њ Спартак кричит так, что вздуваются вены на шее. њ И они сами заставят бандитов отдать ребенка.
Поддержки у собравшихся в одном из крошечных кабинетов райадминистрации он не встречает.
њ Ну выйдем, перекроем њ и что дальше?! њ кричит ему в ответ районный атаман, отставной полковник ВС Анатолий Бердутин. њ Ты же знаешь, мы дважды уже перекрывали дороги, и кто к нам приехал, чтобы выслушать?! Да только наш Логвинов, районный глава. Больше никому мы здесь не нужны. Теперь уже станицу не поднимешь њ люди руки опустили. Потому что по рукам бьют, бьют: "Не положено.. нельзя... незаконно". А чеченцы наших станичников, как баранов, крадут и над нами же смеются. Над слабостью, над покорностью...
њ Что же тогда делать, что?! њ отчаянно вопрошает Ашкалов другого казака, погруженного в тяжелые раздумья. њ Сегодня моего сына бандиты взяли, завтра њ твоего! Что, скажи, тогда будешь делать ты?
Тема вооружения приграничного населения для местных казаков-терцев њ самая больная. Недавно Терское казачье войско вошло в государственный реестр, но иметь личное оружие казакам категорически воспретили.
Полтора года назад, когда кражи и разбойные нападения из-за Терека в Курском районе приобрели обвальный характер и панические настроения местного населения усилились, Госдума Ставрополья приняла "Положение о резервных отрядах местной самообороны в Ставропольском крае", поддержанное даже бывшим прокурором края. Генпрокуратура отменила "Положение..." как незаконное. Определение статуса Чечни большая политика отложила до 2005 года, молча зафиксировав вытеснение с мятежной территории российской правовой базы. И в то же время мы упорно не желаем замечать, что происходит вокруг этой "черной дыры", в том числе на сугубо российских, русских, казачьих территориях.
Пятидесятитысячное население района со всеми его стариками и детьми оказалось практически один на один с затеречными бандитскими группировками. Но может ли все это так длиться до бесконечности?
"Курской район њ это пороховая
бочка".
Затяжная экстремальная ситуация со всей очевидностью начинает окрашивать "красное" Ставрополье и в иные цвета. Резко пошли на подъем националистические настроения в среде русского населения. Край превращается в один из мощных оплотов баркашовцев. "Русское национальное единство" становится здесь бесспорным лидером среди партий и движений, претендующих быть властителями дум электората.
Мало того, о готовности вступить в краевую организацию РНЕ заявило недавно ... целое сельхозпредприятие "Крымгиреевское" Андроповского района вместе со своим директором Владимиром Мирским. Здесь уже прошло учредительное собрание, и первые сто пятьдесят селян скоро наденут (уже шьется) форму РНЕ с коловратом на рукаве черной рубашки. Местным журналистам Мирской привел аргументы, повлиявшие на столь массовый выбор: острое чувство незащищенности славянского населения, отсутствие русского аналога национальных диаспор, охрана общественного порядка и земельной собственности.
В Курском районе организация РНЕ только создается. Но нет сомнения, что почва для ее массового расцвета здесь самая подходящая.
"Курской район њ это пороховая бочка, њ не раз повторяли мне казаки. њ Все здесь искрится и потрескивает. Если рванет, то в первую очередь здесь".
Немыслимое число бумаг направлено в центр с требованиями, ультиматумами, просьбами и мольбами о предоставлении краю "статуса особого региона".
И что же, будем ждать, когда само собой "рассосется"? Не рассосется. Отложенный статус Чечни, неподчиняющейся российским законам и терроризирующей беззащитное население приграничных территорий, њ такая гремучая смесь, которая не то что до 2005-го, но и до следующего года может не дотянуть.
Предчувствие гнетет и руководителей Ставрополья, депутатов краевой Думы. Вывернув наизнанку бюджетный карман, губернатор Александр Черногоров выделил Курскому району 4 миллиона рублей њ на формирование роты патрульно-постовой службы из числа местных жителей. Это хоть что-то: на защите своего дома и родных станиц казаки будут стоять насмерть. Но рота будет сформирована в лучшем случае к концу года. А бандиты безбоязненно могут прийти к тебе в дом завтра.
...Нам с водителем предстоял пятисоткилометровый обратный путь в Ставрополь њ в ночь, по пустынным дорогам, через странные границы с вооруженными постами неизвестных частей, с искусственными препятствиями, которые преодолевают не только законопослушные граждане России, но также бандиты и посредники. Но Самаркин, заместитель районного главы, все тянул меня "хоть глазком взглянуть" на замечательный районный детский лагерь отдыха њ он (под охраной наряда милиции) расположен в зеленом массиве под станицей Курской, њ посмотреть на замечательного его директора, которого, мол, с руками бы оторвал и более благополучный район.
Я понимала побудительный мотив Юрия Александровича, переживавшего за то, чтобы не сложилось у корреспондента правительственной газеты мнение о полной "безнадеге" жизни в районе, мол, не все здесь опустили руки и не все население готово бежать толпами.
Нет, не все опустили руки! И покидать землю отцов и прадедов намерены тоже далеко не все. "Нам бежать отсюда некуда и незачем, это наша родная земля, и мы ее никогда и никому не сдадим, кто бы чего ни планировал", њ много раз и в разных вариантах слышала я этот рефрен и в Курской, и в Галюгаевской... Вопреки обстоятельствам и прифронтовым условиям многие люди и не помышляют об отъезде, не хотят думать о станице как о временном пристанище. А потому они не СУЩЕСТВУЮТ, не ВЫЖИВАЮТ, а именно ЖИВУТ: пашут и сеют, как позволяет карман, строят и обустраиваются, отмечают праздники и танцуют на дискотеках, водят детей на музыку и на уроки иностранного... И еще обмениваются с "замиренными" чеченцами официальными делегациями и спортивными командами, чтобы потом вместе посидеть за накрытым столом њ посмотреть друг другу в глаза да потолковать по-соседски...
Курской район .
Ставропольского края.
Когда верстался номер.
Для проведения специальных мероприятий по освобождению из бандитского плена полномочного представителя российского Президента в Чечне Валентина Власова "мы должны быть уверены в успехе и иметь необходимые гарантии его безопасности", заявил вчера на пресс-конференции в Грозном руководитель оперативного штаба по розыску российского полпреда, вице-премьер Чечни Казбек Махашев.
По его словам, говорить о конкретном местонахождении Валентина Власова преждевременно. Для этого нужно иметь точные оперативные данные. Пока оперативные органы Чечни подобными данными не располагают.
По мнению Казбека Махашева, раскрытие данного преступления затянулось в связи с тем, что преступная группировка очень мобильная, действуют похитители изощренно. У правоохранительных органов есть конкретный план по конкретным направлениям, но для реализации этого плана необходимо иметь гарантии безопасности для заложника. Несмотря на все трудности, мы уверены, что российский полпред в ближайшее время будет освобожден, а преступники сурово наказаны. "Освобождение Валентина Власова является приоритетной задачей правоохранительных органов Чечни", њ подчеркнул вице-премьер.
(ИТАР њ ТАСС).
Людмила БЕЛЬДЮГИНА,
соб. корр.
00:04 11.08
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |