Архив новостей → Культура : Единство в нищете.
Культура : Единство в нищете.
Когда в результате распада СССР кинематографисты бывших братских республик оказались в изоляции друг от друга, они первое время более всего сожалели о том, что невозможно стало ездить в Пицунду и Дилижан, в Дома творчества кинематографистов: там стало неспокойно. Потом на наших телеэкранах вместо грузинских и армянских комедий стали появляться французские и итальянские, вместо белорусских фильмов о партизанах - американские фильмы о гангстерах.
Отсутствие привычных и даже слегка поднадоевших имен и жанров первое время не ощущалось. "Отряд не заметил потери бойца" - одного, другого, третьего, двадцатого... Кинематографисты чаще всего встречались на зарубежных фестивалях и неизменно обменивались грустными вестями: ничего не снимают молодые, подававшие блестящие надежды режиссеры, погибают в "горячих точках" операторы, "стоят" цехи и павильоны киностудий, умер Абуладзе, умер Цилинский, умер Жалакявичюс...
Фильмы, показанные на форуме кинематографистов стран СНГ и Балтии, проходившем в рамках XX Московского международного кинофестиваля, меньше всего отличало то самое национальное своеобразие, в отсутствии которого обвиняли "доктрину и стратегию" советского кино. Скорее, они были похожи - в том, какие сходные с российскими проблемы в них рассматривались: проникновение преступности во все сферы жизни ("Двойное лицо", реж. Л.Анджапаридзе), гражданская война ("Кладбище грез", реж. Г.Хайндрава), переоценка демократических идеалов ("Ботанический сад", реж. В.Гостюхин). Были, как и у нас, фильмы на исторические темы ("Абай", реж. А.Амиркулов, "Аромат желаний", туркменский фильм, снятый российским режиссером Сергеем Щукаревым). Однако общее снижение уровня кинематографического мастерства чувствовалось во всем, начиная с режиссуры и драматургии и кончая работой гримеров, осветителей, художников... Раньше все кинематографисты СССР были едины перед цензурой, а теперь - перед нищетой: одинаковая степень бессилия. Стали очевидны результаты уничтожения общего культурного пространства. Можно ли его восстановить? Вопрос непростой.
Известно, что в советские годы фильмы, снятые на студиях союзных республик, не пользовались кассовым успехом даже в своих же республиках. Элитарная публика смотрела картины соответствующего направления, "широкий зритель" предпочитал телевизионные фильмы, снятые по заказу Гостелерадио и соответствующие "общесоюзным стандартам качества". Будет ли теперь наше телевидение показывать фильмы стран СНГ и Балтии? ОРТ, например, не имеет статуса "первой всесоюзной программы". РТР? Концепция этого канала позволяет демонстрировать фильмы, снятые режиссерами - представителями малых народов России. (Например, можно было бы устроить Неделю кино Якутии, которую сейчас пытается организовать мой соученик по ВГИКу Алексей Романов, режиссер и продюсер.) Что же касается "ближнего зарубежья" - ситуация та же, что и на ОРТ, НТВ, ТВ-Центр, ТВ-6: обязаловка в духе прежних лет не получится, а обычный кинопоказ... Проблема "А кто нам даст рекламу на этот фильм?" делает весьма проблематичным показ фильмов, рассчитанных не на широкую публику, а на элитарную (развал кинофикации вызвал необходимость снимать кино, которое хоть кому-то нужно. Например, так называемой фестивальной публике. Глядишь, на фестивалях-то и перемогнешься год-другой...) Еще один вопрос: а будут ли телеканалы стран СНГ и Балтии показывать российские картины? Ведь и там - те же проблемы. Вот и получается, что без межгосударственной программы культурной поддержки, без новой концепции взаимодействия не обойтись.
Весьма показательно, что во главе этого процесса - то же поколение "шестидесятников", как будто действующее по принципу "сами сломали - сами и починим". Это логично. Только - удастся ли это им, усталым, утратившим в той или иной мере талант, но не утратившим желание работать во что бы то ни стало, разучившимся распоряжаться казенными деньгами и никогда не умевшим трезво смотреть в глаза геополитической реальности? Удается ли им снимать так, чтобы следующие форумы напоминали не пепелище, а ту самую Трубку из поэмы американца Лонгфелло в переводе Ивана Бунина:
"Раскурите Трубку Мира.
И живите впредь, как братья!" -.
Так сказал Владыка Жизни.
Юлия ХОМЯКОВА.
00:04 27.09
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |