Архив новостей → Сгусток тайны.
Сгусток тайны.
Впервые имя Ильи Зенкова я услышала от ответственного секретаря Рязанской писательской организации Н.Молоткова. Рассказывая о книгах, выпускаемых на грант областной администрации, он отметил талант молодого автора, который работает в стиле авангард, понятном не всякому, в том числе и самому Молоткову.
Позже я встретилась с самим Ильей, уже студентом-очником Литературного института им.А.М.
Горького, на заседании поэтического клуба "Автор".
Услышала его стихи и подумала, что насчет таланта Николай Васильевич, безусловно, прав. Чувствовались в стихах энергетика, мощный напор, работа со звукорядом, сложная и оригинальная ассоциативная образность.
Книга поначалу слегка разочаровала. Тексты, в отличие от слова звучащего, потеряли свою напряженность, схема-пружина которой лишь угадывалась в рваном размере, смысловых переносах и немного "нервной" пунктуации. "Вдруг" обнаружилось, что стихи-то написаны не энергетическими сгустками, а среднелитературным русским языком, периодически пропускающим литературные штампы ("Слезы - ливень на стекле"). Есть случайные слова, которые при прочтении остаются незамеченными в насыщенном потоке образов. Хорошо воспринимаемые со слуха неточные рифмы в напечатанном виде становятся минусом. Все это верно.
Но верно и то, что уже сейчас Илья обладает самым необходимым для поэта - чувством слова. Каким-то почти мистическим образом он из ряда весьма далеких ассоциаций умеет выбрать именно те, которые наиболее полно отвечают поставленной задаче - описать не реальную картину или событие (это умеют многие), а некую виртуальность - чувство или ощущение ("Огненные звери"). Более того, у него есть дар увидеть что-либо с другой, непривычной стороны (карандаш - "черный посох деревянный с требухой камней замшелых"; "обитая скрежетом дверь") или даже - изнутри ("Яблоня"). С одной стороны, такие стихи проще подделать - мол, я написал, а вы толкуйте, как хотите. Но стоит подделку сравнить с настоящим, как разница становится ясна. Так вот, стихи Ильи Зенкова настоящие.
Работает Илья и с формой. Причем видно, что работа эта не стихийная, а целенаправленная. В доброй половине стихотворений книги - "нормальная", традиционная ритмика и строфика, но заметно, как автор пытается от этого уходить, уравнивая форму с содержанием. Где-то получается, а где-то пока не очень. То в почти верлибровой вещи сбивается на привычную, видимо, ему классичность, то в "балладной" полурифмовке проскользнет пусть неточная, но рифма... Бывает, что, найдя удачный прием, Илья не полностью раскрывает его возможности ("Немой вопрос").
Но мне верится, что отдельные неудачи Ильи Зенкова в скором времени будут преодолены. Считается, когда есть крепкая кость - мысль, технику - "мясо" нарастить если не легко, то, во всяком случае, проще. У Ильи есть даже больше - энергетика. А значит - есть жизнь.
Важно только, чтобы он не останавливался на "слуховом пороге", а по возможности переносил совершенство звуковой формы на бумагу. Все-таки стихи воспринимаются не только ушами, но и (чаще всего) глазами. Кажется, Илья это понимает, а в Литературном институте постичь секреты поэтического мастерства при желании достаточно несложно. А тайна - пускай остается.
Ведь стихи - это всегда тайна...
Валентина Бондаренко.
00:04 04.08
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |