Архив новостей → (2).
(2).
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. Миронова в 1998 году.
В результате обращения Уполномоченного в интересах бывшей жительницы Таджикистана С. Комитетом помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие" ее дочери была оказана своевременная и бесплатная медицинская помощь.
По факту обращения Региональной общественной организации беженцев и вынужденных переселенцев из Азербайджана "РООБ" состоялась встреча работников аппарата Уполномоченного с жителями Центра временного размещения "Востряково". В результате обращения Уполномоченного в Федеральную миграционную службу Российской Федерации выселение граждан, утративших статус беженца в связи с приобретением российского гражданства, из ЦВР "Востряково" было приостановлено.
В адрес Уполномоченного поступают жалобы от вынужденных переселенцев, особенно граждан, покинувших в результате военных действий территорию Чеченской Республики и районы осетино-ингушского конфликта. В основном это русскоязычное население, являющееся наиболее незащищенной категорией вынужденных переселенцев.
Многие граждане, покинувшие территорию Чеченской Республики в период военных действий и оставившие там свое жилье и имущество, по сегодняшний день не получили статус вынужденного переселенца, не имеют жилья, лишены пенсионного обеспечения, не трудоустроены, не имеют возможности получить свои сбережения в Сбербанке России, не всем выплачена заработная плата за период работы на предприятиях г. Грозного.
В то же время некоторые граждане нечеченской национальности, в основном представители социально незащищенных слоев населения, хотят покинуть пределы Чеченской Республики, но не имеют для этого возможностей. Реализация их конституционных прав и свобод в полном объеме в соответствии с действующим законодательством не представляется возможной.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации поддерживает идею создания парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан, вынужденно покинувших территорию Чеченской Республики, а также деятельности федеральных органов исполнительной власти по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 года "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике". Задачей комиссии должна стать выработка предложений по комплексному решению проблемы восстановления конституционных прав данной категории граждан.
Имеют место случаи, когда органы местного самоуправления пытаются ограничить регистрацию прибывших мигрантов. В качестве примера можно привести Чернышковский район Волгоградской области, где была запрещена регистрация граждан, прибывших из стран СНГ, не имеющих на территории района близких родственников или не являющихся уроженцами этого района. Местный РОВД был наделен полномочиями выдворять из этого района лиц, "не прошедших регистрацию, нарушающих порядок и усугубляющих криминогенную обстановку". Подобного рода нарушения отмечались в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия њ Алания, Белгородской, Калининградской и других областях.
В результате недостаточного контроля со стороны МВД России наблюдаются нарушения законодательства и прав граждан паспортно-визовыми службами, которые на основании местных инструкций отказывают в регистрации по месту пребывания. Например, паспортно-визовая служба Валуйского района Белгородской области требовала от прибывающих граждан разрешение главы администрации района на регистрацию.
В настоящее время права мигрантов зачастую защищаются только мерами прокурорского реагирования. Генеральная прокуратура Российской Федерации отмечает недостаточность действий ФМС России по трудоустройству вынужденных переселенцев. Миграционные службы, как правило, слабо взаимодействуют с органами по трудоустройству как на федеральном, так и на региональном уровнях, не располагают данными о вынужденных переселенцах, обратившихся в службы занятости.
Из-за несоответствия нормативных правовых актов ряда субъектов Российской Федерации федеральному законодательству вынужденные переселенцы испытывают трудности с регистрацией на новом месте жительства и, как следствие, с трудоустройством, медицинским и пенсионным обеспечением, учебой, устройством детей в дошкольные детские учреждения.
Подобный случай произошел с вынужденным переселенцем из Абхазии гражданином С. На основании решения органов государственной власти г. Санкт-Петербурга, согласно которому постановка на учет зависит от срока проживания в городе, ему было отказано в этом, а также во включении в списки нуждающихся в получении жилья. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный поставил вопрос перед городскими властями о приведении правовых актов в соответствие с Федеральным законом "О вынужденных переселенцах".
Группа вынужденных переселенцев, с 1995 года временно проживающих в общежитии профессионально-технического училища г. Маркса Саратовской области, направила Уполномоченному жалобу на то, что их жилищная проблема не решается. По данной жалобе Уполномоченный обратился к главе администрации г. Маркса. В настоящее время переселенцы включены в списки на получение жилья по линии миграционной службы и администрации Марксовского района Саратовской области.
Определенную озабоченность вызывает положение иностранных граждан, ищущих убежище на территории Российской Федерации.
Начиная с 1992 года лишь около 7% лиц данной категории, обратившихся с ходатайством о предоставлении статуса беженца, его получили. Многие из тех, кому было отказано (главным образом это бывшие граждане Афганистана, Судана, Эфиопии и Сомали), имеют основания опасаться преследований в своей стране, что, в частности, подтверждают факты, изложенные в обращениях Уполномоченному.
На иностранных граждан, ищущих убежище на территории Российской Федерации, должен распространяться Федеральный закон "О беженцах", а также международные обязательства Российской Федерации.
Важным направлением деятельности Уполномоченного является защита конституционного права граждан на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Жалобы, связанные с нарушениями прав в области уголовно-правовой сферы, составляют около 26% от всех обращений, поступивших Уполномоченному в 1998 году.
В Российской Федерации остается высоким уровень преступности, не удается переломить негативные тенденции в ее динамике и структуре. Некоторые преступления остаются нераскрытыми, в том числе и из-за профессиональных ошибок и упущений работников правоохранительных органов. Анализ жалоб и обращений граждан свидетельствует о нарушении конституционных норм и положений Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод отдельными работниками МВД России.
Материалы прокурорских проверок указывают на то, что в 1997 году в дисциплинарном порядке было наказано 30000 работников органов внутренних дел, свыше 1500 сотрудников привлечено к уголовной ответственности за преступления по службе. Нарушения закона, непосредственно связанные с ущемлением прав и свобод человека и гражданина сотрудниками Министерства внутренних дел Российской Федерации, имели место и в 1998 году.
Наиболее типичными нарушениями прав являются пытки, избиение, применение иных недозволенных мер воздействия в момент задержания лиц и до направления их в следственные изоляторы. Имеют место случаи недобросовестного исполнения своих служебных обязанностей должностными лицами органов предварительного следствия.
Так, в жалобе гражданина Ш. сообщалось, что он 16 апреля 1998 года был задержан в г. Москве сотрудниками УВД Восточного округа, доставлен в здание милиции и избит.
Гражданин Ч., осужденный за преступление, предусмотренное статьей 146 частью 2 УК РСФСР, к 8 годам лишения свободы, в своей жалобе пишет, что сотрудники Синарского РОВД г. Каменск-Уральска Свердловской области избивали его и издевались над ним, применяя противогаз, электроток и другие средства. Здоровью гражданина Ч. был нанесен вред, о чем имеется заключение судмедэксперта.
7 декабря 1998 года в ходе посещения Уполномоченным следственного изолятора N 1 г. Москвы обвиняемый Г. заявил о том, что при задержании оперативные сотрудники Московского РУОПа применяли к нему электроток.
Многочисленные сообщения средств массовой информации также содержат сведения о применении работниками милиции недозволенных мер воздействия в отношении задержанных. (Например: "Милиционеры пытали наркоманов электротоком" ("Коммерсантъ", 28.10.1998 г., "Палач районного масштаба"; "Труд", 21.10.1998 г.)
12 февраля 1998 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия вынесла приговор в отношении семи сотрудников республиканских органов внутренних дел, которые признаны виновными в превышении власти и служебных полномочий, применении насилия, нанесении оскорблений, унижении личного достоинства задержанных. Один из потерпевших њ 19-летний студент колледжа И. њ скончался от сердечного приступа, наступившего во время избиения его работниками милиции. Шесть из семи сотрудников органов внутренних дел приговорены к лишению свободы на срок от 3 до 9,5 лет. Судебный процесс, длившийся шесть месяцев, широко освещался в средствах массовой информации. В приговоре суда указывается, что пытки носили систематический характер, совершались при потворстве должностных лиц достаточно высокого ранга. В адрес министра внутренних дел Российской Федерации судебная коллегия вынесла частное определение.
Нередко в деятельности органов внутренних дел по пресечению преступности используются методы войсковых операций. Во многих городах России появилось большое количество работников милиции, вооруженных автоматами, имеют место случаи тотальной проверки документов у населения.
К Уполномоченному обратились вынужденные переселенцы из Чечни по поводу действий сотрудников 1-го отделения милиции г. Москвы. По анонимному звонку 10 июня 1998 года группа вооруженных лиц в масках с надписью на спине "МВД РФ" появилась на стадионе, где проводился футбольный матч между студенческими командами. Вместе с другими сотрудниками в милицейской форме и в штатском они устроили сплошную проверку документов, удостоверяющих личность граждан, находившихся на стадионе, а также провели их досмотр с целью обнаружения оружия, боеприпасов и наркотиков. Из 53 человек, доставленных в отделение милиции, 11 проживали в Москве без регистрации, за что были привлечены к административной ответственности. Остальные 42 человека были задержаны без законных оснований. В результате вмешательства Уполномоченного органы прокуратуры проверили указанные обстоятельства и выявили противоправный характер действий сотрудников милиции. Прокуратурой г. Москвы признано незаконным доставление этих граждан в отделение милиции, в связи с чем начальнику столичного ГУВД внесено представление прокурором г. Москвы.
Другой случай. На имя Уполномоченного пришло письмо от жительницы Северного Кавказа гражданки А., в котором сообщалось, что майор милиции остановил машину, за рулем которой находился ее сын, и избил его. По данной жалобе Уполномоченный обратился к прокурору с требованием провести проверку и привлечь виновного к ответственности. По возбужденному прокуратурой уголовному делу состоялся суд. Работник милиции осужден на три года лишения свободы. С него также взыскана компенсация за моральный вред, причиненный потерпевшему, в размере 20000 рублей.
Подобные факты легли в основу обращения Уполномоченного к министру внутренних дел Российской Федерации С.В. Степашину о нарушениях работниками милиции конституционных прав и свобод граждан и необходимости принятия мер по их устранению.
Уполномоченному поступают письма от граждан с просьбами о помощи и восстановлении справедливости. Например, жительница г. Москвы гражданка А. написала об исчезновении 11 мая 1995 года ее сына. Формально срок обращения к Уполномоченному истек, но из гуманных соображений нельзя было отказать матери. Уполномоченный обратился в столичную прокуратуру с просьбой ускорить ход расследования обстоятельств исчезновения человека. Это дело стало предметом обсуждения на оперативном совещании работников прокуратуры, где был намечен ряд дополнительных мероприятий по активизации следствия и мер розыскного характера. По просьбе Уполномоченного данное дело взято на контроль прокурором г. Москвы.
Примерно половина всех обращений, связанных с нарушениями прав в уголовно-правовой сфере, касается просьб об оказании помощи в восстановлении справедливости в отношении осужденных, а также жалобы на нарушения норм уголовно-процессуального законодательства, допускаемые органами предварительного следствия и судами.
Адвокат Л. обратилась с жалобой к Уполномоченному на нарушение органами внутренних дел и органами прокуратуры прав ее подзащитного, которому при задержании были причинены телесные повреждения. Тверская межрайонная прокуратура г. Москвы отказала в возбуждении уголовного дела. После письма Уполномоченного в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с предложением проверить обстоятельства, изложенные в жалобе, и принять предусмотренные законом меры решение Тверской межрайонной прокуратуры г. Москвы было отменено. Организация дополнительной проверки поручена прокуратуре города.
Обращение депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации К.Н. Борового по поводу прекращения уголовного дела в связи с причинением сотрудником милиции тяжкого вреда здоровью несовершеннолетнего К. принято к рассмотрению. По итогам изучения материалов данного уголовного дела в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлено заключение о необходимости возобновления расследования.
В связи с обращением депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Борщева, жалобами родителей и адвоката осужденного Ф., приговоренного Верховным Судом Удмуртской Республики к смертной казни, были обнаружены нарушения прав обвиняемого на защиту. Это послужило поводом для обращения Уполномоченного в Верховный Суд Российской Федерации с предложением проверить доводы, содержащиеся в жалобах.
Основным правовым механизмом защиты прав граждан является судебная система Российской Федерации. Но из-за ее недостаточного финансирования конституционные гарантии судебной защиты личности оказались под угрозой. Во многих субъектах Российской Федерации суды находятся в сложном положении. По причине отсутствия финансовой, организационной и методической поддержки на федеральном уровне суды присяжных, даже в тех регионах, где они созданы, могут в ближайшее время перестать функционировать.
Все это заставило Верховный Суд Российской Федерации обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой о признании противоречащей статьям 10 и 124 Конституции Российской Федерации, а также статье 33 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" части 1 статьи 102 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", дающей право Правительству Российской Федерации сокращать расходную часть бюджета, в том числе и на финансирование правосудия.
Выступая во время слушаний этого дела на заседании Конституционного Суда Российской Федерации, Уполномоченный заявил, что такое положение ущемляет права и интересы российских граждан, лишает их конституционных гарантий на судебную защиту. Несмотря на постановление Конституционного Суда от 17 июля 1998 года N 23-П, согласно которому часть 1 статьи 102 указанного Федерального закона признана несоответствующей Конституции, финансирование судебной системы оставляет желать лучшего.
На имя Уполномоченного приходят письма от граждан, содержащихся в местах предварительного заключения, по поводу многомесячного ожидания суда после окончания следствия. Например, из жалобы осужденного, отбывающего наказание в одном из исправительно-трудовых учреждений города Надыма, следует, что после окончания следствия он еще шестнадцать с половиной месяцев числился за судом, находясь под стражей в следственном изоляторе. По информации, полученной Уполномоченным от прокурора Владимирской области, за некоторыми судами числятся лица, привлеченные к ответственности за преступления, предусмотренные статьей 144 ранее действовавшего Уголовного кодекса РСФСР, расследование уголовных дел в отношении которых закончено еще в 1996 году. Время, проведенное ими в следственном изоляторе, практически равно санкциям статей Уголовного кодекса, по которым они привлечены к ответственности.
Например, подсудимый О., обратившийся к Уполномоченному, обвиняется по статье 15 и части 2 статьи 144 УК РСФСР. Предварительное расследование по его делу было закончено в середине 1996 года, но дело в суде до сих пор не рассмотрено. Он пишет: "Я болен туберкулезом, в сизо отбыл 2 года 4 месяца. Никто меня не приговаривал к отбыванию наказания в камерной системе. ...Существуют какие-то сроки содержания под стражей, а я, не считая следствия, нахожусь за судом третий год. Убедительно Вас прошу: осудите меня, поставьте точку в этом деле". Другой факт: в следственном изоляторе г. Москвы обвиняемый М. находился более трех лет после окончания предварительного расследования по его делу.
Не способствует быстрому рассмотрению дел в судах и все возрастающее их количество. Например, в судах районного звена, рассматривающих большую часть уголовных и гражданских дел, а также дела об административных правонарушениях, нагрузка на одного судью увеличилась по сравнению с 1997 годом на 12,9%. Недоукомплектованность судейского корпуса приводит к отказам в приеме жалоб и заявлений граждан под разными предлогами. Рассмотрение дел в районных судах тянется нередко годами, что порождает у людей неверие в эффективность судебной системы.
Многочисленные жалобы и обращения граждан к Уполномоченному подтверждают это. Так, например, москвич Т., ветеран Вооруженных Сил, участник боевых действий в Афганистане, пенсионер, свыше полутора лет не может добиться судебного разбирательства в Тушинском межмуниципальном суде г. Москвы. Обратившись к Уполномоченному, он пишет: "Прошу Вас оказать помощь в максимальном ускорении рассмотрения дела в суде ...".
По данным Министерства юстиции Российской Федерации, в результате несвоевременного рассмотрения дел в судах ежедневно в среднем около 42 тысяч человек, числящихся за судами первой и второй инстанции, содержатся под стражей с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, из них более одной тысячи њ свыше трех лет.
Актуальной является проблема соблюдения прав человека в местах предварительного заключения и отбывания наказания, где в настоящее время содержится более 1 миллиона граждан. Реализация гражданских, социальных и культурных прав человека применительно к лицам, лишенным свободы, конкретизируется в обеспечении реальных прав: на жизнь, личную безопасность, свободу от пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения, медицинскую помощь, судебную защиту.
В последние годы система пенитенциарных учреждений претерпевает значительные изменения, связанные с построением демократического правового государства. Приняты новые законы, предусматривающие расширение прав арестованных и осужденных, гуманизацию условий содержания под стражей и отбывания наказания. Претворяется в жизнь Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы. По вопросам деятельности следственных изоляторов и исправительных учреждений приняты решения федеральных органов власти. К данной проблеме привлечено внимание Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законодателей, средств массовой информации, российских и международных правозащитных организаций. Указом Президента Российской Федерации органы и учреждения уголовно-исполнительной системы передаются в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. Речь идет о более чем 800 исправительных и воспитательных колониях, о 190 тюрьмах и следственных изоляторах, а также предприятиях и лечебных учреждениях.
На состоявшихся в Государственной Думе 5 ноября 1998 года парламентских слушаниях по проекту федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав заключенных и содействии общественных объединений работе органов и учреждений, где содержатся заключенные", в которых принял участие Уполномоченный, вновь было обращено внимание общественности и законодателей на нарушение прав человека в местах лишения свободы. Уполномоченный поддержал идею введения в этой сфере компетентного общественного контроля, предложив дифференцировать режим контроля в отношении подследственных и лиц, отбывающих уголовное наказание.
Посещения Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации ряда следственных изоляторов и учреждений, исполняющих наказания, позволяют сделать вывод о том, что Министерством юстиции Российской Федерации проводится определенная работа, направленная на решение задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Осуществляемые меры способствуют нормализации порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определению средств исправления осужденных, оказанию им помощи в социальной адаптации.
Например, в исправительных учреждениях Саратовской области, которые посетил Уполномоченный (УШ 382/2 и следственный изолятор, УШ 382/13, ИЗ-61/1), создана и функционирует система воспитательных мероприятий, направленных на достижение основной цели њ исправление правонарушителей. Необходимое внимание уделяется обеспечению социально-бытовых условий содержания осужденных. Проводятся смотры общественно полезных дел, вечера вопросов и ответов с участием работников суда, прокуратуры и адвокатуры. Нельзя не отметить благоприятное влияние, которое оказывают на поддержание правопорядка в исправительных учреждениях служители культа, Русская Православная Церковь, Духовное Управление мусульман Поволжья и другие.
Вместе с тем в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, особенно в следственных изоляторах, имеется много нерешенных задач по соблюдению прав лиц, находящихся под стражей, в части создания им цивилизованных условий содержания, гарантий их прав на охрану жизни и здоровья в соответствии с требованиями Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и обязательствами, взятыми на себя Россией при вступлении в Совет Европы.
Посещения следственных изоляторов и колоний, информация Генеральной прокуратуры Российской Федерации, многочисленные сообщения средств массовой информации, а также письма и обращения граждан свидетельствуют о нарушениях прав лиц в местах принудительного содержания. Положение заключенных по-прежнему характеризуется унизительным бесправием, отсутствием гарантий прав человека.
В жалобе, поступившей из УШ 382/3, г. Балашов Саратовской области, указывается на нарушение прав осужденных, предусмотренных статьей 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (отсутствие должного питания и медицинской помощи, унижение человеческого достоинства), аналогичная жалоба поступила из УШ 349/62. Эти и другие факты послужили поводом для обращения Уполномоченного к министру юстиции Российской Федерации П.В. Крашенинникову с предложением провести проверку доводов, изложенных в жалобах, и принятии мер, предусмотренных законом. По имеющейся информации такие меры принимаются, и положение в названных учреждениях улучшается.
00:04 11.03
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |