Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейЗацепин продает музыку без слов.

Зацепин продает музыку без слов.

Александр Щуплов.

Почему знаменитый композитор отказался от "доходных" песен.

АЛЕКСАНДР ЗАЦЕПИН - автор 300 песен. Наиболее известные его работы связаны с кинокомедиями Гайдая "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию"... Последние два десятилетия композитор живет во Франции. Однако нередко бывает в России, выступает с концертами, в которых принимают участие звезды нашей эстрады. В один из его приездов на родину мы встретились у него в московской квартире.

- У каждой песни - своя история, - говорит Александр Зацепин. - Поскольку речь идет о музыке к фильмам, то передо мной режиссер сразу ставил определенную задачу. Например, песня о зайцах из "Бриллиантовой руки" уже первоначально предназначалась для Юрия Никулина. Стало быть, я знал, что не могу писать ее для сопрано или делать огромный диапазон для голоса. Сначала я прочитал сценарий "Бриллиантовой руки", потом Гайдай мне рассказал, что герой Никулина, исполняющий эту песню, уже порядочно подвыпил, и вот он выходит на сцену и что-то такое поет. В сценарии была ремарка: "Никулин поет песню простого советского человека". О чем эта песня, никто не знает не ведает. Так сложилось, что обычно я сперва сочинял мелодию, а потом уже Леонид Дербенев писал стихи: он говорил, что ему лучше на музыку писать, она его воодушевляет... Я написал запев, припев - получилось, честно скажу, не очень. Поехал на "Мосфильм" к Гайдаю. Поиграл. Он говорит: "Запев - хороший, припев - не получился..." Через некоторое время (в кино все происходит очень быстро!) готовлюсь утром снова ехать к Гайдаю. Бреюсь, и вдруг у меня - тарам-тарарам! - возникла мелодия. Я ее записал, сел к роялю, поиграл, немножко изменил, развил... Показал Гайдаю. Он говорит: "Вот это - то, что надо!" Отдал музыку Дербеневу, тот написал слова, оттолкнувшись от ремарки сценария. Припев - точно не помню - получился такой: "Пусть я пороха не выдумал и Америк не открыл вовек..." Словом: "Я - простой советский человек!" Гайдай не очень внимательно прочитал текст и принял его. Я об этом не знал и, когда Дербенев принес мне одобренный режиссером вариант, удивился: "Кто же такое будет петь?" Он мне: "Гайдай принял, а ты выламываешься!" Тогда я ему говорю: "Мы же не для Гайдая пишем песню, и Гайдай снимает фильм не для себя, а для людей. Как он говорит, для народа. Мне надо, чтобы народ пел. Неужели народ будет петь: "Я простой советский человек"? Не будет!" Леня, конечно, обиделся, но все-таки написал другой текст. Получилось то, что надо: про зайцев!

- С какой песни началась ваша карьера?

- Была у меня песня "Надо мной небо синее". Она долгое время была моей визитной карточкой. При первой встрече с Гайдаем я сказал ему, что написал эту песню. "Я вашу песню знаю, - ответил он. - Песня хорошая. Но я не знаю, как вы мне напишете к фильму эксцентрику. Сумеете ли?" Тогда он еще сомневался...

- Почему в "Операции "Ы"..." с вашей музыкой нет ни одной песни?

- Это была моя первая картина с Леонидом Гайдаем. Я предлагал ему написать песню ко второй новелле: помните, где Шурик и Наталья Селезнева сдают экзамены? Но так и не уговорил. Позже он меня укорял, почему я не настоял на своем! У каждого фильма Гайдая есть песня, а у этого нет... Кстати, в прошлом году я сделал музыку к фильму "Казус белли", который поставил Игорь Угольников. Снимались Инна Чурикова, Барбара Брыльска, Виталий Соломин... Песен там нет. Первоначально мы с Угольниковым хотели поставить песню на титры, но потом он решил, что не надо. Может, потом, как Гайдай, тоже будет жалеть.

- С вашими песнями к Алле Пугачевой пришел статус звезды...

- В середине семидесятых мой помощник Виталий Клейнот, талантливый аранжировщик и музыкант, посоветовал мне сходить в какой-то клуб и послушать певицу Аллу Пугачеву. Это были еще те времена, до "Арлекино", когда она пела: "Посидим, поокаем". Я пошел, послушал. Мне понравилась певица, ее голос, манера исполнения. Я предложил ей работать. Она сразу согласилась. Мы написали больше двадцати песен. Они все - из фильмов. Много песен было исполнено Пугачевой в картине "Женщина, которая поет". Песня "Волшебник-недоучка" вошла в фильм "Отважный Ширак". Но не президент Франции Жак Ширак, а персонаж из Таджикистана (если бы мне предоставился случай встретиться с Жаком Шираком, я бы обратил его внимание на то, что его фамилия популярна в Таджикистане!)...

- Встречаетесь ли вы сейчас с Аллой Борисовной?

- Редко. Я с ней давно не работаю. Она принимала участие в прошлогоднем моем концерте, виделись на вечере памяти Леонида Дербенева...

- А смогли бы сегодня с ней работать?

- С прежней Пугачевой я бы работать смог. А с нынешней... Все-таки я люблю другие песни. Конечно, она может прекрасно спеть все! Правда, она мне говорила, что "Волшебника" на концерте, может, и не будет петь и его стоит отдать кому-нибудь другому. Но все-таки его исполнила...

- Что вам нравится и что не нравится на нашей эстраде?

- Я не знаю хорошо нашу эстраду. Долгое время - с конца восьмидесятых - провел во Франции и с огромной обоймой артистов, которые появились, просто не знаком. Очень неплохой исполнитель Олег Газманов. Певицей номер один я назвал бы Ларису Долину: у нее огромный диапазон, и она может спеть все. Особенно прекрасно она пела джаз, а также мои песни в телефильме "31 июня". Неплохие певцы Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров. Они имеют свое лицо, их сразу можно узнать. Группа "Сливки" у меня поет только одну песню "Куда уходит детство" - поэтому мне сложно судить о них. Кому-то они нравятся, кому-то нет. Я считаю, что мою песню они сделали неплохо... В последнее время я решил песен не писать. Песня должна писаться на конкретного исполнителя. Когда я спросил перед своим концертом Долину, что она будет петь, она выбрала мою старую песню из "31 июня". А новые певцы... с ними договариваться - целое дело. Надо ходить, искать исполнителя, упрашивать, уговаривать... У меня был директор, который перед концертом занимался тем, что предлагал мои новые песни. Отдает кому-то песню - проходит месяц, певец ее еще не послушал. Проходит еще месяц: "Вы знаете, не было времени..." Зачем мне это нужно? На хлеб у меня есть. Угольников предлагает мне еще один фильм делать... Я предлагал свои песни и Долиной, и Анастасии, и кому-то еще. Они говорят, что не могут петь те песни, которые им нравятся, - они исполняют то, что приносит доход, то есть песни, которые "публика кушает"... Это очень обидно. За рубежом, в той же Франции, в музыке существует градация. Своя публика есть и у поп-музыки, и у рок-музыки, и у джаза... Скажем, Патрисия Каас соберет небольшой зал, но публика у нее будет. И она ни в коем случае не будет менять свой имидж.

- Чем вы занимаетесь во Франции?

- Там есть агентства, которые покупают музыку. Потом ее пристраивают на радио, ТВ, вставляют в диск. Мне это интересно, потому что это дает мне возможность делать инструментальную музыку - ту, которую я хочу писать.

- Вы живете на два дома - вам легко сравнивать!

- Особенно зарплату и цены.

- На Западе котируется наша музыка?

- Нет! А много ли европейских солистов стали мировыми звездами и принимались в Америке? Единственная группа, что прошла на ура, - АББА.

- С вами нельзя не согласиться, если вспомнить выступление Пугачевой на Евровидении.

- Во-первых, она неправильно выбрала песню. Надо знать, что сейчас модно, а что - нет. А потом - там свои кумиры... Какое-то время в 80-х годах я жил в Америке на Брайтон-Бич у знакомых. Квартиры там такие же, как во Франции: кто-то наверху чай пьет, ложечкой помешает - внизу все слышно; соседи говорят - можно быть в курсе их разговора... После этого о наших родных "хрущобах" начинаешь думать лучше! Так вот, в это время один из моих знакомых предложил мне сделать концерт: мол, возьми кого-нибудь из певцов - только не Ведищеву, потому что там она уже пела и на нее не пойдут... А я, надо сказать, в 1983 году делал в Германии фильм по пьесе Эрдмана "Самоубийца". Снимал чехословацкий режиссер Войтех Ясный, а играла в нем Марина Влади, с которой я на съемках хорошо познакомился. Из Америки я позвонил Марине (русские в Америке ее боготворят после фильма "Колдунья") и предложил ей прилететь на два дня на концерт, за который ей заплатят 15 000 долларов. Но Марина отказалась - и проект сорвался. Я это говорю к тому, что в Америке, даже если для русских артистов снимают Карнеги-Холл, то туда идут только русские. Джаз родился в Америке, и американских джазменов еще никто не переплюнул, хотя у нас есть прекрасные джазовые музыканты, которые играют в США... Точно такая же ситуация и в России, и во Франции... Кстати, во Франции до сих пор один из самых популярных композиторов - Серж Гинсбург, которого в России мало кто знает. Он писал поп-музыку для молодых, и его песни молодежь поет до сих пор. Не буду утверждать, что меня знают во Франции. Все фильмы с моей музыкой (их около 100) там никто не видел, кроме разве что "Земли Санникова".

- Чем вы занимаетесь сейчас?

- Сейчас мою песню "Дожди, косые дожди" успешно поет Марина Хлебникова. Записал песню "Одинокий волк" с Анне Веске. Виктор Салтыков исполняет "Белые ночи", Ксения Георгиади - "Черный шоколад" и "Ты опоздал"...

- Одно время в разряде популярных ходила песня французского певца Филиппа Барраке "Волшебное такси" - с мелодией старой пугачевской песни...

- Филипп услышал в исполнении Пугачевой мою песню с припевом: "Так же, как все, как все, как все, я по земле хожу, хожу..." - и сделал из нее "Волшебное такси" со звуковым аналогом: "Такси, такси..."

  00:04 28.02  


  Лента новостей


  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU