Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейНевыездное зерно.

Невыездное зерно.

НЫНЕШНИЙ экспортный год выявил очевидные противоречия в российской экономике, и прежде всего в сельском хозяйстве. Стало ясно: нехватка экспортных возможностей нивелирует сегодня усилия Правительства, направленные на развитие этого сектора хозяйства.

Вопреки распространенному мнению, зерно, и прежде всего фуражное - пшеницу, ячмень и рожь, - за границу мы продавали всегда. Но, пожалуй, впервые так остро после небывало высокого прошлогоднего урожая мы почувствовали ограниченность наших экспортных возможностей. Да-да, зерно в закромах есть, а отправить его в дальние страны не можем. Так, с октября по декабрь 2001 года Россия вывезла 2,5 миллиона тонн фуражного зерна, в том числе через Новороссийск - 600 тысяч тонн. Но за тот же период Украина экспортировала более 4,5 миллиона тонн. Чувствуете разницу? Что же держит наших экспортеров?

Существуют два основных рынка сбыта российского зерна. Это - страны Черного и Средиземного морей, которые импортируют зерно маленькими для зерновых грузов партиями - до 20 000 тонн. И страны Красного моря, Персидского залива и Дальнего Востока. Из-за своего географического положения они импортируют фуражное зерно в среднем партиями от 25 000 тонн до 60 000 тонн. То есть для перевозки зерна требуются мощные сухогрузы. А у России только один глубоководный порт - Новороссийск с элеватором вместимостью 50 000 тонн и максимальной экспортной возможностью до 100 000 тонн зерна в месяц. Но зимой и эти возможности заметно сокращаются в связи с непогодой и штормами. Другие же порты Черного моря - Ейск и Ростов не могут принимать суда более 5000 тонн, да и почти не работают зимой.

Именно тут, как считают специалисты, и зарыта собака. Порт Новороссийск перестал справляться с экспортным потоком уже начиная с октября и буквально захлебнулся в потоке грузов: зерна, металла, удобрений. Из-за этого в сложном положении оказались сельхозпроизводители и экспортеры: цены на фуражное зерно на внутреннем рынке начали резко снижаться, а стоимость перевалки экспортных грузов в российских портах значительно возросла. О модернизации же новороссийского порта или использовании других портов говорить не приходится. Во-первых, ни Петербург, ни Туапсе не имеют своих элеваторов. Во-вторых, Новороссийск и Туапсе уже выбрали все экспортные возможности подъездных железнодорожных путей в связи с гигантским потоком металла, удобрений и других массовых грузов. В-третьих, глубоководный порт Петербурга с зимним экспортом зерна не справится из-за проблем с непогодой и возрастающей в этой связи премией страховых обществ за риск захода в порт.

Между тем экспорт через российские порты гораздо рентабельнее, чем через порты СНГ и Балтии: перевозки оплачиваются по внутреннему железнодорожному тарифу, а не по МТТ. Так, доставка российского зерна из Волгограда до Новороссийска стоит всего около 6 долларов за тонну, а до границы с Прибалтикой - около 22 долларов.

И эту проблему надо решать как можно быстрее, ведь новый урожай, по экспертным оценкам, будет сопоставимым с предыдущим. Но каким образом? На реконструкцию портов требуются огромные средства. Да и не один год по времени. А выход, как считают специалисты, в международном разделении труда, в выборочной интеграции с портами государств соседей. Судите сами.

В настоящий момент в порту Мууга (Эстония) действует самый современный в Европе специализированный терминал, рассчитанный на единовременное хранение 300 000 тонн зерна. Это уникальное сооружение для экспорта зерновых используется даже Казахстаном, но осталось невостребованным Россией. Несмотря на кажущуюся отдаленность, ставки перевалки через терминал порта Мууга весьма конкурентоспособны, а скорость погрузки превышает почти в два раза нормы любого терминала бывшего СССР. Этот терминал не требует никаких дополнительных капиталовложений и готов принять российское зерно немедленно. Тогда в чем же дело?

В межведомственной несогласованности. Что, кстати, и привело к потере средств и позиций на международном рынке. И, как всегда, самой пострадавшей стороной стал российский крестьянин. А ведь решение подсказано самой историей нашего экспорта. При верной тарифной политике именно через порт Мууга Россия смогла экспортировать около 2 миллионов тонн ячменя.

Словесные штампы советских времен, скажем "бесхозяйственность", иногда удивительно точно передают состояние дел в современной России. Примечательно, что ни многочисленные "крестьянские" партии, включая Аграрную партию России, ни профильный Зерновой союз на возникшую ситуацию предпочитают не реагировать. А зря.

Андрей Беляков.

  00:04 21.03  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU