Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейКак товарный знак получишь - береги его.

Как товарный знак получишь - береги его.

Каждый год Роспатент выдает 20 000 свидетельств о регистрации новых товарных знаков Всего за каких-то десять лет наша страна неузнаваемо изменилась. У человека, сформировавшегося в условиях тотального дефицита, многое вызывает затруднение. Гораздо удобнее, когда из десяти наименований конфет мы твердо знали какие брать, если вдруг повезет. С пивом еще проще.

Либо "Жигулевское", либо никакого. Теперь при обилии однотипного товара даже самые консервативные производители поняли, что покупателя нужно чем-то привлечь, чтобы он выбрал продукт, изготовленный их предприятием. Чем привлечь? Естественно, ярким, броским и запоминающимся товарным знаком.

Сегодня это уже не просто картинка или звучное сочетание слов. Это имидж, престиж и "качество, проверенное временем". Он может стоить 5,5 миллиарда долларов, как "Coka-Cola", и не стоить даже десяти рублей, как "Банно-строительный комбинат N 5". В любом случае, товарный знак - это собственность, с которой можно делать все что угодно. Правда, сначала его необходимо зарегистрировать в специально уполномоченном государственном органе - Российском агентстве по патентам и товарным знакам.

Лес рубят - щепки летят Система регистрации прав на интеллектуальную собственность в России еще далека от совершенства, и едва ли кто-то станет спорить с этим утверждением. Если процедура получения патентов на открытия, изобретения и полезные модели лишь незначительно изменилась со времен СССР, то регистрация товарных знаков - дело совсем новое. Можно сказать, что практика нарабатывается буквально на ходу. За шесть-семь лет мы опять пытаемся "догнать и перегнать" развитые страны Запада.

По данным Роспатента, на сегодняшний день в России зарегистрировано порядка 200 000 товарных знаков и знаков соответствия. И каждый год подается еще 30000 заявок, из которых, по приблизительным оценкам, 20000 регистрируется. Чувствуете размах? Тут уж не до жиру - быть бы живу! И если в начале перестройки можно было разобрать по винтикам корейскую микроволновую печь и попытаться собрать "нечто" опасное для здоровья, но похожее по параметрам, то сейчас для большинства производителей вольной жизни пришел конец. Риск оказаться под действием чужого патента достаточно высок. А посягательство на чужую интеллектуальную собственность, несмотря на ее нематериальность, грозит вполне конкретными исками и судебными тяжбами.

А если ваш товар стал популярен на рынке, то необходима просто тройная осторожность. Во-первых, нужно следить, чтобы конкуренты не воспользовались вашими успехами. Во-вторых, стараться не нарываться на претензии, которые, как показывает практика, могут быть абсолютно немотивированными. Вот, к примеру, мексиканской фирме "Cerveceria Modelo, S.A. de C.V.", производителю пива "Corona Extra", не понравилось, что омский "Росар" выпускает продукцию с названием "Сибирская корона". "КВ" в свое время подробно описали все перипетии этого дела (см. N 38 от 30 сентября 1999 года), когда мексиканцам не удалось добиться аннулирования Роспатентом свидетельства на словесный товарный знак "Сибирская корона", хотя, по мнению горячих латиноамериканцев, он сбивает с толку истинных ценителей пенного напитка своей похожестью на всемирно известный брэнд этой фирмы.

Тем не менее, поволноваться омских производителей они заставили.

Вкус, знакомый с детства Сумятицу в Российский потребительский рынок вносит главный дестабилизирующий фактор - семь десятилетий коллективной собственности. Кому принадлежал товарный знак конфет "Белочка", пива "Жигулевское" или духов "Красная Москва"? Народу, а значит - никому. Так уж получилось, что многие из этих товаров, со знакомыми с детства "вкусом и запахом", пользуются устойчивым спросом до сих пор. Кондитерские изделия с популярными названиями, водка, пиво, средства гигиены и сигареты "Прима" с успехом производятся многими предприятиями, а значит, под ними лежит мина замедленного действия.

Буквально у каждой популярной марки есть владелец, который вовремя оформил ее в собственность. И рано или поздно он заявляет о своих правах, предлагая конкурентам оплатить использование его интеллектуальной собственности либо добровольно, либо в принудительном порядке - через суд.

Несколько лет назад по стране прокатилась волна судебных тяжб, многие из которых не закончились и до сих пор. Примерно так получилось с бывшим заводом СМС. Ему пытались запретить выпуск стирального порошка "Лотос". Видимо, еще не завершились проблемы у "Омскликероводки", в связи с претензиями бывшего "Союзплодоимпорта", который на сегодня обладает правами на все товарные знаки спиртных напитков, производившихся в СССР, поскольку в те далекие годы именно "Союзплодоимпорт" занимался экспортом алкогольной продукции за рубежи нашей Родины. Сами понимаете, что никого этот факт не интересовал до тех пор, пока все ликеро-водочные заводы не стали самостоятельными хозяйствующими субъектами.

В ответ, естественно, пошла новая волна судебных процессов с требованием аннулировать спорные регистрации. Часть из них действительно была аннулирована, как в случае с "Лотосом" или "Жигулевским" пивом. Но опять же это скорее исключение, чем правило. Предприниматели продолжают засыпать суды исками, а прокуратуры заявлениями, с требованием применить к упрямым директорам меры уголовного воздействия. Государство, в свою очередь, пытается их примирить, предлагая два пути - совместное использование "советских" товарных знаков несколькими производителями либо передача их в госсобственность. В принципе, ситуация патовая. Оба варианта имеют свои недостатки, поэтому до окончательной победы здравого смысла еще очень далеко.

Есть такая профессия - людям помогать Как и любая государственная регистрация, оформление в Роспатенте права собственности на товарный знак, изобретение или полезную модель - дело многотрудное. В большинстве случаев оно занимает от полутора до двух лет.

Согласитесь, не у каждого хватит терпения. И вот тут на помощь всем желающим приходят специалисты, которые готовы за определенное вознаграждение взвалить на себя основные хлопоты по получению охранных документов. Таких специалистов во всем мире называют патентными поверенными.

Институт патентных поверенных в нашей стране находится еще в зачаточном состоянии, как и многое из того, что пришло вместе с рынком. Хотя эта деятельность регламентируется довольно давно и утверждена постановлением Правительства РФ N 122 от 12 февраля 1993 года, на сегодня в государственном реестре числится всего около семисот патентных поверенных.

Причем большая часть из них, как нетрудно догадаться, проживает в Москве и Санкт-Петербурге. В Томске, к примеру, их не больше восьми. В Новосибирске пять, а в Омске всего двое - Светлана ФИЛОНЕНКО и Татьяна ШИШУРИНА. Круг вопросов, которыми занимается патентный поверенный, достаточно широк. Естественно, основная функция - оказание помощи при оформлении прав на интеллектуальную собственность в Роспатенте. Кроме этого, они могут выступать доверенными лицами правообладателя при защите его интересов в судах и прочих уполномоченных органах. Надо сказать, что эта сторона деятельности патентных поверенных, несмотря на свою востребованность, распространена еще не столь широко. Видимо, потребуется некоторое время для создания необходимого стереотипа. Многие в таких случаях предпочитают решать вопросы по старинке, через адвокатов, хотя во всем мире действует определенная процедура досудебного разбирательства. Да и в нашей стране существует Апелляционная палата Роспатента - организация, предназначенная именно для разрешения конфликтных ситуаций между правообладателями.

А зачем нам это надо?

Именно этот вопрос, как говорит патентный поверенный Татьяна ШИШУРИНА, чаще всего задавали омские предприниматели еще несколько лет назад, когда она предлагала им свои услуги. Конечно, "Росар", "Оша" и некоторые другие наши производители прежде чем широко выйти на рынок, оформили права на все свои логотипы и этикетки. Но есть и другие примеры. Директор одной крупной коммерческой фирмы даже высказался в том смысле, что если бы ему выставили иск в 150 миллионов долларов, он бы подумал. А так, мол, не имеет смысла.

Сегодня можно отметить резко возросший интерес к товарным знакам. Значимость этих объектов становится более понятной. Статистических данных, естественно, нет, но Татьяна ШИШУРИНА продемонстрировала несколько толстых папок, в которых хранятся заявки, находящиеся в производстве. По приблизительным оценкам, их более сотни. Видимо, стадию "зачем?" мы благополучно миновали и дошли уже до стадии "как и почем?".

Зарегистрировать товарный знак можно и самостоятельно. Это обойдется совсем дешево. Вы заплатите только небольшую пошлину за подачу заявки и внесение в реестр, если, конечно, сможете самостоятельно разобраться в хитросплетениях процедурных вопросов. Нормативные документы, регулирующие состав и процесс подачи заявки, постоянно меняются. Самый дорогой вариант - через московских патентных поверенных. Опять же понятно почему - прожиточный минимум в столице достаточно высок, а кушать хочется всем.

Минимальные расценки начинаются с 400 долларов. Есть примеры, когда лишь за оформление заявки просят 3500. В Омске цены более приемлемы, и доступны большинству предпринимателей. В конечном итоге, стоимость услуг регулируется спросом и предложением.

Более точную сумму назвать нельзя, поскольку все зависит от сложности работы и срочности. Чем быстрее, тем дороже. Базовые 1,5-2 года можно, при желании, сократить до 8 месяцев и даже до 4, но при этом и вышеназванные цифры увеличатся на порядок. Это уже не пошлина, не оплата услуг патентного поверенного и не взятка. Платят за ускорение государственной экспертизы и за услуги самого Роспатента.

В каком виде регистрировать товарный знак, лучше проконсультироваться со специалистами. Иногда, как считает Татьяна ШИШУРИНА, имеет смысл защитить графическое решение, а иногда просто интересное слово, которое входит в фирменное название, несет рекламную и смысловую нагрузку.

Естественно, слов не так уж много, и складывается впечатление, что уже разобрали весь словарь русского языка. Причем регистрируют и на сегодня, и впрок. По принципу - "в кулацком хозяйстве все пригодится".

Хотелось бы отметить интересные совпадения. К примеру, меня лично заинтересовал факт регистрации булочно-кондитерским комбинатом N 3 торговой марки "Земфира". Думаю, продюсер популярной среди подростков певицы Земфиры очень расстроится, увидев в продаже этот зефир. Три к одному, что он тут же подаст иск в суд. Ничего не получит, но нервы комбинату помотает изрядно.

В заключение еще один немаловажный момент: объекты интеллектуальной собственности действительно защищаются законом, но если ваши права кто-то нарушил, то справедливость восторжествует только в одном случае: когда вы сами будете предпринимать правильные и решительные действия.

Николай ГОРНОВ.

  00:04 24.08  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU