Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейКак изменить структуру российского экспорта?

Как изменить структуру российского экспорта?

Ведущий рубрики - Валерий Вайсберг.

Основной статьей российского экспорта сегодня являются сырьевые товары, что повышает уязвимость национальной экономики. Несколько месяцев назад российское правительство обсудило вопросы поддержки экспорта отечественной промышленной продукции, однако конкретных решений фактически принято не было. Мы попросили наших консультантов рассказать о том, какие факторы препятствуют изменению структуры российского экспорта, а также о том, какие инструменты поддержки экспорта несырьевых товаров сегодня может эффективно использовать российское правительство.

.

Иван Шульга, ведущий эксперт департамента стратегического анализа компании "ФБК".

В настоящий момент основу российского экспорта (по разным оценкам, от 65% до 75%) составляет продукция с низкой добавленной стоимостью, по сути, сырье. На наш взгляд, основная причина сырьевой ориентированности российского экспорта предельно проста и заключается в отсутствии спроса на российскую продукцию с высокой добавленной стоимостью, для которой в отличие от сырья ключевой потребительской характеристикой является не цена, а качество. С учетом того что именно спрос, а не конъюнктурные изменения в виде роста цен на нефть и краткосрочные импульсы в виде девальвации национальной валюты, должен служить источником устойчивого развития экономики, такая ситуация вызывает особенно серьезные опасения.

Отсутствие спроса, прежде всего, является индикатором низкой конкурентоспособности российской продукции с высокой добавленной стоимостью (за редким исключением в виде, например, вооружения). Косвенным подтверждением такого вывода служит оценка продукции российских производителей внутренним рынком: в последние годы динамика розничного товарооборота точно соответствует динамике импорта, а рост денежных доходов российского населения неминуемо сопровождается переходом к потреблению импортной продукции. При этом существующие тенденции следует расценивать как негативные: многолетняя ориентация отраслей экономики на продажу сырьевых ресурсов, сопровождающаяся необоснованными протекционистскими мерами по отношению к высокотехнологичным отраслям (в частности, автопрому), привела к снижению научно-технического потенциала отраслей экономики, моральному износу технологий и оборудования, позволявших производить конкурентоспособную продукцию.

Показательным примером является лесопромышленный комплекс. Основу экспорта ЛПК составляют в настоящий момент продажи круглого леса, при том что рентабельность экспорта сырья не превышает 5%, а рентабельность производства фанеры приближается к 25%. Характерно, что в России отсутствует современное лесозаготовительное и целлюлозно-бумажное машиностроение, а производительность труда в несколько раз ниже, чем у конкурентов. В результате наша страна экспортирует в Скандинавию (также обладающую существенными лесными ресурсами) сырье, а импортирует мебель.

Парадоксально, что наиболее часто предлагаемые меры по "облагораживанию" структуры российского экспорта - страхование экспорта, либерализация валютного законодательства и др. - построены таким образом, как если бы конкурентоспособный высокотехнологичный экспортный продукт уже существовал и осталось только устранить незначительные проблемы, препятствующие его продаже.

На наш взгляд, поддержка российского экспорта в долгосрочном периоде должна иметь стратегическую основу и осуществляться в соответствии с утвержденной промышленной политикой, построенной по принципу четкой расстановки приоритетов развития. На основе существующих конкурентных преимуществ должны быть определены конкретные экспортоориентированные отрасли, построен план действий по созданию и продвижению в этих отраслях продукции, конкурентоспособной на мировых рынках. Только после определения стратегических ориентиров можно переходить к использованию вспомогательных инструментов регулирования экспорта, среди которых, на наш взгляд, следует выделить таможенные пошлины, цены на энергоресурсы и тарифы на перевозки.

Таможенные пошлины до последнего времени использовались в российской экономике скорее как фискальный, нежели как стимулирующий инструмент. Этим, в частности, объясняется действие экспортных пошлин на ряд товаров с высокой добавленной стоимостью, в частности, на готовые химические товары, изделия из черных металлов, изделия лесобумажного комплекса. Сегодня правительство постепенно устраняет пошлины на соответствующие товары. Показательно, что в первую очередь отменяются пошлины, приносящие наименьший доход в бюджет. Стратегический подход подразумевает реализацию соответствующих мер не на основе фискального принципа, а по отношению к конкретным отраслям и продукции, в строгой увязке с мерами по снижению ввозных пошлин на высокотехнологичное оборудование и комплектующие в экспортоориентированных отраслях.

Существующие различия во внешних и внутренних ценах на энергоносители приводят к тому, что отечественный производитель заведомо ориентируется на ценовые, а не качественные преимущества. Такая стратегия абсолютно неоправданна по отношению к высокотехнологичной продукции. Ситуация усугубляется тем, что, теряя спрос как на внешнем, так и на внутреннем рынке, отечественные производители требуют введения протекционистских мер, которые приводят к еще большему снижению конкурентоспособности их продукции. С этой точки зрения политика в области цен на энергоресуры нуждается в пересмотре. Поскольку транспортная составляющая в российской экспортной продукции достаточно велика, регулирование тарифов на перевозки может быть использовано в качестве вспомогательного инструмента стимулирования экспорта высокотехнологической продукции.

Государственная поддержка экспортеров должна включать в себя меры по предоставлению государственных гарантий, снижению экономических и политических препятствий продажам российской продукции на зарубежных рынках, улучшению имиджа российских производителей и др. Но эти меры следует рассматривать лишь как дополнение по отношению к основной стратегической задаче - созданию конкурентоспособной российской продукции.

.

Павел Крылов, ведущий консультант департамента консалтинга компании "ЮНИКОН/МС Консультационная группа".

Факторы, препятствующие изменению структуры российского экспорта, можно разделить на три основные группы: производственные, финансовые и маркетинговые.

Самым важным из производственных факторов, негативно влияющих на рост экспорта готовой продукции, остается качество, которое во многих российских отраслях, и в особенности на предприятиях с советскими корнями, до сих пор весьма невысоко и, что еще более неприятно, непредсказуемо. При этом, к сожалению, не просматривается явных тенденций к улучшению ситуации.

Если говорить о финансах, то тормозом изменения структуры российского экспорта являются в числе прочих такие факторы, как высокие ставки по экспортным кредитам (ввиду отсутствия государственного агентства по их страхованию и государственного же их субсидирования), установленные государством слишком короткие сроки возврата валютной выручки в страну, отсутствие дифференциации налогообложения сырьевых и обрабатывающих отраслей, а также практика взимания НДС с аванса, полученного из-за границы.

Однако производственные и финансовые факторы, влияющие на структуру экспорта, носят технический характер и имеют вполне отчетливо видимые пути решения. На проблемах, касающихся маркетинга, хочется остановиться подробнее. Они, хотя и обсуждаются не так широко, как производственные или финансовые, представляются более многоплановыми и сложными в решении.

В отличие от сырьевой (или, как ее еще называют, "биржевой") продукции, которая имеет весьма ограниченный набор характеристик и не подлежит значительной дифференциации, готовый продукт - это нечто гораздо большее, чем просто комплекс физических потребительских качеств. Соответственно, маркетинг и продажи (в том числе экспортные) готовых изделий - неизмеримо более сложный процесс, чем в случае с сырьем. Этот процесс связан, в первую очередь, с формированием имиджа товара и фирмы-изготовителя, или, иначе говоря, брэнда. А если мы имеем дело с промышленной продукцией, сюда добавляются вопросы, связанные с доставкой, монтажом, наладкой и прочими аспектами, сопряженными с эксплуатацией изделия.

Для того чтобы хорошо продавать продукцию с высокой добавленной стоимостью и обладающую, в отличие от сырьевой, большим набором потребительских качеств, предприятие должно владеть весьма серьезными маркетинговыми знаниями, навыками и инструментами, не говоря уже о внушительном маркетинговом бюджете. Но, к сожалению, всего этого часто не хватает российским предприятиям, чтобы достойно конкурировать даже на внутреннем рынке.

А теперь представим себе рынки зарубежные. Там предприятия развивали свои маркетинговые механизмы в течение сотен лет, имеют сложившийся имидж, устоявшиеся связи на рынке и при этом продолжают тратить значительные средства на маркетинг и продвижение продукции. И тут появляется малоизвестное российское предприятие и пытается продавать свой товар. Какие у этого предприятия средства конкурентной борьбы, кроме демпинга? Какие при этом шансы сохранить рентабельность на приемлемом уровне в долгосрочной перспективе, учитывая, что в условиях нарастающей глобализации, когда транснациональные компании производят все больше и больше товаров в регионах с низкими производственными издержками, ценовое преимущество российских предприятий на мировых рынках постепенно сходит на нет?

Как же государству помочь экспортерам несырьевой продукции в сфере маркетинга? Безусловно, необходим целый комплекс мер, куда могли бы войти, например, следующие. Во-первых, государству стоит форсировать обучение российских специалистов по маркетингу и продажам, с тем чтобы их квалификация соответствовала мировому уровню. Таких специалистов, несмотря на большое количество разнообразных образовательных программ, появившихся в последние годы, все еще слишком мало, и они ценятся на вес золота. Надо позаботиться и о мерах по остановке утечки мозгов, как "внутренней" (переход высококвалифицированных маркетинговых специалистов из российских компаний в зарубежные), так и "внешней" (отъезд специалистов за рубеж).

Во-вторых, государству следует подумать о создании полноценной информационной системы, позволяющей менеджерам российских предприятий получать всю необходимую маркетинговую информацию о зарубежных рынках, конкурентах, потенциальных клиентах и т. п.

В США, например, в свободном доступе очень много сведений подобного рода. В России же такую информацию приходится собирать по крупицам. Даже сведения о российских рынках зачастую проще почерпнуть с американских интернет-сайтов, чем найти ее в России.

И, наконец, самое главное, о чем, по-моему, необходимо позаботиться государству, если оно стремится к серьезным изменениям структуры экспорта. Необходимо уделять повышенное внимание формированию положительного имиджа российской продукции на мировом рынке. Не открою Америки, если скажу, что, за исключением продукции оборонного комплекса и еще нескольких отраслей, наша промышленная продукция невысоко котируется за рубежом. Как мне представляется, одним из первых шагов в этом направлении должна быть разработка комплексной правительственной программы по стратегии и тактике экспортного маркетинга российской продукции. Понятно, что развитие брэнда "Сделано в России" потребует многих лет кропотливой работы и немалых средств. Но игра будет стоить свеч.

  00:04 20.01  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU