Архив новостей → О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ ПРАВОВОЙ БАЗЫ...
О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ (июнь 1998 г.).
В июне 1998 года продолжалась правотворческая деятельность по формированию нормативной правовой базы, отвечающей политике проводимых в стране реформ и закладывающей правовые основы для проведения экономических преобразований, которые направлены на стабилизацию и эффективный рост российской экономики.
Было проанализировано 102 принятых нормативных правовых акта, в том числе 8 федеральных законов, 18 указов Президента Российской Федерации, 76 постановлений Правительства Российской Федерации. Представленные аналитические материалы подготовлены по следующим основным направлениям экономической реформы: макроэкономическая политика, институциональные преобразования, структурная и инвестиционная политика, социальная политика.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. В сфере бюджетной политики правотворческая деятельность в анализируемом периоде была сконцентрирована на реализации мероприятий, предусмотренных Планом первоочередных мер Правительства Российской Федерации, и направлена на преодоление негативных явлений в социально-экономической сфере, которые проявились в развитии кризисных явлений на финансовых рынках, кризисе доверия граждан России и инвесторов к государственным институтам.
В преодолении этих тенденций важная роль отводится контролю за государственными расходами и их экономии, что обусловило необходимость принятия Программы экономии государственных расходов, которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998 г. N 600. Постановлением определены следующие задачи программы: - сбалансированность федерального бюджета, ликвидация "скрытого" дефицита бюджета; - создание базы для формирования и исполнение реального федерального бюджета в 1999 - 2001 годах.
Основными направлениями реализации программы являются: - проведение инвентаризации бюджетной сети, сокращение количества юридических лиц и оптимизация численности работников бюджетных организаций; - анализ условий оплаты труда работников бюджетных организаций; - ликвидация и консолидация внебюджетных фондов и средств; - поэтапный отказ от дотаций и субсидий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета; - обеспечение контроля за соблюдением бюджетными организациями лимитов потребления электро-теплоэнергии; - усиление контроля за заключением договоров, определяющих обязательства бюджетных организаций; - урегулирование объемов кредиторской задолженности федерального бюджета перед населением и организациями; - инвентаризация и проверка законности и эффективности использования зданий, находящихся в федеральной собственности, приостановление в 1998 - 1999 годах строительства и приобретения за счет средств федерального бюджета административных зданий, ведомственных домов отдыха и объектов социально-бытового и медицинского назначения; - уточнение нормативной правовой базы с целью исключения бюджетных расходов, не обеспеченных реальными источниками финансирования.
Программой предусмотрено сокращение перечня прямых получателей средств федерального бюджета; оптимизация численности работников бюджетных организаций; реорганизация бюджетных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти; инвентаризация внебюджетных фондов и средств; установление лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета; проведение инвентаризации федеральной собственности, а также проведение дополнительных мероприятий по реструктуризации бюджетных обязательств.
Программа направлена на экономию средств федерального бюджета, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Одной из причин бюджетного кризиса является рост государственного долга, что требует принятия мер по обеспечению контроля за размерами внутренних и внешних заимствований. В целях регулирования внутреннего долга принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 676 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска государственных ценных бумаг". Согласно постановлению внесены изменения в условия выпуска Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года, а также выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций, облигаций федеральных займов, облигаций государственных нерыночных займов, облигаций государственного сберегательного займа.
Установлено, что объем выпуска каждого перечисленного вида облигаций определяется Минфином России исходя из предельного объема выпуска, установленного Правительством Российской Федерации на соответствующий год.
Приняты правовые акты в сфере внешних заимствований. Так, Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 1998 г. N 696 "О порядке выпуска органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации внешних облигационных займов" установлено, что право на размещение облигационных займов на международных финансовых рынках предоставляется тем субъектам Российской Федерации, которые соблюдают ряд требований.
Во-первых, необходимо соблюдать требования к объему заимствований и объему расходов на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств, установленные Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 304 "О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области". Этим указом предусматривалось, что общий объем всех видов заимствований субъектов Российской Федерации в пределах бюджетного года не должен превышать 30 процентов, а расходы на погашение и обслуживание всех видов обязательств должны составлять не более 15 процентов собственных доходов бюджета.
Во-вторых, необходимо одновременно с проспектами эмиссий внешних облигационных займов представить сведения о доходах и расходах бюджетов субъектов Российской Федерации, размере дефицита и источниках его финансирования за три последних года, предшествующие эмиссии.
В третьих, необходимо обеспечить исполнение своих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
В-четвертых, необходимо получить в соответствии с международными стандартами рейтинг, определяемый не менее чем двумя ведущими международными рейтинговыми агентствами.
Указом установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан получить разрешение на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".
Указ направлен на обеспечение рационального использования финансовых средств, которые субъекты Российской Федерации получают за счет размещения облигационных займов на международных финансовых рынках.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1998 г. N 653 утвержден Порядок предоставления организациям ссуд, финансируемых за счет государственных внешних заимствований Российской Федерации, на закупку по импорту оборудования, других товаров и услуг для реализации инвестиционных проектов в Российской Федерации.
В соответствии с постановлением решение о предоставлении ссуды за счет внешних государственных заимствований принимается Правительством Российской Федерации по каждой ссуде, при этом инвестиционные проекты отбираются по результатам конкурса. Организации, участвующие в конкурсе, представляют документы, предусмотренные Положением об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации. Постановлением установлено, что дополнительно к вышеуказанным документам организации представляют: - заключение федеральных органов исполнительной власти о невозможности изготовления на отечественных предприятиях оборудования, аналогичного предполагаемому к закупке по импорту, и о целесообразности закупки его по импорту; - финансовые расчеты полного возврата заемных средств с указанием источников обеспечения погашения ссуды; - подтверждение наличия у претендента собственных средств, необходимых для осуществления авансовых платежей.
Установлено, что к конкурсам допускаются организации, не имеющие задолженности по платежам в федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды.
Ссуды предоставляются организациям на срочной и платной основе и их возврат обеспечивается гарантиями российских коммерческих банков, поручительствами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, третьих лиц, имеющих устойчивое финансовое положение, а также залогами высоколиквидных ценных бумаг.
Организации, которым предоставлена ссуда за счет государственных внешних заимствований, заключают договор займа с Минфином России и уполномоченным российским банком.
Кроме того, заключается соглашение об открытии организацией в уполномоченном банке накопительного счета для осуществления расчетов по договору займа.
Постановлением установлено, что размер ссуд не должен превышать 40 процентов общего объема инвестиций, а не менее 60 процентов финансируется самой организацией за счет источников, альтернативных федеральному бюджету. При этом фактическое предоставление ссуды осуществляется только после получения документального подтверждения о начале финансирования за счет альтернативных источников.
Если закупка импортного оборудования, других товаров и услуг предназначена для реализации инвестиционного проекта некоммерческого характера, связанного с выполнением Правительством Российской Федерации своих функций и обязательств в социальной сфере, то размер ссуды может составлять 100 процентов общего объема финансирования проекта.
Постановление направлено на повышение эффективности использования средств Бюджета развития, повышение гарантий возврата предоставленных организациям ссуд, финансируемых за счет государственных внешних заимствований.
Наряду с необходимостью экономии государственных расходов чрезвычайно актуальной является проблема повышения собираемости налогов и других обязательных платежей.
В комплексе мер, направленных на решение этой задачи, важное место отводится усилению уголовной ответственности физических и юридических лиц за уклонение от уплаты обязательных платежей в бюджет, которое предусмотрено принятым федеральным законом от 25 июня 1998 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации".
По закону за уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере (свыше одной тысячи минимальных размеров оплаты труда) предусматривается наказание штрафом в размере от 200 до 700 минимальных зарплат либо лишением свободы на срок до двух лет. Аналогичное наказание предусмотрено за уклонение физического лица от уплаты налогов путем непредставления декларации о доходах либо путем искажения данных о доходах и расходах при условии, что сумма неуплаченного налога превышает двести минимальных зарплат.
Если сумма неуплаченного физическим лицом налога составляет 500 минимальных размеров оплаты труда, то штраф увеличивается до 500 - 1000 минимальных зарплат, а срок лишения свободы увеличивается до пяти лет (ранее максимальный срок был три года).
В отношении юридических лиц установлено, что, если сумма неуплаченного налога и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает 1000 минимумов, то это наказывается лишением права занимать определенные должности сроком до пяти лет либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
В Уголовный кодекс Российской Федерации введено понятие уклонения организации от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в особо крупном размере (сумма неуплаченных платежей составляет более пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда). В этом случае предусмотрено наказание путем лишения свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Усиление уголовной ответственности физических лиц и организаций за неуплату таможенных платежей, налогов, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды является важным элементом в системе мер, направленных на преодоление бюджетного дефицита. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 599 "Об обеспечении полноты уплаты налогов нефтедобывающими организациями".
Постановлением вводится с 1 июля 1998 года дополнительное условие (кроме перечисления в полном объеме валютной выручки от реализации всей экспортируемой нефти на определенные совместно с Госналогслужбой России валютные счета в банках в 60-дневный срок с даты пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации), выполнение которого необходимо для получения доступа нефтедобывающим организациям, имеющим недоимку по налоговым платежам в федеральный бюджет, к экспортной "трубе". Таким условием является заключение с Госналогслужбой России и безусловное выполнение соглашений, предусматривающих своевременную уплату в федеральный бюджет текущих налоговых платежей и погашение просроченной задолженности по состоянию на 1 мая 1998 года равными частями в течение трех месяцев.
Указанный доступ для нефтедобывающих организаций, не выполняющих этого условия, прекращается с 1 числа следующего месяца. При этом ограничению не подлежат объемы транспортировки нефти, поставляемой на экспорт, обремененные залоговыми обязательствами, возникшими до 15 июня 1998 года, а также дополнительные объемы экспорта, предоставленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1997 г. N 1130 "О распределении дополнительных объемов транспортировки нефти на экспорт".
При распределении объемов транспортировки нефти среди нефтедобывающих организаций, не имеющих недоимки по налоговым платежам в федеральный бюджет, а также заключивших и выполняющих вышеупомянутые соглашения, дополнительные объемы транспортировки нефти могут быть переданы нефтедобывающим организациям, предоставившим банковские гарантии уплаты задолженности дочерних организаций-недоимщиков, при условии заключения ими соответствующих трехсторонних соглашений с недоимщиками и Госналогслужбой России.
Постановление направлено на своевременную выплату налогов нефтедобывающими организациями в федеральный бюджет.
Важной проблемой налогового законодательства является упорядочение налоговых льгот. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 595 установлены Правила предоставления органами местного самоуправления дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований. Органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований (далее именуются - ЗАТО) предоставляют дополнительные (сверх установленных налоговым законодательством) льготы по налогам и сборам (кроме налога на добавленную стоимость, акцизов, а также налогов и сборов, зачисляемых в целевые бюджетные средства) юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность и получающим доходы от производства и реализации собственной продукции (работ, услуг) только на территории ЗАТО.
Другим условием получения дополнительных льгот является то, что все средства, оставляемые у юридических лиц в виде дополнительных льгот, направляются на инвестиции и создание рабочих мест на территории ЗАТО.
Постановлением установлено, что снижение поступлений доходов в бюджеты ЗАТО в связи с предоставлением дополнительных налоговых льгот юридическим лицам в течение бюджетного года из федерального бюджета не компенсируется.
Предоставление дополнительных налоговых льгот осуществляется по согласованию с Минфином России, контроль за правильностью их предоставления осуществляется налоговыми органами, действующими на территории ЗАТО.
Постановление направлено на стимулирование предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест в ЗАТО.
В сфере межбюджетных отношений принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. N 555 "О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1998 г. N 495 "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов".
Постановлением определен механизм реализации указа, в частности, одобрена форма соглашения об оздоровлении государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Соглашение содержит обязательства сторон, в том числе обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению мер, способствующих оздоровлению государственных финансов. Кроме того, предусмотрены обязательства субъектов Российской Федерации о предоставлении соответствующим федеральным органам исполнительной власти (Минфину России, Минтруда России и др.) информации, необходимой для осуществления контроля за выполнением обязательств в сфере оздоровления финансов.
Постановлением определены задачи федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля за безденежными расчетами по налоговым платежам в бюджеты субъектов Российской Федерации; за соблюдением субъектами Российской Федерации уровня тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и уровня оплаты этих услуг населением в соответствии с федеральными стандартами; за условиями оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, органов государственной власти, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Приняты нормативные акты, устанавливающие налоги и сборы за пользование автомобильными дорогами.
В соответствии с федеральным законом от 27 июня 1998 г. "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" средства федерального налога на пользователей автомобильных дорог зачисляются в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации по ставке 0,5 процента, а в территориальные дорожные фонды субъектов Российской Федерации - по ставке 2,0 процента выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и суммы разницы между проданной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Указанные ставки налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в федеральный и территориальные дорожные фонды, приводят в соответствие Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и статью 77 федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год".
Следует отметить, что в 1997 году средства вышеуказанного налога распределялись между федеральным и территориальными фондами поровну, по ставке 1,25 процента.
Таким образом, закон направлен на создание достаточной доходной базы для формирования территориальных дорожных фондов и рациональное использование средств на развитие и содержание дорог общего пользования с учетом региональных особенностей. В целях привлечения дополнительных средств в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 638 "О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Постановлением введен сбор за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по российским автодорогам.
Размеры сбора дифференцируются в зависимости от массы автотранспортного средства и времени пребывания на территории России.
Установлено, что сбором за проезд не облагаются автотранспортные средства иностранных государств, на территории которых не взимаются аналогичные сборы с российских автотранспортных средств.
В целях снижения задолженности предприятий, улучшения их финансового состояния принято постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 1998 г. N 576 "О начислении пеней и порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней".
Согласно постановлению задолженность юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам, в том числе в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации", образовавшаяся по состоянию на 1 апреля 1998 года, пересчитывается путем уменьшения неуплаченной суммы пеней в 5 раз. Пени по налогам и сборам, уплаченные юридическими лицами до 1 апреля 1998 года, пересчету не подлежат.
Начиная с 1 апреля 1998 года, ежедневная ставка пени за несвоевременную уплату налогов и сборов устанавливается в размере одной трехсотой действующей на каждый день просрочки ставки рефинансирования.
Акционерные общества и их дочерние организации, часть акций которых находится в федеральной собственности, предусматривают в договорах на поставку товаров (работ, услуг) потребителям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, ежедневную ставку пени за просрочку платежей в размере одной трехсотой ставки рефинансирования.
Постановлением предусмотрено, что субъекты естественных монополий устанавливают в договорах с потребителями их продукции (работ, услуг) ежедневную ставку пени за просрочку платежей в размере, не превышающем одну трехсотую ставки рефинансирования. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано применять с 1 апреля 1998 года ежедневную ставку пени за несвоевременную уплату арендных платежей в размере одной трехсотой ставки рефинансирования.
Меры, предусмотренные постановлением, должны способствовать сокращению взаимной задолженности организаций.
Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 г. N 734 отменены пункты 1 - 4 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения", которыми предусматривалось, что предприятия, имеющие задолженность в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, все расчеты по погашению задолженности должны осуществлять с единственного рублевого расчетного (текущего) счета, который именуется "счетом недоимщика" и регистрируется в налоговом органе. При этом денежные средства, поступающие на другие счета предприятия-недоимщика, перечисляются на счет недоимщика (за исключением средств на оплату расчетных документов первой и второй групп очередности платежей и средств целевого бюджетного финансирования).
Таким образом, ликвидирован счет недоимщика, который существенно ограничивал свободу предприятий в сфере расчетов.
Указом уточнено, что предприятиями-недоимщиками являются юридические лица, имеющие задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
00:04 23.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |