Архив новостей → Педиатрическому факультету Самарского...
Педиатрическому факультету Самарского медицинского университета - 30 лет.
Чем педиатр отличается от другого врача? Ответ может быть таким: ему доверяют здоровье тех, кто для родителей дороже всего - детей. Когда ребенок появляется на свет - он самый главный человек на свете. Дороже нас самих. Пока малыш растет, он - самая большая ценность во всем мире. Это потом он заявит о себе, своих правах, амбициях, а пока ребенок заявляет о себе плачем, простудами, неизбежными инфекциями, которые надо научиться переживать. И все эти годы рядом - наш участковый педиатр. Кому-то повезет, и тогда от рождения и до 16 лет они вместе растят одного человечка, заботясь о его здоровье, основе всего хорошего, что будет потом в его жизни. В нашей жизни. Ведь произведя ребенка на свет, мы уже не мыслим своего благополучия без него, его счастье - наша радость, его проблемы - наша печаль. Вот какая ответственность на детском враче. И добавить можно только одну мысль: здоровые дети - будущее России, а далеко не просто радость одной конкретной семьи, хотя начинается все с нее... Откуда же к нам приходит этот добрый доктор, которому мы доверяем свое сокровище? Педиатрический факультет Самарского государственного университета за 30 лет подготовил 5 тысяч врачей-педиатров. И нынешняя дата принадлежит не только факультету. Она поистине связана с каждым из нас - у кого-то растут дети, другие нянчат внуков, каждый взрослый человек в разной степени, но так или иначе связан и дружит с маленьким человеком, продолжателем рода. Образование в мединституте кафедры госпитальной педиатрии связано с ее первой заведующей профессором Л.В. Катричевой, а с 1984 года кафедру возглавляет профессор Г.А. Маковецкая. Можно с полной уверенностью сказать, что становление не только кафедры, но и факультета - главное дело жизни Галины Андреевны Маковецкой. Рядом с ней шли - и до сих пор идут - много энтузиастов, высочайших специалистов своего дела, но первое имя, которое хотелось бы, и даже более того, мы должны назвать - это все же Галина Андреевна Маковецкая, отдавшая, как в медицине говорят, "детству" свои лучшие годы, и с ними связаны ее самые сильные переживания.
Сегодня есть повод поговорить о том, что сделано, что делается, что необходимо выполнить, ведь здоровье населения России, а особенно уязвимой его части - детей, постоянно ухудшается, какие же меры может предпринять врач? Что от него зависит? Параллельно становлению факультета шло развитие и первой городской детской больницы (открылась в 1970 году). Таким образом, наука и практика шли рядом, дополняя друг друга и решая одни и те же задачи. Мы разговариваем с доцентом кафедры госпитальной педиатрии В.М. Сметанниковым, заведующим отделением детской больницы N 1, директором областного центра муковисцидоза, о котором Маковецкая полушутя сказала: "Студенты его боятся и одновременно любят". Я не случайно старательно перечислила его основные должности, они как раз и демонстрируют эту самую связь науки и практики, а также то, что внимание концентрируется на наиболее узких, недостаточно еще изученных местах. Муковисцидоз - заболевание сколь редкое, столь и трудное. Раньше дети с таким диагнозом просто не жили. А теперь в центр обращаются и дети, и взрослые, те самые, которым здесь когда-то помогли жить. "У меня трое из них учатся в институте и замуж вышли", - гордится Виктор Михайлович. Таких больных в области 80 человек и в Самаре - 49.
Это тяжелая наследственная патология, передается через поколение. Если совсем просто, то это нарушение обменных процессов и прежде всего функций пищеварения и органов дыхания (пневмосклероз, в частности, и сразу станет ясно, о чем речь), но и это не все - присутствуют еще и сердечно-сосудистые проблемы. Сегодня создана ассоциация родителей, они помогают друг другу, а еще больше - своим детям. Каждый больной получает бесплатно необходимые лекарства, консультации, лечение. Мы только вкратце остановились на одном специализированном центре, а можно говорить и о центре гастроэнтерологии, нефрологии, онкогематологическом направлении. И за каждым из них - серьезные наработки, исследования, за каждым - чьи-то надежды, радость и слезы - врач не Бог и не все ему по силам. Но - многое! Неонатология Татьяна Козлова, доцент, занимается неонатологией, то есть совсем крошечными детьми. Готовясь к защите диссертации, она прежде всего защищала возможность выживания младенцев. Ее докторская диссертация связана с заболеваниями почек у детей первых месяцев жизни. Направление малоизученное. Когда ребенок в таком нежном возрасте, что его и в руки- то взять боязно, он уже подвергается самому тщательному врачебному обследованию и лечению, вплоть до хирургического. И это спасает ему жизнь и нередко здоровье, что не менее важно. Но если последнего все же не хватит, научат жить с болезнью. Неонатологии сегодня уделяется особое внимание. Все демографические показатели начинаются с младенческой смертности. А открытие факультета за прошедшие годы очень существенно повлияло на снижение этого показателя. В 1975 году младенческая смертность в области составляла 30 промилей, а сейчас ниже 11 (ниже, чем в целом по России). Это, конечно, общая заслуга организаторов здравоохранения и врачей, но ученых - не в меньшей степени. Специалистов готовит факультет. Теперь в каждом родильном дом работает неонатолог, выпускник факультета, давшего области немало лидеров. Среди них - нынешний заместитель министра здравоохранения РФ Т.И. Стуколова, вице-мэр Тольятти Н.А. Ренц, детский хирург и главный врач многопрофильной больницы А.Н. Изосимов, С.М. Китайчик - главный врач детской инфекционной больницы, главный педиатр области Л.И. Каткова, заместитель начальника главного управления здравоохранения Н.И. Куликова. Социальная педиатрия Собственно говоря, этот термин появился у нас не так давно. Но кажется, что созданная сеть реабилитации детей-инвалидов существует всегда, настолько органично она вошла в жизнь. "Это счастье - попасть в центр реабилитации", - говорят родители. А совсем недавно они были наедине со своим ребенком, наедине со своей бедой. Как все начиналось? "Мы участвовали в разработке программы профилактики детской инвалидности, - рассказывает Г.А. Маковецкая, - и оказания реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями. Исследования показали, что проблема - межведомственная, и мы пришли со своими разработками к Г.П. Котельникову и к Г.И. Гусаровой..." Так начиналось формирование совершенно нового подхода к созданию целой системы для детей-инвалидов. Ему предшествовала экспертиза причин детской инвалидности: как лечить, если не ясно, отчего ребенок является инвалидом. "Ведь только мы, педиатры, никогда этой проблемы не решили бы, в ней должны участвовать и медики, и социальные работники, и учителя, и логопеды. Это - государственная проблема. Нас поняли и поддержали", - вспоминает Галина Андреевна. Важно было работать на текущий момент, но не менее важно - видеть перспективу. Чтобы это можно было представить конкретно, назову только один пример: "Предупреждение врожденных пороков развития у детей с заболеваниями мочевой системы, которые являются причиной инвалидности". Это - название чьей-то диссертации? Да.
Но главное, что за названием уже стоит судьба 315 детей, ставшими инвалидами именно по этой причине. Оказалось, что две трети причин - врожденные пороки, наследственные патологии. Сегодня ведется ультразвуковое обследование и наблюдение не только до рождения ребенка, но в первые три месяца после его рождения. Что это дает? Метод позволяет выявить группу риска с грубыми патологиями, в том числе и онкологическими. И в этом возрасте болезнь удается достаточно успешно корректировать. Гуманность совместной работы проявилась и в отношении детей-сирот. Это сегодня мы уже знаем и слышали о так называемой гипердиагностике, а ведь за ней стоят искалеченные невниманием общества и без того ущербные судьбы. Дети плохо развиваются, если рядом нет мамы. Но это не значит, что они дебилы. А если последнее звучит как официальный диагноз, то о чем можно говорить? О судьбе человека второго сорта. В областном центре, а потом и в районах открыли центры медико-педагогической диагностики и коррекции. Экологическая педиатрия Есть, оказывается, и такая. И именно с проведенными научными разработками связана вторая жизнь города Чапаевска, и в чем-то Новокуйбышевска, где складывались неблагоприятные условия для здоровья детей. И даже у практически здоровых малышей находили отклонения на уровне клетки. Их можно было бы назвать химическими болезнями. "Наши предложения совместно с наработками биохимиков, иммунологов, социальных работников дали толчок к созданию федеральной программы экологической реабилитации г. Чапаевска", - рассказывает о проделанном директор научной программы по исследованиям взаимосвязей здоровья и среды профессор Маковецкая. Потом самарскую команду в Чапаевске заменила московская, но основа уже была, та основа, которая и послужила первым знаком экологической катастрофы. Нам только кажется, что надо лечить то место, где болит, на самом деле у всего есть причины, и пока они остаются, мало что изменится. Так и о детской инвалидности в том же Чапаевске, где отравлен воздух, вода и земля. А болеют дети. Программа работает. Армия врачей "Часто упоминают лидеров.
Но ведь факультет подготовил огромную армию практических врачей, - продолжает Галина Андреевна. - Пройдите по детской больнице N 1, загляните в любое отделение, там работают наши выпускники. И так не только в Самарской области". Но всегда ли будут детские врачи? Не заменят ли их, например, семейные врачи? Ответ на обозримое будущее, думается, таков: не заменят. Во всяком случае, пока.
Академик, возглавляющий Союз педиатров России, А.А. Баранов уверен, что педиатрия не должна оказаться на обочине медицины, без педиатрии совершенствование оказания помощи в первичном звене немыслимо. Педиатр по своей сути и сам своего рода семейный врач. Ребенок еще не родился, а он уже пришел в семью, чтобы посмотреть, как готовятся к появлению малыша, изучает здоровье матери, придет на дородовый патронаж, исследует многие вопросы, касающиеся взрослых. Есть мнение, что это своего рода прообраз семейного врача. Спорить не берусь. Но если у меня будут внуки, доверить их хотела бы доброму и внимательному врачу из детской поликлиники, но не врачу общей практики. Пока во всяком случае.. Ведь с ребенком даже и разговаривать надо по-другому. А если явится злой доктор, он не сможет даже осмотреть горло, ребенок не взрослый, не захочет и не откроет рот, а сделать это силой его никто не заставит. Вообще в педиатрию идут - должны! - особые люди. Те, кому доверяют дети. А их не обманешь, у них безошибочная интуиция, и спорить с ней бесполезно.
Как учить педиатра? Три профессора - Т.И. Стуколова, Л.И. Захарова, Л.А. Маковецкая написали книгу "Ребенок от рождения и до юности". В ней то, что открылось с годами, и то, что будущему специалисту предстоит открывать (чужих открытий не бывает!) самому. "Мы воспитывались так, чтобы быть вместе с врачами, рядом и немножко впереди. Но быть впереди практического врача сегодня трудно. Например, заведующий онкогематологическим отделением доктор Шанин приглашен в Штутгарт с научным докладом. Наши врачи все время где-то учатся. У нас на кафедре были соросовские стипендиаты. Доцент Козлов едет на конгресс "Мать и дитя", другой - на конгресс неонатологов. Я в октябре отправляюсь на конгресс нефрологов с докладом", - продолжает знакомить со своими установками Галина Андреевна. И к ее словам надо прислушиваться внимательно, перед нами человек, лично создавший научно-педагогическую школу. Во всяком случае, это мнение ректора Самарского медицинского университета Г.П. Котельникова, а он знает, что говорит. На слуху школа Ратнера, Краснова, Солдатова, а вот еще одна - великой труженицы Галины Андреевны Маковецкой. А труд возносит на вершины. Но просто и не только труд, для того, чтобы быть врачом, нужен особый дар, чтобы не привыкнуть к боли и страданию, и воля, чтобы преодолеть обычную человеческую жалость, ведь он принимает решение каждый день, каждый раз, когда перед ним пациент. "К нам могут попасть и случайные люди, но им будет трудно удержаться в последующем в практической работе," - услышала я и почти согласилась. Наверное, трудно, принимая вступительные экзамены по химии, понять, добр ли будущий студент, умеет ли он слышать и понимать других и сопереживать. А душевность, она или есть, или нет. Нельзя сказать человеку: "Будь душевным", и он будет им. Особые студенты Сегодня факультет возглавляет декан В.А. Поляков. И он тоже подчеркивает, что у них "особые студенты", весь педиатрический факультет особый. Для детского врача мало тяги к знаниям, надо любить детей.
Это обязательно. Наши студенты спокойные, вежливые, аккуратные. Будущий педиатр проходит почти все те же дисциплины, что и на лечебном факультете, а это большая базовая подготовка, но с уклоном в педиатрию. Подойти к ребенку может не каждый врач. Маленький ребенок не жалуется, он просто плачет. Но почему?.. Нам коллеги завидуют, ведь далеко не во всех странах есть подобные факультеты, и когда приезжают делегации, они отмечают высокий уровень подготовки. Мы учим общению с детьми, а ведь даже некоторые папы не сразу подходят к своему собственному ребенку. Врач же должен вызвать доверие. Ребенку легче навредить, он более раним и беззащитен. Поэтому на педиатре лежит огромная ответственность, ему доверяют самое дорогое - жизнь ребенка. Я бы сказал, что у него двойной груз ответственности. Напутствие будущему врачу у нас одно: надо любить свою профессию, она не всегда вознаграждает врача материально, и если при этом он еще и не любит ее, то тут не стоит ждать хороших результатов. Мы учим: будьте внимательны, тогда вы не пропустите того, что важно, и не оставите малыша без помощи. Диплом врача получен, а главная учеба впереди, учиться придется всю жизнь".
В.ЖОГОЛЕВА.
00:04 30.09
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |