Архив новостей → Ребенок - тоже человек.
Ребенок - тоже человек.
Ребенком быть трудно. То есть до такой степени трудно, что я не устаю поражаться: как они терпят это состояние постоянного собственного бесправия? В "Детском мире": мама тащит от игрушки плачущего малыша и орет на него: "Замолчи, урод!" На маме - шуба, по самым скромным прикидкам, тысяч за пять долларов, игрушка, за которую ухватился ее ребенок, - копеечная. "У него таких машинок уже штук пять!" - в жалость окружающих глаз бросает мамаша. А сколько кофточек в ее шкафу - десять? Подружка дочери пришла в школу заплаканная: мама не разрешила надеть светлые колготки, заставила - темные, которые совершенно не идут к ее платьицу. Почему? Светлые - запачкает. Ну да?
А мы что, на работу только в спецовках ходим? Ребенок за столом тянется к булке, родитель хлопает по руке: "Пока не съешь котлету, из-за стола не выйдешь!" Почему? А может, детский организм, не исковерканный еще нашими кулинарными привычками, лучше знает, что ему надо? Нет, я не врач - убей меня бог давать советы, я о праве на выбор и собственные желания, почему взрослые имеют на них право, а дети - нет? Этот простой вопрос: о равенстве моих прав и дочери, мне пришел в голову, когда ей было чуть больше годика. Из дневника: "Лелька увлеченно играет с игрушкой, а мне надо ее переодеть. Чтобы стащить маечку, отбираю у нее игрушку - она плачет. Она в своем праве: ведь и мне бы не понравилось, если бы в то время, когда я чем-то была занята, меня насильно заставляли делать что-то другое". "Родители - тоже люди" - так, кажется, звучит первая фраза книги гуру детской педагогики Бенджамина Спока. Как многие мамы в нашей стране, я знала ее почти наизусть, но, слава богу, Лелька помогла мне понять, что Спок отнюдь не бесспорен, а его концепция воспитания - на мой взгляд - суть бесконечная, изнуряющая, почти классовая по накалу борьба с собственным ребенком. Родители, конечно, люди, а дети? И стоит ли их рожать, чтобы бесконечно потом доказывать им свое взрослое превосходство и загонять их в вольер: это - можно, а это - нельзя? Дети - добрые, тонкие, замечательные существа, отнюдь не ставящие себе задачи измучить своих родителей, а уж тем более - подчинить их себе. Если ребенок плачет - значит, ему больно или плохо, если капризничает - значит, ему одиноко и он, как умеет, пытается привлечь к себе внимание. Плохих детей, по моему глубокому убеждению, не бывает. Дурных взрослых - сколько угодно. Следовательно мы, нашим опытом, который кажется нам бесспорным, превращаем детей в плохих людей? Учим лгать, чтобы нам понравиться, делать исподтишка - чтобы не заработать шлепок, обследовать наши карманы - чтобы купить то, что хочется, дабы лишний раз не унижаться и не просить: "Мам, ну купи..." Или - еще хуже - добровольно разрешаем чужим людям укреплять наших детей в чувстве собственного бесправия. Воспитательница детского сада: "Ваша девочка слишком самостоятельна, независима". Замечательно - именно этому я и хочу ее научить! "Все дети - рисуют, а она хочет в куклы играть". И - что? Почему надо обязательно строем? Отсутствие права на свободу действий - во взрослой жизни одно из самых страшных наказаний, именуемое тюрьмой.
Воспитательница: "Детей нужно приучать к дисциплине". Но я совершенно не готовлю ее к службе в армии! "Делай как все" - путь к регрессу, мир движется именно потому, что кто-то делает не как все. В школе: учительница раздает третьеклассникам контрольные и тут же объявляет: "Оля - молодец, пятерка, а Коля - думать не хочет, у Маши - и вовсе голова непонятно где". Маша вжимается в парту - она публично распята у позорного столба. Лелька потом мне дома заявляет:
"Маша совершенно не хочет работать!" - "Да кто ж тебе дал право ее судить?" - "Учительница так сказала". А кто дал право учительнице частную жизнь другого человека - пусть и ребенка - делать достоянием окружающих? В американских школах табель с оценками отдают родителям в запечатанном конверте, понимая, что способности у детей разные и унижать их гласностью неудач по части сложения или вычитания - только порождать лишние комплексы. Чувство собственного достоинства подавить легко, но компенсируется оно потом за счет окружающих. "Не спорь с учителями, - убеждали меня сестры. - Они потом Лельку со свету сживут!" А как же, возражала я, учить ее защищать собственные права? Диалог дома с Лелькой: "Татьяна Борисовна на нас сегодня так кричала!" - "Мне поговорить с ней?" Однажды уже говорила, пыталась объяснить, что крик - это откровенная демонстрация своей власти над детьми, которые ответить тем же не могут. "Дети шумят!" Ну да? Так может, им неинтересно или непонятно? Или в рай знаний надо обязательно розгами? Так вот, Лелька (было это в пятом классе) мне ответила: "Нет, тебе идти в школу не надо. Я решила так: следующий раз она закричит, а я встану и скажу: "Вы унижаете наши права человека. В Декларации прав человека записано: никто не имеет права унижать другого человека". Восторг! Но сестры качают головой - нарвешься... Кто из нас окажется прав?
Е.АЛЬБАЦ.
00:04 30.09
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |