Архив новостей → Большие сезоны Большого.
Большие сезоны Большого.
Отгремели последние аккорды 221-го сезона в Большом театре России. Как мы уже информировали наших читателей, Большой завершил сезон очередной премьерой - оперой П.И.Чайковского "Иоланта". Художественный руководитель ГАБТа Владимир ВАСИЛЬЕВ поделился на прошлой неделе своими впечатлениями о прошедшей работе, подвел итоги, рассказал о грядущих планах.
Глава Большого доволен творческим уровнем театра и особенно гордится количеством премьер, выпущенных в последние 2 года. 14 новых работ показано зрителям. Это намного превышает число премьер в других музыкальных театрах. Хотя Владимир Васильев признал, что качество их не адекватно количеству. Нельзя, правда, не отметить, что за 2 года интерес к Большому внутри страны значительно вырос. Добьется ли легендарный театр возвращения своего престижа за рубежом, удастся ли ему обойти лидирующую пока Мариинку, покажет время. Те оперные премьеры, которые Большой заполучил недавно, заставляют сомневаться в этом. Исключение, пожалуй, составляют "Хованщина" и "Иоланта" (при определенном составе - "Иван Сусанин"). "Лебединое" Васильева еще не имеет определенных зарубежных оценок. И зачастую его "страхуют" одноименным балетом Григоровича.
Переступив порог Большого в качестве художественного руководителя, Владимир Васильев пообещал предоставить нашу сцену таким легендарным балетмейстерам, как Бежар, Килиан, Роббинс, Эйфман, режиссерам Михалкову, Кончаловскому, Любимову, Захарову. И все это время директору не давали покоя одним и тем же вопросом - ну где же? Словно не понимали, сколь долго сам Васильев жаждал работать на этой сцене. Утолена ли эта жажда "Травиатой", "Лебединым", работой в "Хованщине"? Вряд ли. Однако на сей раз Васильев не только ссылался на занятость "гениев" и другие субъективные причины отсутствия их в Большом театре России, но и назвал вполне определенные сроки работы некоторых не причастных доселе к Большому театру людей. Юрий Любимов совместно с Давидом Боровским собираются поставить "Лу-Лу" Берга аж в 1999 году. Зато на 1997-й намечена работа режиссера Валерия Фокина над "Борисом Годуновым" в редакции Мусоргского. В том же 1999-м Бежар приглашен на постановку "Ромео и Юлии" Берлиоза.
Москва также увидит вскоре долгожданного Бориса Эйфмана, но не в качестве постановщика, а в роли гастролера. Во время пребывания Большого в Японии в октябре нынешнего года театр Бориса Эйфмана покажет нам три своих балета: "Карамазовы", "Красная Жизель" и "Чайковский". О том, что театр сотрудничает и с композиторами, говорит работа Михаила Ермолаева над "Капитанской дочкой". Опера должна быть представлена художественному совету в начале 1998 года. Другой композитор, Борис Тищенко, пишет для Большого цикл небольших симфоний "Беатриче".
Два года театр работает по контрактной системе, которая, по словам Васильева, позволила артистам чувствовать себя свободными от дирекции. Последняя же якобы закрепостила себя. Однако согласиться с этим до конца вряд ли возможно. Ибо непродление договора с художественным руководителем балета Вячеславом Гордеевым еще раз демонстрирует полновластие руководства театра в определении профессионального уровня и мастерства любого работника, от артиста до художественного руководителя коллектива. Комментировать ситуацию с Гордеевым Васильев отказался наотрез. Конфликт двух знаменитых танцовщиков, тлеющий на протяжении всего последнего сезона, не смогли погасить никакие примиренческие силы. Является ли решение художественного руководителя Большого единовластным, трудно сказать, ибо, по данным, полученным в руководстве театра, коллегия, призванная определять подобные решения, не собирается уже год.
Единственное алиби, выдвигаемое Владимиром Васильевым,- то, что на Западе никому в голову не приходит возмущаться в связи с тем, что контракт на будущий сезон с тем или иным работником театра не продлен. Похоже, моральная сторона ситуации Владимира Викторовича не слишком заботит. Ведь Гордееву, по крайней мере публично, не предъявлено ни одного обвинения. Наоборот, Васильев констатирует, что уровень балета, а в особенности солистов в Большом, сегодня выше, чем когда сам Васильев танцевал на его сцене. Единственное, в чем как бы обвиняется Гордеев, это в отсутствии в Большом тех имен, которые были заявлены самим Васильевым два сезона назад. Кто же все-таки должен был заниматься балетом Большого и в какой степени, похоже, не разобрались прежде всего внутри театра. Пока же обязанности художественного руководителя возложены на Александра Богатырева. Остается надеяться, что этот союз окажется более плодотворным.
Контрактная система, по которой работают оперная и балетная труппы, обеспечивает базовую оплату плюс разовые гонорары за спектакль. Однако тех, кто много гастролирует, намерены в ближайшее время базовой оплаты лишить. Вскоре в эту систему будет включен и оркестр Большого театра.
В планах художественного руководителя - создание собственной экспериментальной телевизионной студии. На эту мысль Васильева натолкнули репертуарные реалии, когда роль Баядерки, к примеру, танцует восемь исполнительниц при количестве спектаклей в год, равном шести. Создание новых экспериментальных работ позволит задействовать большее число солистов. Одним из первых экспериментов, вероятно, станет балет "Антигона" с ансамблем Пекарского в хореографии Сергея Бодрова. Перейдет ли спектакль на сцену Большого, покажет результат.
Ну а то, что точно увидит рампу Большого в ближайшее время, - это опера Сергея Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" в постановке Питера Устинова. Это будет первая премьера 222-го сезона, который откроется 25 августа. Затем Большой примет участие в грандиозном праздновании 850-летия Москвы. 5 сентября именно Большой театр России открывает программу на Соборной площади столицы большим гала-концертом. Другой скорой премьерой будет "Жизель". Она планируется на 25 декабря. Затем должны последовать "Франческо да Римини" в постановке Бориса Покровского, "Моцарт и Сальери" в постановке Алексея Масленникова. Васильев намерен также приступить к постановке русского балета, в основу которого лягут характерные танцы. Вечер русского балета состоится в январе. Другой балетной работой станет бенефис "Виват, кордебалет". Ну а в конце сезона возможен приезд Бежара. Хотя его вполне может заменить возобновление "Золушки" Захарова в декорациях Вильямса.
Финансирование столь крупного объекта, коим является Большой театр России, - особая проблема руководства. Так, из бюджета в этом году получено 95 проц. средств. Этих денег едва хватает на зарплату. Каждая новая постановка обходится театру в 500 - 800 тысяч долларов. Помогает Фонд развития Большого, организованный в Нью-Йорке, спонсорские организации. На сегодняшний день государство должно театру 10 миллиардов рублей. Эта сумма чуть больше той, что выручается за год от продажи билетов. Но чтобы открыть основное здание к новому сезону, необходимо 15 миллиардов рублей. Полуаварийное состояние старейшего театра, по словам его руководства, может привести к непредсказуемым последствиям.
Те, кто следил за строительными работами на площади у Большого театра, уже может любоваться новым фонтаном, вернее его частью, так как сам фонтан не достроен. Филиал Большого, с которым так много проблем, профинансирован лишь на 1/3 от необходимой суммы. Но все же есть надежда, что к 850-летию столицы коробка нового филиала будет отстроена. Затем понадобится еще 1,5 года, чтобы завершить работу. Хватит ли сил у основного здания продержаться это время?
Пока же большие планы Большого позволяют лишь надеяться и на появление новых имен, в том числе за дирижерским пультом, и на более профессиональную режиссуру, и на плодотворное сотрудничество внутри художественного руководства театра.
Ирина ГОРЮНОВА.
00:04 03.07
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |