Архив новостей → Прокурор - не лакировщик действительности...
Прокурор - не лакировщик действительности...
Непарадное интервью Генерального прокурора РФ в день годовщины вступления в должность.
17 мая 2000 года Совет Федерации утвердил в должности Генерального прокурора России Владимира Устинова. С этим назначением закончилась эпоха политических шоу с участием высших прокурорских чинов, однако при этом пристальный интерес общества к жизни и делам прокуратуры не угас. Напротив, весь последующий год ее деятельность была в центре внимания общества, особенно СМИ, и вызывала самые противоречивые оценки - от восторженных до резко негативных. А как оценивает "отчетный период" сам Владимир УСТИНОВ?
- Честно говоря, - сказал он нашему корреспонденту, - я поглощен огромным объемом работы, массой острых проблем, стоящих сегодня перед прокуратурой и обществом. Когда думать о датах и вехах?! Ну а если по-житейски, с учетом моральных перегрузок, то в таких случаях говорят: год - за три.
- Хотелось бы начать с приятного, но последние события диктуют иные вопросы. Я имею в виду судебную реформу и связанные с ней скандалы.
- Да нет никаких скандалов! Разные точки зрения - да, имеются, но это нормально в демократическом обществе. Почему же надо сталкивать лбами людей, делающих общее дело? Прокуратура не против реформы, мы против необдуманных и поспешных решений. Большинство прокурорских работников понимают, что радикальные перемены в обществе требуют адекватных изменений в деятельности прокуратуры. Но "работа над ошибками" должна протекать в общем русле правовой реформы.
- Камнем преткновения, как я понимаю, стал вопрос об ограничении полномочий прокуратуры?
- Это упрощенное понимание глобальной проблемы. На самом деле речь идет о месте и роли прокуратуры в жизни общества. Нынешние функции прокуратуры - результат многолетних, если хотите, исторических процессов. Если сегодня в одночасье наши полномочия растащат по другим ведомствам, как это предлагают некоторые горячие депутатские головы, то общество может оказаться в очень незавидном положении. Мы на пороге нового экономического передела, и только прокуратура сегодня в состоянии помешать нечестным на руку людям. В том числе и поэтому хотят выхолостить саму суть прокурорской работы, оставив лишь декорации. Договорились до того, что главный надзирающий за исполнением законодательства орган страны надо лишить большей части надзорных функций.
- Вы по многим позициям не согласны со своими думскими оппонентами?
- Безусловно, сегодня реформа назрела, а позитивные изменения в общественной жизни требуют изменений и в устройстве государственных институтов. Кстати, инициатором внесения изменений в УПК была именно прокуратура. Но всему свое время, и если, допустим, судебная система по многим причинам пока не готова принять на себя функции, связанные с санкционированием арестов, то зачем копья ломать? "Прокуратура сопротивляется" - этот штамп кочует из выступления в выступление, из статьи в статью. Как мы можем сопротивляться, когда эта процессуальная норма записана в Конституции? Нонсенс.
- Владимир Васильевич, давайте поговорим о том, как вы "равноудаляете" олигархов: Гусинского, Березовского, Смоленского?
- Понимаю интерес к этой теме, но не стал бы никого выделять особо. Граждане России должны быть законопослушными. Все. За нарушение законов в любой стране полагается соответствующее наказание. Но люди, привыкшие двери высоких кабинетов ногой открывать, как-то подзабыли об этом. Приходится напоминать.
- По собственной инициативе или Президент, так сказать, попросил?
- Не поверите - закон. Время пришло. Как говорится, сколь веревочке ни витьсяЙ Просто все ведут себя по-разному: кто-то таится, скрытничает, а кто-то пытается продемонстрировать, что он неуязвим, и закон ему не указ. Думаете, один Гусинский долгов не платил? Но у него был телеканал, и мы получили антипрокурорскую акцию вселенского масштаба.
- А зачем его теперь по всему белу свету разыскивать?
- Потому что он здесь, у нас в стране, нарушал закон, а возврат части долга "Газпрому" - не амнистия. Но, честно говоря, в работе у нас сегодня десятки гораздо более важных дел.
- Тогда перейдем к будням. Как вы считаете, удалось переломить ситуацию с преступностью в стране?
- За год кардинально изменить ситуацию тяжело, она остается напряженной. Вдумайтесь, каждый час в России регистрируется 4 убийства, 5 разбоев, 15 грабежей, 150 краж. За год потерпевшими от преступных посягательств стали более двух миллионов человек. Более того, положение с преступностью на самом деле значительно хуже, чем отражается в статистике. В правоохранительные органы не сообщается о многих совершенных преступлениях, обыкновением стало укрытие сотрудниками милиции так называемых "неочевидных преступлений". Прокурорами восстановлено на учет таких дел более 104 тысяч.
Этому, впрочем, есть свое объяснение. Вместо того чтобы установить реальный или хотя бы социально терпимый контроль над преступностью, на протяжении десятилетий от органов правопорядка требовалось с ней "покончить". Не имея объективной возможности выполнить это требование, правоохранительные органы различными способами приукрашали действительность, показывая свою работу в благоприятном свете. От этого не избавились до сих пор, поскольку ведомственные требования о снижении преступности продолжают звучать даже на федеральном уровне.
- Серьезной проблемой для страны еще недавно был региональный сепаратизм...
- Когда мы по распоряжению Президента начали проверки, то выяснилось, что в актах 87 субъектов Федерации содержались положения, противоречащие Конституции России и федеральному законодательству. Положения устанавливали собственный суверенитет, объявляли собственностью недра, природные ресурсы, землю, регулировали судоустройство и т.д. С этим пришлось бороться.
На основе материалов прокуратуры в соответствие с Конституцией России и федеральными законами уже приведены 60 основополагающих документов субъектов Федерации. Более 37 тысяч незаконных нормативных актов прокуроры выявили в органах местного самоуправления. После вмешательства прокуратуры свыше 30 тысяч приведены в соответствие с законом. Это лишний раз свидетельствует о том, что прокуратура остается одним из эффективных институтов, цементирующих государственность.
- Поднимая вопрос об основных функциях прокуратуры, нельзя не затронуть прежде всего вопрос о защите интересов граждан. Как выглядит эта защита в реальной жизни?
- Усилия прокуроров направлены на то, чтобы обеспечить восстановление нарушенных прав. Это касается самых различных аспектов жизни. Особенно неблагополучным остается положение с исполнением трудового законодательства. Повсеместно нарушаются права граждан при заключении с ними договоров и контрактов, распространены случаи незаконного увольнения и наказания. С помощью прокуроров нашли законное разрешение более 27 тысяч гражданских дел о восстановлении на работе. В интересах работников, права которых были грубо нарушены, предъявлено исков на сумму 1,3 млн. руб. По материалам прокуратуры 12,5 тысячи "ретивых" работодателей привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Цифры я привожу, чтобы не быть голословным.
- Как обстоят дела с защитой несовершеннолетних?
- Нами выявлено около 90 тысяч нарушений законов о правах и интересах подростков. По сути, каждое второе правонарушение в социальной сфере - это нарушение законодательства о несовершеннолетних. За нарушение законодательства о защите прав и интересов несовершеннолетних по материалам прокуратуры привлечены к дисциплинарной ответственности 4,5 тысячи должностных лиц, возбуждено 373 уголовных дела.
- А что с заключенными? Ведь прокуратура должна защищать и их права тоже?
- Должна и защищает. Проводит проверки в следственных изоляторах, исправительных учреждениях. Так, по прокурорским протестам отменено свыше тысячи незаконных правовых актов, 1,6 тысячи человек прокурорами освобождены из-под стражи и из штрафных помещений исправительных колоний. За нарушения по службе 3,5 тысячи сотрудников уголовно-исполнительной системы наказаны в дисциплинарном порядке, в том числе 92 - по материалам прокурорского надзора уволены, а 81 - предан суду.
- Вы недавно побывали в Чечне. Каковы вообще функции прокурорских работников в "горячих точках"?
- В результате совместных действий органов правопорядка удалось раскрыть несколько преступлений, подпадающих под определение "терроризм". В их числе - взрывы жилых домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске. Раскрыты террористические акты в Невинномысске и на вокзале Пятигорска. В течение года были арестованы известные лидеры боевиков - Радуев, Темирбулатов, Баталов, Бериев, Исламов. Всего в процессе проведения антитеррористической операции в Чеченской Республике привлечены к уголовной ответственности более 200 участников незаконных вооруженных формирований, 120 из них уже осуждены судами. Однако впереди еще больше работы, учитывая, что республика долгое время была изъята из общероссийского правового поля.
- Уже не раз говорилось и писалось о том, насколько затянулось исполнение Закона "О реабилитации жертв политических репрессий".
- Надзор за исполнением этого закона - отдельный приоритет прокуратуры. В течение года восстановлены права и доброе имя более тридцати тысяч людей, пострадавших по делам о так называемых контрреволюционных преступлениях. В 18 регионах Российской Федерации пересмотр уголовных дел указанной категории практически завершен, разработан комплекс мер для того, чтобы завершить проверку оставшихся дел, а их около 200 тысяч, к началу 2002 года.
- Как прокуратура относится к тому, что граждане рассматривают ее как "бюро жалоб"? Причем бесплатное?
- Как относится? Если коротко - за прошлый год прокурорами рассмотрено и разрешено 1,3 млн. жалоб и обращений граждан.
- Есть ли какие-нибудь подвижки в борьбе с правонарушениями в области экономики?
- Сегодня в стране преобладают нарушения законодательства о собственности, налогах, землепользовании, кредитно-банковской деятельности. Отличительной чертой экономических преступлений все больше становится их криминальный характер. Финансовые учреждения "поражены" такими явлениями, как умышленное банкротство, задержки платежей в бюджеты и внебюджетные фонды, незаконные операции с налоговыми платежами.
Вот примеры: в Бурятии, Ставропольском крае, Иркутской, Ленинградской областях, ряде других регионов вскрыты факты незаконного размещения бюджетных средств в коммерческих банках. Только после вмешательства прокуратуры были отменены нормативные акты органов власти этих регионов, предписывающие перевод счетов бюджетных и внебюджетных фондов в уполномоченные коммерческие банки.
Типичными нарушениями стало расходование не по назначению бюджетных средств, целевых ссуд и кредитов, "амнистирование" получателей кредитов. Для уклонения от уплаты налогов в ход идут предоставление ложных сведений о доходах, неотражение сделок в документах бухгалтерского учета, занижение объема реализованной продукции.
При этом ахиллесовой пятой по-прежнему является уголовное преследование правонарушителей. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Липецкой, Кемеровской, Воронежской и ряде других областей до суда доходят только каждые 6-10 дел о налоговых преступлениях.
- Какие еще проблемы остаются ежедневной головной болью Генерального прокурора?
- Одно только их перечисление заняло бы, как любят писать журналисты, не одну страницу, а вскользь об этих действительно непростых проблемах говорить не хотелось бы. Ведь не расскажешь в двух словах о грубейших нарушениях закона в таких жизненно важных для россиян сферах, как экология, добыча и переработка морепродуктов, охрана источников питьевого водоснабжения... Здесь можно приводить десятки примеров, множество цифр, но поверьте - борьбу на этих фронтах прокуратура ведет в буквальном смысле слова с риском для жизни. Или возьмем проблемы коррупции. Количество зарегистрированных фактов взяточничества и преступлений против интересов государственной службы хотя и выросло, но далеко не отражает действительной картины. За последние 10 лет чиновниками создана целая система мздоимства и злоупотребления властью, а в законодательстве имеется немало норм, которые разве что не подталкивают к противоправному поведению.
А сколько проблем из-за того, что преступления совершают работники правоохранительных органов, таможни, налоговых служб! Но даже в этих ситуациях Генеральная прокуратура и прокуроры на местах всегда стремились к тому, чтобы объединить усилия всей системы правоохранительных органов, обеспечить по каждому такому случаю своевременное и законное решение.
- Чего все-таки сегодня прокуратуре не хватает: полномочий, поддержки высших эшелонов власти, законов?
- Сказать - вот дайте нам то-то и то-то, тогда все переменится, я не могу. Задача формирования правопорядка и правосознания в государственном масштабе - комплексная. Конечно, многое еще предстоит доработать в плане принятия или изменения законов, в деле налаживания взаимодействия всех правоохранительных структур. Выработка согласованной позиции позволит органам прокуратуры оказывать влияние на окончательное становление российской правовой системы. Воздействие это могло бы быть более эффективным, если бы Генеральный прокурор обладал правом законодательной инициативы.
- Какие позитивные тенденции последнего времени вам как главному законнику страны хотелось бы отметить?
- Традиционное для России пренебрежительное отношение к правовым ценностям и институтам начинает таять. Государство трудно преодолевает затянувшуюся полосу правового беспредела, просматривается целый ряд позитивных тенденций, связанных как с укреплением законодательной базы реформируемого общества, так и с усилением роли государственных структур в охране правопорядка, защите прав и свобод граждан. Очень хочется, чтобы эти процессы приняли наконец устойчивый, необратимый характер.
Беседу вел Владимир НЕЧАЕВ.
00:04 18.05
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |