Архив новостей → НАША НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ - ЦИНИЗМ.
НАША НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ - ЦИНИЗМ.
Российская словесность... Есть в этом словосочетании что-то от звона клавесина при чтении державинских од, от трепетания пламени свечи над рукописью пушкинского романа.
Владимир Даль писал, что словесность - это "все, что относится к изучению здравого суждения, правильного и изящного выражения".
А существует ли сегодня российская словесность, не утеряна ли сама способность к здравому суждению? Обозреватель "РВ" выяснял ответ на этот вопрос у доктора философии, секретаря правления Союза писателей РФ, президента Академии российской словесности Юрия БЕЛЯЕВА.
- Юрий Антонович, вы - известный поэт, публицист. Что, на ваш взгляд, представляет собой нынешняя российская словесность?
- Великая держава без словесности, литературы существовать не может. Словесность - как бы вторая сигнальная система нации, ее духовное богатство; тот язык, на котором говорят, поют, молятся люди. Недаром в Библии сказано: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".
Лично я полагаю, что именно сознание и духовность определяют бытие - в этом мы расходимся с материалистами, с той философией, которой нас учили в школе и институте. С точки зрения современной науки сознание и материя возникли одновременно, в своем рождении они эквивалентны, но повторюсь еще раз: духовность определяет бытие.
Даже в самые тяжелые, переломные этапы своей истории духовная жизнь не прекращается. Более того, духовность способна выжить даже в большей степени, чем материальная сторона бытия.
В этом отношении именно духовный климат имеет огромное значение в жизни страны, народа, каждого из нас. Человек духовный не может быть унижен ни политически, ни экономически.
- Вы не считаете, что нынешняя нищенская зарплата учителя или врача является унижением его человеческого достоинства?
- К сожалению, сегодня дух нации в определенной степени проигрывает поединок с бездуховностью. И результат этого процесса налицо: в обществе происходят катастрофические социальные процессы. В России насчитывается два процента очень богатых людей, а восемьдесят процентов населения влачат существование за чертой бедности, то есть нищенствуют.
В США разрыв в доходах между бедностью и богатством различается в семь раз; в Европе - в три-четыре раза, а в России - в тридцать раз!
Я полагаю, что если бы не пострадала духовность, не были бы утрачены нравственные ориентиры, то сегодня не было бы и социальных потрясений. Процесс этот начался не вчера: сначала большевики сделали все, чтобы народ забыл о христианской морали, заповедях Христа. Потом рухнула огромная идеологическая машина времен социализма.
Но стержневые корни процесса гибели национальной духовности, думаю, лежат где-то в середине 70-х годов, в годы правления Леонида Ильича Брежнева, как говорят теперь, во "времена застоя".
Именно в то благополучное, по мнению многих людей, время общественное лицемерие стало массовым явлением. Двойные стандарты сделались привычными даже для детей: говорили одно, а думали другое... Писатели сочиняли эпопеи о героях труда, а между собой делились свежими анекдотами о генсеке. Самым изысканным театральным блюдом были пьесы с "фигой в кармане" - на этом сделал карьеру Любимов на Таганке. Люди становились циниками. Когда же в 90-х годах государственная идеология рухнула, этот подспудный цинизм получил все права на гражданство, проник в материальную сферу, стал нормой деловых отношений. Обмануть партнера считается обычным делом у нынешних предпринимателей.
Говорят, что в России нет национальной идеологии. Увы, она есть: эта идеология - государственный цинизм. Пока мы не изживем этот духовный порок, никакого процветания экономики, улучшения бытия не будет.
- Печатное слово ныне не в моде, писатели - не в почете... Как можно изжить этот цинизм?
- Возрождение нравственных идеалов - очень трудная задача. Разрушать мораль, нарушать заповеди всегда намного легче, нежели воспитывать понятие о духовных ценностях или, скажем, самим в жизни соблюсти Великий пост.
Да и возможности пророку "глаголом жечь сердца людей" сегодня крайне ограниченны. Когда кто-нибудь начинает говорить о проблемах духовности и нравственности, это звучит гласом "вопиющего в пустыне". Народ не слышит его, да и не может услышать, ведь пресса занята исключительно политическими "разборками", каналы телевидения, поделенные между несколькими олигархами, заняты пропагандой массовой культуры и рекламой. Бес наживы выжигает души людей.
- А ведь когда-то интеллигенция шла в народ. Может, настало время отправиться походом по местам "боевой славы" предков?
- В ваших словах чувствуется ирония... А между тем в провинции, где сильнее ощущается влияние интеллигенции, действительно духовность и верность культурным традициям сохранились в большей степени, чем в мегаполисах.
Академия российской словесности всячески пытается оказывать содействие именно той социальной группе населения, на которой лежит миссия по духовному возрождению нашей нации. Мы пытаемся осуществить проект о проведении фестиваля малых городов России. Ведь у нас в стране более тридцати городов имеют возраст от 800 до 1000 лет. Это колоссальный культурный пласт. Если бы в эти города направились ведущие писатели, музыканты, артисты, это послужило бы мощным интеллектуальным импульсом и безусловно породило бы яркую реакцию.
Но все вновь упирается в финансовую сторону дела. Получается замкнутый круг: духовное начало без материальной базы не имеет выражения, а спонсоры в отличие от прежних меценатов не спешат вкладывать деньги в проекты, не сулящие быстрой прибыли.
И все-таки наша академия пытается способствовать процессу возрождения национальной духовности. Мы, к сожалению, не можем помочь провинциальному интеллигенту материально, но поощрить его морально, дать стимул к дальнейшей просветительской деятельности просто обязаны. К двухсотлетнему пушкинскому юбилею академия учредила памятную медаль "Ревнителю просвещения". Ее вручали учителям, деятелям культуры, работникам музеев, библиотекарям. Надо было видеть лица педагогов, по тридцать - сорок лет преподававших литературу в сельских или городских школах и впервые получивших признание своего труда. Мне тогда вспомнился девиз старинного русского ордена святого Станислава: "Награждая, поощряю".
- Однако, на мой взгляд, появляются и положительные тенденции в культурной жизни общества: по данным книжных ярмарок, люди вновь стали покупать больше книг классиков, охотно читают произведения историко-публицистического жанра. Может быть, не все так уж и плохо?
- Ваш список можно продолжить... Народ вновь стал посещать храмы, появился интерес к религии, многие впервые прочитали Евангелие, задумались над словами Нагорной проповеди и заповедей Христа. На мой взгляд, сегодня уменьшилось пагубное влияние телевидения: народ устал от западных боевиков и "санта-барбар". Более востребованным стало интеллектуальное кино, а значит, есть надежда, что следующими шагами станут литература и драматургия. Недаром зритель стал возвращаться в театр, чего не было еще несколько лет назад.
Россия напоминает большую реку, которая несет в своих водах мусор, прошлогоднюю листву, ветки, коряги. Один поворот реки, второй, а там, глядишь, - очистилась вода, стала прозрачной, рыба в ней заиграла... Сколько в нашей истории было тяжелых, смутных времен: татаро-монгольское иго, Лжедмитрий, Стенька Разин с Емелькой Пугачевым; двадцатые годы, когда "новаторы" всерьез предлагали сбросить Пушкина с "парохода современности". Но в народе силен здравый смысл, не позволяющий переступить последний предел, и каждый раз страна выкарабкивалась из самых безвыходных ситуаций.
Думаю, мы все-таки выйдем из нынешнего духовного кризиса, у нас вновь появится национальная идея, возродится русская литература. Может быть, это будут не Золотой или Серебряный века нашей культуры, но бронза - тоже благородный металл...
- Бронзовый век русской культуры? Дай Бог, чтобы не каменный... Вы полагаете, что Пелевин и Сорокин - наследники русской литературной школы?
- Я полагаю, что творчество Пелевина и Сорокина - не более чем литературное упражнение, некий "письменный экзерсис", при котором происходит выработка мастерства. Однако форма дана писателю для выражения идеи произведения; она не должна становиться самоцелью. Классическая простота выше модернистской изощренности; стилистическим изыскам можно научиться, но пушкинская чистота стиха - это от Бога.
- Традиционным жанром русской литературы XIX - XX столетий был роман. На ваш взгляд, сохранится ли роман в нынешнем веке?
- Эпопеи типа "Войны и мира" или "Тихого Дона" вряд ли появятся на свет хотя бы потому, что на их создание уходят многие годы, а время диктует иные скорости, иной жизненный темп и для писателя, и для читателя. Тем не менее роман как жанр вполне совместим с двадцать первым веком, что демонстрирует популярный и плодовитый Б.Акунин. Роман должен трогать читателя. Раньше процесс чтения был настолько волнующим занятием, что когда Гете сочинил своего Вертера, по Европе прокатилась волна самоубийств, да и карамзинская "Бедная Лиза" нашла в России немало последовательниц...
- Какую роль играет Академия российской словесности в деле возрождения отечественной культуры, духовности?
- Она была образована в 1997 году. По мысли ее организаторов - Института русского языка имени Пушкина, Государственного литературного институт имени Горького, Международного сообщества книголюбов - она стала правопреемницей Академии российской словесности, учрежденной еще Екатериной II. Не будучи государственной структурой, академия является своего рода социальным клубом с интеллектуальными функциями. Одной из важнейших задач, которую она поставила перед собой, стало объединение талантливых литераторов, публицистов, деятелей культуры. Среди ее академиков - Чингиз Айтматов, Юрий Бондарев, Сергей Михалков, Юрий Соломин, известный филолог Евгений Челышев, директор "Пушкинского Дома" Николай Скатов, митрополит Питирим.
Вырабатывая общее мнение членов академии по вопросам литературы или культуры, мы стараемся довести его до сведения общества, сделать предметом обсуждения. Формы этого обсуждения могут быть самые разные: конференции, "круглые столы", публикации в прессе. В минувшем году члены академии приняли активное участие в Международном форуме русской интеллигенции, проходившем в Петербурге. Традиционными становятся Пушкинские уроки словесности. 19 октября, в день Лицейского праздника, мы проводим такие уроки сразу в тридцати московских школах. Поэты, литераторы, критики, публицисты выступают перед школьниками старших классов, ведут диспуты, семинары, читают лекции.
Я уже упоминал о награде академии - юбилейной пушкинской медали "Ревнителю просвещения". Сейчас мы разрабатываем концепцию новой награды, которая станет ежегодной, вручаемой за заслуги в деле просвещения, литературные достижения, изыскания в области словесности. Скорее всего эта награда будет называться в честь основателя академии, Екатерины Великой, которая была и просветителем, и литератором, и выдающимся государственным деятелем.
Подобные награды не приносят материальных благ, но служат своеобразным социальным камертоном, позволяющим настраивать общественное мнение на нужную ноту. Награда как знак общественного признания дает человеку большое духовное удовлетворение, а это стоит многого...
В более дальних планах академии стоит выпуск общенациональной культурно- просветительской газеты.
- Хотелось бы узнать об отношении академии российской словесности к так называемой реформе грамматики русского языка.
- Большинство членов академии - решительные противники поспешных реформ, способных исказить само понятие о грамотности и нарушить традиционные представления о языковой культуре. Мы предполагаем совместно с отделением русского языка Российской академии наук провести несколько обсуждений с главными редакторами печатных изданий, представителями книжных издательств, ректорами педагогических вузов о целесообразности подобной реформы.
- Но согласитесь: любой язык, русский или английский, явления динамичные, и без постоянного обновления они просто не могут существовать...
- Конечно всегда и везде существуют заимствования из других языков; многие научные и художественные термины становятся полноправными элементами литературного языка других наций. В том же "Евгении Онегине" мы встречаем и "брегет", и "боливар", и, тогда еще достаточно непривычный для русского языка, "бульвар".
Для нормального существования разговорного языка должен существовать своеобразный эталон, на который могли бы ориентироваться широкие слои населения. Долгие годы эту функцию успешно выполняли дикторы радио и телевидения. Но в последние пять-десять лет ситуация изменилась: вопиющая безграмотность телеведущих поражает. Очевидна опасность загрязнения русского языка чуждыми ему вульгарными новообразованиями, наукообразной терминологией, профессиональным слэнгом. Многие термины, пришедшие из политической или экономической журналистики, остаются непонятными большинству населения.
Происходит засорение литературного языка специальной терминологией - процесс, на мой взгляд, - недопустимый. Напомню: еще Владимир Иванович Даль говорил, что "словесность - это здравость суждения".
Беседовал Александр КРЫЛОВ.
00:04 23.05
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |