Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейГонка за лидером.

Гонка за лидером.

Миасские ракетчики снимают покров тайны со своей деятельности.

(Окончание. Начало в N 92).

Выбор цели.

Приспособленную для стрельбы с подводной лодки Р-11ФМ в августе 1955 года передали в специальное конструкторское бюро - СКБ-385 (с 1966 года - Конструкторское бюро машиностроения). Тогда оно дислоцировалось в Златоусте. Главным конструктором СКБ-385 был В. Макеев - воспитанник С. Королева.

С именем Виктора Петровича связано создание трех поколений баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). В течение 30 лет он возглавлял фирму, которая была головным предприятием по разработке ракетных комплексов. А в их состав помимо БРПЛ входили также корабельные системы управления, подготовки и пуска ракет, наземное испытательное, транспортное и заправочное оборудование. Короче, подлодка в единой связке с ракетной техникой.

БРПЛ первого поколения размещались на дизельных лодках "Zulu", "Golf" и атомных ракетоносцах "Hotel" (названия давались американцами, у нас все подлодки поначалу имели лишь условный шифр). В процессе их создания удалось решить проблемы подводного старта (он был освоен в начале 60-х годов ракетой Р-21) и нацеливания при запуске с качающегося, подвижного основания.

Ракетные комплексы второго поколения, создававшиеся в 1962-1974 годах, имели несколько принципиальных новшеств. Представители флота жаловались на проблемы с заправкой. В. Макеев нашел оригинальное решение: сделал ракету подобием консервной банки. В 1966 году в составе Златоустовского машзавода появился заправочно-ампулизационный комплекс (местные жители окрестили его "химдымом"). Подобным подразделением обзавелся и Красноярский машзавод, которому поручили выпускать одну из БРПЛ второго поколения (РСМ-40). С тех пор заправка топливом осуществлялась заводом-изготовителем, после чего БРПЛ ампулизировалась: крышка заправочного клапана заваривалась, надежно герметизируя ядовитое содержимое топливных баков.

В ракетных комплексах второго поколения, базирующихся на атомных субмаринах классов "Навага", "Мурена", "Кальмар" и "Дельфин", впервые размещались 16 БРПЛ. Предметом особых забот проектировщиков стало снижение габаритов ракеты и ее веса. Уменьшению объемов способствовало внедрение "утопленной схемы" - размещение двигателя не в специальном сухом отсеке, а в баке с химически агрессивным топливом. Корпуса ракет начали изготавливать из алюминиевого сплава вафельной конструкции. Ее прозвали так за чрезвычайное сходство с популярным кондитерским изделием: прочность обеспечивали утолщенные "ребра", меж которыми были тонкие пластинки.

Советские БРПЛ второго поколения первыми в мире (на несколько лет раньше американских) достигли межконтинентальной дальности полета. Военные моряки смогли значительно изменить тактику использования ракетных комплексов. Чтобы держать под прицелом стратегические объекты противника, подлодкам отныне не надо было патрулировать у чужих берегов, преодолевая мощную систему обнаружения. Практически с места своего базирования советский подводный флот мог поразить цель в любой точке Земли.

Точность стрельбы удалось повысить благодаря астрокоррекции. Во время полета ракета автоматически корректировала свою траекторию по звездам. На БРПЛ второго поколения появились первые ЭВМ, и в памяти машины хранился каталог, в который были внесены несколько сот небесных тел.

Именно БРПЛ второго поколения позволили СССР достичь паритета стратегических ядерных сил морского базирования. В изнурявшей экономику нашей страны многолетней гонке за лидером настал момент, когда руководители двух мировых держав смогли разговаривать на равных. В 1972 году они подписали первый договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а семь лет спустя - второй (ОСВ-2). Их содержание напрямую касалось ракет морского базирования: оговаривалось количество и качество боезарядов и подлодок.

Но международные договоренности оказались не единственным фактором, определившим особенности ракетных комплексов третьего поколения. Их создание началось в первой половине 70-х годов и завершилось в середине 80-х. В отличие от американских советские БРПЛ выводились на орбиту двигателями, работавшими на жидком топливе. Обладая более высокой энергетикой, оно имело ряд существенных недостатков. Прежде всего из-за высокой токсичности компонентов - горючего (гептила) и окислителя (амила), создававших немало проблем в процессе эксплуатации ракетных комплексов. И хотя наши жидкостные БРПЛ по ряду параметров превосходили американские, советское руководство обязало В. Макеева разработать твердотопливную ракету. Ее создавали десять лет - с 1973-го по 1983-й.

РСМ-52 оказалась самой большой ракетой, весившей 90 тонн. Для такой громадины понадобился новый ракетоносец. Им стал тяжелый подводный крейсер "Тайфун", предназначенный для размещения 20 крупногабаритных ракет. Подобных субмарин в мире еще не строилось. По сути дела, это катамаран: две параллельно размещенные подлодки, соединенные переборками. Шахты с ракетами находятся прямо в воде между двумя прочными корпусами.

Еще одна характерная особенность ракетного комплекса третьего поколения - появление БРПЛ с головной частью, разделяющейся на несколько ядерных боеголовок. Они обеспечивали поражение защищенных целей, размещенных на значительной территории в виде точек (шахты базирующихся на суше ракет, пункты военного и государственного управления). Использование разделяющихся боевых частей с индивидуальным наведением вызвало необходимость появления еще одной ступени - третьей. Ее двигатель развозил боеголовки наподобие автобуса: от "остановки" каждый "пассажир" добирался до нужной ему цели.

Точность стрельбы достигалась благодаря радионавигации, осуществляемой с помощью космических спутников.

Последней БРПЛ третьего поколения, переданной на вооружение подводному флоту в 1986 году, была ракета РСМ-54. Четвертое поколение ракетных комплексов пока не состоялось. В 1996 году корабелы Северодвинска заложили новый атомный ракетоносец, названный "Юрием Долгоруким". Однако из-за финансовых трудностей строительство идет ни шатко ни валко. Не увенчался успехом и многолетний труд Государственного ракетного центра по созданию БРПЛ четвертого поколения, которыми предполагалось оснастить "Юрия Долгорукого". В 1998 году головной организацией по созданию новой ракеты был назначен Московский институт теплотехники. Но митовцы специализируются на разработке ракет "Тополь" наземного базирования, опыта в проектировании БРПЛ у них нет. Между руководством МИТа и ГРЦ достигнута договоренность о сотрудничестве. Но когда оно принесет свои плоды? Теперь уже в ХХI веке.

Старая песня о главном.

БРПЛ не рассчитаны на применение в локальных войнах. Их назначение - устрашать любителей бряцать оружием, остужать их воинственный пыл. Вроде таблички "Не влезай, убьет!" на линиях электропередачи.

Вне военно-политического контекста современная БРПЛ - настоящее чудо техники. При ее разработке используются последние достижения науки и самые совершенные технологии. Причем нередко ракетчики выполняют роль локомотивов, толкающих вперед научный прогресс.

Создание ракетного комплекса длится обычно лет восемь - десять. В нем участвуют до 500 научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов-изготовителей, учебных заведений, предприятий и организаций самого разного профиля, воинских частей...

В качестве головной организации КБМ контролировало процесс проектирования, изготовления, проведения испытаний и эксплуатации ракетных комплексов. Генеральный конструктор был дирижером огромного - на весь Союз! - оркестра. В одном лишь Миассе "оркестрантами" числились все крупные предприятия города. И не только оборонного профиля - КБМ, НПО электромеханики, машзавод. "УралАЗ" делал шасси для перевозивших ракеты тягачей, "Миассэлектроаппарат" - датчики и один из двигателей, инструментальный завод - напильники и приспособления для обслуживания ракетной техники, "Уралрезина" - коврики для подлодок, "Миасс-тальк" - тальк особого помола для изготовления спецрезины...

Создание ракетных комплексов венчали испытания на полигонах в Капустином Яре, Плесецке, Севастополе и Неноксе. Многие ракетчики провели там большую часть своей жизни. БРПЛ запускались с наземных и плавучих стендов, с борта подлодок. Перед запуском межконтинентальных ракет появлялось сообщение такого примерно содержания: "ТАСС уполномочен заявить, что район Тихого океана с такими-то координатами, в такое-то время, такого-то числа будет закрыт для плавания судов и авиаполетов". Это означало, что в предполагаемый район во время летных испытаний упадет головная часть БРПЛ.

Информация о поведении ракеты во время полета поступала на испытательный полигон, а оттуда по каналам спецсвязи - в кабинет генерального конструктора, где собирались разработчики. В течение нескольких часов здесь царила атмосфера тревожного ожидания. Она сменялась всеобщим ликованием, если из Ненокса сообщали: "Ракета пришла!" По домам разъезжались, как правило, глубокой ночью. Громко пели любимую песню В. Макеева: "Когда усталая подлодка из глубины идет домой..." Для Машгородка это был добрый знак: испытания прошли успешно.

Ольга АЙЗЕНБЕРГ.

(Наш корр.).

г. Миасс.

  00:04 20.05  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU