Архив новостей → Порочный круг.
Порочный круг.
Не мною замечено: когда российского чиновника ловят за руку, он твердо знает - нужно искать истинного виновника его "падения", которым, как правило, оказывается Петр I, коммунисты проклятущие или, на крайний случай, Владимир Красное Солнышко, ибо с них - по различным версиям - "есть пошла" отечественная бюрократия и разнообразные злоупотребления. А уж если мздоимец сумел доказать, что он хоть единожды, хоть копеечку, но потратил на общественные нужды, то он уже - номинант на звание народного героя, Робин Гуд и Юрий Деточкин в одном стакане... Никогда на моей памяти поборы, которыми некая группа людей облагала бы другую группу, от нее зависимую, не рассматривались вне контекста психологических проблем и сетований по поводу низких зарплат чиновников, "вынужденных" нарушать законодательство.
Тема школьных поборов, царящих в образовательных муниципальных учреждениях Самары, - болезненная и для родителей, и для педагогов. В действительности причина явления одна: чиновники мэрии и гороно свою профессиональную несостоятельность прячут за спины тех, кого они оставили в одиночку бороться с навалившимися финансовыми, снабженческими и техническими проблемами. А недофинансирование, убожество и нищета самарских школ вкупе с отсутствием должного контроля и юридической грамотности провоцируют, в свою очередь, злоупотребления.
Попробую аргументировать. В настоящее время в городе нет ни одной муниципальной школы, в которой была бы введена система нормативного финансирования, - городские власти "не хочут". Не буду подробно останавливаться на ее содержании - об этом сказано-пересказано, - напомню только, в чем состоит суть вопроса: финансирование школы в этих условиях осуществляется пропорционально числу в ней обучающихся, сама школа фактически становится распорядителем кредита, получая возможность свободно распоряжаться имеющимися ресурсами и самостоятельно определять управленческие приоритеты. Второй плюс - образовательные учреждения начинают бороться за каждого ученика, повышая качество своей работы, заботясь и о бытовом комфорте, досуге и питании учащихся.
В Самаре все происходит с точностью до наоборот. Школы бесконечно увеличивают часы в учебном плане, расширяют штаты, придумывают дополнительные хозяйственные расходы сверх необходимого, чтобы хоть как -то увеличить мизерные средства финансирования.
Денег не дают - взять негде, городской бюджет - "черная дыра". И в свободное плавание тоже не отпускают. А как же, отпустишь - понадобится "обновлять" менеджеров, бухгалтеров, выстраивать систему повышения квалификации... Словом, учиться учить по-новому. Да и нынешняя бюджетная политика, проводимая мэрией, мутная, как ноябрьский день, судя по всему, тоже имеет своих горячих сторонников, недаром участились случаи задержек учительских зарплат.
И - круг замкнулся, директор идет на пан...
Простите, с шапкой по кругу: дайте, родители, на пропитание своих детей, на ремонт, на доплаты учителям, на техническое оснащение. Идет и понимает: сейчас нарушу. И нарушает.
Схема нарушений, в которых ключевую роль играют добровольно-принудительные поборы, обычна. Рассмотрим ее на примере Самарского технического лицея. В течение всего 1999/2000 учебного года ежемесячно семья каждого учащегося платила в кассу лицея по 200 рублей. Директор (Л.В. Пешкова) собрала в итоге сумму весьма почтенную - 344 тысячи рублей - как плату за дополнительные платные услуги на спецкурсах "Твоя профессиональная карьера", "Астрономия", "Математика в задачах" (это название повергло меня в недоумение - неужели основной курс в Техническом (!) лицее - "Математика без задач"?). Поэтому куда делись 178,3 тысячи рублей, бухгалтерия худо-бедно смогла объяснить, но где "потерялись" остальные 165,7 тысячи - нет. Кстати, параллельно формировался и благотворительный фонд развития школы - по 150 рублей с головы, и опять собрано 258 тысяч, а оприходовано 182,4 тысячи...
Да и с расходованием собственных средств лицея не все гладко: питание одного учащегося лицея дотировалось на 50 рублей, а на директора и заместителей - по 150! Одновременно директор по фиктивным договорам о совместной деятельности сдавал помещения неким ООО. Впрочем, на счету директрисы есть и благое дело: 11 тысяч перечислила за учебу на первом курсе Технического университета дочери члена совета лицея, который и занимался распределением внебюджетных средств. Вот такая персональная благотворительность - ты мне, я тебе...
Думаете, что лицей - неприятное исключение? Отнюдь - "факты нарушения финансовой дисциплины выявлены в школах N 63, 85, 99, 106, 124, 129" (это из докладной записки начальника управления образования администрации города Самары А.А. Волчковой, вынужденной под давлением областного департамента образования отчитаться о "школьных поборах").
Думаете, что не нарушать дисциплину невозможно по причине сложности самой процедуры? Я попросил разъяснить действующий порядок, регулирующий финансовые взаимоотношения граждан и администрации образовательных учреждений, в которых учится их ребенок, главного специалиста департамента науки и образования администрации Самарской области Татьяну Викторовну Ракину:
- Перед внесением платы за оказываемые услуги образовательное учреждение обязано заключить соответствующий договор с каждым из родителей, изъявившим желание, чтобы его ребенок эту услугу получал. Причем этот договор должен быть индивидуальным. На одном его экземпляре, хранящемся у родителей, должна стоять печать и подпись директора учреждения или уполномоченного лица, другой же экземпляр, хранящийся в школе, может быть коллективным и содержать подписи всех родителей под единым документом.
Порядок внесения платы традиционен: либо через сберегательную кассу, либо непосредственно в образовательное учреждение. Во втором случае родителю обязаны выдать кассовый чек, а если кассовый аппарат отсутствует (что допускается по закону) - квитанцию по форме, определенной письмом Министерства финансов от 20.04.1995 ь 16-00-30-35.
Бесчековая форма оплаты вызывает порой вопросы, и поэтому стоит привести номер документа, разрешающего использование квитанций. Это письмо Минфина N 04-01-20 от 2.06.2000.
Однако следует сказать, что в случае если кто-либо хочет добровольно внести средства на счет образовательного учреждения - вне зависимости от мотивов поступка, - желание это необязательно оформлять договором о предоставлении услуг или чем-то еще. Достаточно точно так же прийти в отделение Сбербанка и перечислить деньги на счет учреждения (или внести их непосредственно в кассу, получив соответствующую квитанцию), сделав пометку: "благотворительная помощь".
При этом можно сделать приписку о целевом назначении взноса: на покупку, ремонт и тому подобное. В этом случае вы можете быть застрахованы от его бесконтрольного использования.
В общем, все достаточно просто и в меру либерально. Так почему же так тянет к созданию "черных" касс? Почему жизнь свою и душу не облегчить соблюдением установленного регламента? И главное - почему с помощью действующего законодательства нельзя противостоять произволу чиновников администрации?
Ведь именно они помогают директорам школ, лицеев и колледжей запутаться настолько, что после - хоть живыми ешь: куда они с полным коробом прегрешений, на фиг, денутся!
Главнейший закон еще советской системы управления гласил: лучший объект управления - тот, кто совершил что-то недостойное, а управленец знает об этом, но никому не говорит...
Б.ПЕТРОВ.
00:04 06.03
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |