Архив новостей → Никто не хотел уступать.
Никто не хотел уступать.
В России есть все: нефть, уголь, электроэнергия, дрова.
Почему же тогда замерзают наши города?
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ беды ныне постигают не только Приморье, но и другие регионы. Ульяновск, Архангельск, Сахалин с Камчаткой, Хабаровск... Что это? Преддверие чего-то более масштабного?
На днях Президент России Владимир Путин заявил четко и недвусмысленно: в постигших Приморье бедах повинны трое: РАО "ЕЭС России", Минэнерго и администрация края. А 1 февраля с причинами зимних потрясений разбиралось Правительство на своем заседании. Случай беспрецедентный: высшие власти России в третий раз за последний месяц занимаются выяснением причин энергокризиса, поразившего регионы Сибири и Дальнего Востока. И вывод получился тем же.
Однако причины кризиса все-таки глубже, чем личности "главного электрика" Анатолия Чубайса, министра Александра Гаврина и губернатора Евгения Наздратенко. Приморская катастрофа давно вышла за региональные рамки, приобретя общероссийское измерение.
Анатолий Чубайс и уголь.
Вице-премьер Виктор Христенко после заседания Правительства 1 февраля был откровенен: претензии к председателю правления РАО "ЕЭС России" Анатолию Чубайсу совершенно обоснованны. Именно его компания не выполнила правительственное задание по части заготовки угля для зимовки. Еще в сентябре задача ставилась так: на 1 января накопить 13,5 миллиона тонн этого топлива. Фактически же зарезервировали 11,2 миллиона тонн. Правление "ЕЭС" не сделало закупку топлива первой задачей в своей деятельности. Хотя что может быть важнее в нашу зиму?
Доклад шефа Минэнерго А.Гаврина вскрыл еще один неприятный факт. Хуже всего на 1 октября дело обстояло на федеральных электростанциях, за которые прямо отвечает правление РАО "ЕЭС". Здесь задание по накоплению угля выполнили на 90 процентов, по мазуту - на 93. В общем же РАО "ЕЭС" собрало в "закрома" практически столько же горючего, сколько и на прошлую зиму. Неплохо? Это если не считать того, что зима 1999-2000 годов выдалась рекордно теплой, а запасы топлива на РАО "ЕЭС" были самыми низкими за все годы реформ. При этом РАО "ЕЭС" в прошлом году безучастно наблюдало за тем, как на электростанциях (которые еще и отапливают дома) иных регионов зарождалась поистине зимняя катастрофа. По словам А. Гаврина, к 1 октября запасы угля в Ульяновской области составили всего два процента от задания! В тринадцати иных регионах запасы угля колебались в пределах 5-20 процентов от необходимого.
Кстати, что говорит по сему поводу правление "Единой энергосистемы"? Если верить интернетовскому сайту РАО "ЕЭС", то на федеральных станциях запасы угля составляют 134 процента, а "ускоренное срабатывание угля произошло в основном в критических регионах". В общем, всяк считает по-своему.
Если же верить Минэнерго, то был упущен самый благоприятный момент для накопления топливных резервов летом-осенью 2000 года. В сей период, когда РАО "ЕЭС" принялось беспощадно отключать неплательщиков и добилось повышения денежных платежей, цены на уголь и мазут были оптимальными. Однако получив приток средств, руководство компании не сделало закупку топлива приоритетной статьей расходов. На это пускали только 35 процентов денег. На это наложилась вполне сознательная политика управляющих "ЕЭС": они считают, что закупать горючее летом - это омертвлять оборотные средства. Покупать-де надо "с колес".
Напомним, что уголь просто незаменим в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России. Там зачастую просто нет иного топлива.
Особенно провал "накопительных планов" сказался на Дальнем Востоке, где, по данным Минэнерго, еще в 1996 году на зиму заготовили 2,2 миллиона тонн угля, тогда как в 2001-м - лишь 800 тысяч тонн. Иными словами, нынешний кризис в тех краях был просто-напросто заботливо взлелеян и выращен. В.Христенко считает: все претензии по поводу слишком малых резервов угля в тех местах надо предъявлять к РАО "ЕЭС".
Пришлось лихорадочно перебрасывать топливо с Сахалина, Хабаровска и Амурской области в мерзнущее Приморье, что при скудности запасов создало эффект "куцего одеяла": теперь из-за нехватки угля трудности возникли и у хабаровцев, и у амурцев.
То, что из-за этого получилось, - теперь видно всем. Тогда как те энергосистемы, которые не побоялись "омертвлять деньги" и пустили на закупку топлива 40-55 процентов средств, угля запасли столько, сколько надо ("Мосэнерго", "Татэнерго", "Хабаровскэнерго", системы Свердловской, Новосибирской и Иркутской областей.).
Приморье просто оказалось самым слабым звеном. По словам В. Христенко, РАО "ЕЭС России" фактически самоустранилось от дел на важнейшем источнике электричества в крае - в своей дочерней компании "ЛуТЭК", на этом гибриде Приморской ГРЭС и лучегорских угольных разрезов. Оказалось, что добыча угля там - в жутком состоянии, что тепловозы и экскаваторы на разрезах пришли в негодность, добыча в прошлом году провалилась на 800 тысяч тонн!
Только 31 января, лишь после прозвучавших по его адресу серьезных предупреждений Президента России, А. Чубайс подписал распоряжение об ассигновании полумиллиарда рублей на то, чтобы закупить для Лучегорска необходимую технику. Все это напоминает поспешное латание дыр для оправдания.
Все эти действия (или "бездействия"?) РАО "ЕЭС" сложились в нынешний кризис. Первые же серьезные холода вызвали настоящее бедствие. На заседании Правительства 1 февраля прозвучала цифра убытков, уже понесенных казной России из-за нынешних передряг, - три миллиарда рублей. Бюджет Приморья 2001 года растерзан, промышленность в крае стоит уже месяц. Хотя, по мнению заместителя главы Минэнерго Виктора Кудрявого, состояние с запасами топлива на станциях европейской части страны ничем не лучше. Пока теплая погода сэкономила 6 миллионов тонн условного горючего. Но вдруг морозы стукнут и здесь...
Политические рейтинги замерзших батарей.
Свою долю вины за кризис, по словам Президента РФ, несут и власти Приморья. И других регионов тоже.
Администрация Евгения Наздратенко действительно самоустранилась от энергетических дел в регионе. Мол, формально это - не мое, и все тут. Никто в крае осенью не бил в набат по поводу возможной катастрофы. В 2000 году в Приморье шли выборы, и потому в популистских целях тарифы на тепло и электричество держали на убыточных величинах. Наздратенко не сделал главного - не добился погашения долгов, которые накопили перед "Дальэнерго" краевые потребители. Губернатор говорит, что федеральные потребители задолжали региональным энергетикам 544 миллиона рублей, но молчит о том, что муниципалитеты не заплатили 545 миллионов, оптовые перепродавцы - 479 миллионов, жилищно-коммунальная сфера - 1,8 миллиарда.
Однако Приморье не одиноко. "Амурэнерго" не может получить 1,2 миллиарда, камчатская система - 1,8 миллиарда, "Хабаровскэнерго" - 4,6 миллиарда. Все критические регионы - в долгах как в шелках...
Вице-премьер В. Христенко детализировал: дело, во-первых, в ужасающем состоянии "малой", муниципальной энергетики - котельных и теплосетей, за которые отвечают мэры городов. Они попросту сгнили от старости и износа. Потому что жители не платят сполна за жилищно-коммунальные услуги, за свои квартиры. По федеральному стандарту граждане должны оплачивать 80 процентов себестоимости жилкоммун-услуг, а остальное должно доплачиваться из регионального бюджета. В Приморье сделали наоборот: люди оплачивают лишь 20 процентов. За остальное должен рассчитываться краевой бюджет, но не делает этого. Ведь денег-то не хватает. К тому же, в крае полно военнослужащих, которые доселе пользовались ничем не обеспеченными льготами и не платили подоходного налога в местную казну (тут ведь - главная база Тихоокеанского флота). Оттого только приморский жилкоммунхоз задолжал "Дальэнерго" полмиллиарда целковых, а котельные да теплосети в крае просто сгнили, "посыпавшись" в первые же морозы покрепче.
Но В.Христенко отмечает: та же самая картина наблюдается и в других регионах. Скажем, на Камчатке, где долги жилищно-коммунального хозяйства дошли до 2 миллиардов рублей, хотя народу там живет вдвое меньше, чем в Приморье. А всего в России долги жилкоммунхоза доросли до астрономической цифры в 260 миллиардов рублей. До девяти с лишним миллиардов долларов! Так что проблема тут отнюдь не в одном Приморье.
Все это случилось потому, что с 1992 года государство так и не провело жилищной реформы, не сделало так, чтобы граждане сполна платили за коммунальные услуги - свет, газ, воду, тепло, оставляя за все это до 20 процентов своего заработка. Так, чтобы государство давало субсидии тем, у кого плата грозит поглотить больше этих двадцати процентов семейных доходов. Только повышение коммунальных тарифов, по мнению В. Христенко, заставит и граждан, и местные власти экономить, вставлять стекла в подъездах, оснащать жилища всяческими счетчиками-расходомерами, экономичными лампами, обогревателями и регуляторами подачи тепла. А иначе наш жилкоммунхоз и сам развалится, и всю страну под обломками погребет, и экономику разорит. Ведь содержать его чудовищно дорого.
Вот и получается: чтобы избежать расползания приморского энергетического кризиса на всю Россию и краха национальной энергосистемы, нужно провести очень болезненную жилищно-коммунальную реформу с неизбежным повышением тарифов и социальным недовольством. Но кто это сделает? Губернаторы у нас выборные - они злить избирателей не захотят. Если же они на это и решатся, то придется ломать сопротивление избираемых мэров городов, которые тоже ублажают электорат. А еще, по нынешней Конституции, не подчиняются губернаторам, считаясь не властью, а местным самоуправлением.
Вот это действительно проблема всеобщего размаха. И тут решать ее придется на самом высоком уровне, набравшись политического мужества.
Регионы: убеждение рублем.
По мнению В. Христенко, причина кризиса еще и в том, что власти и городов, и районов, и областей не закладывают в свои бюджеты полной оплаты тепла и электричества. Не в одном Приморье тут дело, сие явление процветает сплошь да рядом. Если же энергосистемы вынуждены работать на регионы бесплатно, то они, понятное дело, задыхаются от убытков и просто не могут закупить топлива. Долги местных (подчеркнем - не федеральных!) потребителей в 2000 году росли угрожающими темпами. У них оправдание одно: средств не хватает. При этом экономить ресурсы, внедрять энергосберегающую технику они не хотят. Зачем? Ведь можно потреблять бесплатно, оставаясь практически безнаказанными.
И снова встают те же конституционные проблемы: губернаторы напрямую не подчинены Президенту - их за такие "плановые" неплатежи с должности не снимешь. А губернаторам в свою очередь не подчинены главы местных самоуправлений, пресловутые мэры. Теперь, как заявил В. Христенко, Правительство будет вырабатывать меры понуждения регионов к порядку и полной оплате. Схема тут будет та же, что и в прошлые годы, когда боролись с долгами субъектов РФ по зарплате местным бюджетникам. Помните: коли регион не направляет 40 процентов своих расходов на содержание собственных "казенных людей", не получит финансовой помощи, трансфертов из Москвы. Только теперь станут глядеть, запланировал ли субъект РФ полновесную оплату тепла-света или нет?
Жестоко? Но если этого не сделать, энергетика страны рухнет через три-четыре года. И вот тогда никакой МЧС не поможет.
Минэнерго меж двух огней.
Досталось и Минэнерго. Как рассказал журналистам Виктор Христенко, на заседании кабинета.
1 февраля министерство ругали за то, что энергоемкость производства в стране выросла с 1990 года на 30 процентов и экономика России отстает по конкурентоспособности уже не только от западной, но и от советской. Оказалось, что реструктуризация угольной промышленности ведется хаотично: убыточные шахты закрывают, но взамен не открываются прибыльные разрезы - в итоге угля не хватает. Наконец, сегодня не существует нормативов накопления топлива на электростанциях, что и порождает нынешние энергокризисы в регионах.
Справедливости ради отметим: нынешнее Минэнерго 9 месяцев в прошлом году жило без утвержденного положения, ходили слухи о его упразднении. Более того, с 1996 года в нем сменилось шесть министров. О какой последовательной политике тут можно речь вести?
Вот и сейчас Минэнерго попало меж двух огней. 1 февраля оно без обиняков заявило: сегодня топливные балансовые задания (планы) подписываются неизвестно кем. Нефтяные, угольные и газовые компании выполнять эти планы-балансы не обязаны. И если мы хотим, чтобы приморский кризис не расползался на всю страну, давайте сделаем эти балансы обязательными для исполнения. А для каждой энергостанции, для каждой теплоэлектроснабжающей организации введем, как и в советские времена, обязательные нормативы заготовки топлива на зиму. Не накопил на зиму директор станции положенных тонн - вон с работы.
Эту идею Минэнерго горячо поддержал глава МЧС Сергей Шойгу. За нормирование выступил и В. Христенко. Но буквально в штыки эту идею встретили вице-премьер Алексей Кудрин и глава Минэкономразвития Герман Греф. По их мнению, меры сии абсолютно нерыночны, да и невозможно, мол, довести норму до каждой станции. На что Минэнерго ответило: все это делалось раньше и навыки не забыты. И разве не рынок требует надежного энергоснабжения страны? Однако окончательного решения по сему вопросу так и не принято.
Но решать вопрос надо. Как и многие другие. Потому что приморский кризис еще не преодолен и грозит дальнейшим расползанием по стране.
Владимир КУЧЕРЕНКО.
00:04 03.02
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |