Архив новостей → Роль Клинтона в московских делах сильно...
Роль Клинтона в московских делах сильно преувеличена.
В канун визита в США премьер-министра России нашему корреспонденту в Вашингтоне Евгению Баю удалось побеседовать с известным американским политологом, президентом "Никсон-центра" Димитри САЙМСОМ.
- Господин Саймс, в США вы известны как критик политики администрации Клинтона и МВФ по отношению к России. Ваша последняя печатная работа называется "Российский кризис, американское соучастие". Насколько велика степень этого соучастия?
- Отношения между московскими реформаторами, с одной стороны, и администрацией Клинтона и МВФ, с другой, были сложнее, чем сейчас кое-кто пытается представить: мол, Вашингтон повелевал, а Россия выполняла. Все основные решения принимались в Москве. МВФ не давал советов, как проводить бесчестную приватизацию, как грабить национальные богатства России. МВФ и Клинтон не имели отношения к печально известным аукционам 1995 года или к пирамиде ГКО.
Согласен, немалая доля вины в том, что в России разразился кризис, ложится на МВФ. Для Фонда Россия действительно была идеальной площадкой для утверждения его глобальной политики: огромная страна, управляемая если не единомышленниками, то близкими по духу людьми. Но главная вина за разразившийся кризис лежит на руководстве России.
Люди из команды Клинтона тоже соучастники кризиса, ибо, разглагольствуя о неком "стратегическом партнерстве", они пытались подчинить внешнеполитический курс московских реформаторов интересам Запада. Но совершенно неверно представлять дело так, будто бы Клинтон сознательно ослаблял русских.
- Новых героев в России Америка пока не высмотрела. Но нет ли у вас ощущения, что отношение к нынешнему российскому правительству и его главе хоть медленно, но меняется? Ведь летом минувшего года Америка относилась к Примакову исключительно как к другу Саддама Хусейна, Муамара Каддафи и других диктаторов.
- Попытки демонизации Примакова действительно успеха не имели. И я думаю, в США начинают понимать, что ему нет конструктивных альтернатив в условиях нынешней России, что, даже если ему выкрутить руки, многого не добьешься. В Вашингтоне, конечно, сожалеют, что в Москве руководителями стали люди, которые не разделяют многие американские ценности. Но с Евгением Примаковым и с министром иностранных дел Игорем Ивановым можно работать.
- Ведет ли это "растущее понимание" к разблокированию ситуации в отношениях с МВФ?
- Примаков оказался в тяжелейшей ситуации. Ему приходится расхлебывать то, что годами создавали другие. Конечно, брать бесконечно деньги у МВФ невозможно. Сможет ли Россия в этом году расплатиться по своим международным обязательствам и в первую очередь перед МВФ? Такой возможности нет даже теоретически.
Ситуация настолько экстраординарная, что в Вашингтоне допускают худший сценарий, что Россия может пойти на широкомасштабный дефолт. Для вашей страны это будет катастрофой даже в том случае, если активы ее банков не будут автоматически заморожены за рубежом. МВФ - организация, которая не только дает деньги, но еще и определяет кредитный рейтинг. И если ее руководители заявляют, что экономика той или иной страны идет под откос, ни от кого никаких кредитов эта страна уже не получит.
С другой стороны, дефолт России был бы катастрофой и для МВФ. Ведь главная финансовая организация мира никогда прежде не сталкивалась с дефолтом целой страны. Тем более такой большой, как Россия. Критики МВФ, которых в Америке предостаточно, объявят всю его политику насквозь порочной.
Для команды Клинтона это тоже будет серьезнейшим потрясением. Вопрос "Кто потерял Россию?" грозит стать одним из ведущих во время предвыборной кампании 2000 года.
Поэтому у всех трех участников дискуссии - России, МВФ, администрации президента США - есть веские основания искать конструктивные решения. И они, на мой взгляд, имеются. Российский внешний долг надо рефинансировать. Надо признать, что предыдущий заем МВФ был сделан Россией в особой ситуации, и пересмотреть его условия. Надо определить реальную сумму, которая может быть выплачена, и одновременно простить России максимально возможную часть бывшего советского долга. Так, как когда-то поступил Запад по отношению к Польше.
Рефинансирование отличается от реструктурирования долга тем, что его можно провести быстро, не отвлекаясь на бессмысленные в нынешних условиях дискуссии, какие реформы России нужны, а какие нет. Это рефинансирование станет спасательным кругом для правительства Примакова. Но этот круг должен быть последним. После этого Россия пускается в свободное плавание на свой страх и риск..
- Есть ли надежда, что проблему рефинансирования удастся решить во время визита Евгения Примакова в США?
- Если в ходе его переговоров с Алом Гором и Биллом Клинтоном США хотя бы пообещают оказать содействие России в решении этой проблемы, одно это будет означать успех миссии Евгения Примакова. Задача Примакова - не только убедить американских собеседников в том, что нынешнее российское правительство способно удерживать политическую стабильность в стране. Ему нужно доходчиво объяснить, в какую сторону Россия намерена строить свои экономические мосты и когда по ним начнется движение. Да, мир видит, что Примаков не идет на поводу у обанкротившихся олигархов, что при нем меньше воруют. Но без принятия быстрых и решительных шагов экономическое положение России будет ухудшаться и популярность Примакова начнет стремительно падать.
Я только что вернулся из Москвы. У меня создалось впечатление, что российские руководители крайне серьезно готовятся к поездке вашего премьера. Примаков способен создать впечатление серьезного человека, с которым США следует считаться.
Однако каких-то прорывов в отношениях двух стран от этой поездки ждать вряд ли стоит. У нас сохраняется большое число разногласий как по мировой экономической политике, так и в отношении внешнеполитических действий. И трудно ожидать, что Примаков, во-первых, в силу собственных убеждений и, во вторых, в силу отношений с российской Думой пойдет на серьезные уступки Америке.
- Представим себе, что в США на президентских выборах 2000 года побеждают республиканцы.
- Я абсолютно не согласен с бытующим в Москве мнением о том, что с республиканцами вам будет тяжелее, чем с демократами. Вся история показывает, что республиканцы гораздо чаще готовы к драматическим проявлениям гибкости. Это происходит во многом из-за того, что их умеренному крылу меньше приходится опасаться своего правого фланга. С этой точки зрения, республиканцам легче навести мосты в своих отношениях не только с Москвой, но и, скажем, с Тегераном. Демагогии и нравоучений в общении с ними у вас будет меньше.
Димитри Саймс, в прошлом выпускник истфака МГУ, в течение последних 25 лет живет и работает в США. Был советником президента Никсона и теперь возглавляет центр, носящий его имя. Лично знаком и работал вместе с Евгением Примаковым. В США выходит в свет новая книга Саймса "После коллапса: Россия ищет свое место, как Великая Держава" (After the Collapse: Russia Seeks Its Place as a Great Power).
ЕВГЕНИЙ БАЙ.
00:04 18.03
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |