Архив новостей → "Последняя посевная".
"Последняя посевная".
В Пестравском районе поставили вопрос о реорганизации бывшего совхоза "Майский", доныне одного из самых крупных в губернии.
Только что этот гигант самарского степного юга закончил сев ранних зерновых культур.
Но похоже, что эта посевная окажется для него последней. На месте "Майского" появятся новые хозяйства.
Сам слышал, как первый секретарь Пестравского райкома Е.Б. Фомин однажды сказал:
- Кому бы "Майский" этот отдать, не район стал бы - конфетка.
Давно нет на хозяйстве должностей этаких - секретарь. Фомин лет 15 как в Москве - из сельского кресла в столичное самого ЦК партии без ведома обкома сиганул. И теперь, благодаря этому, стал уже вроде как легендой. И времена теперь иные, и нравы. Ан, по-прежнему гигант на губернской меже с весенним названием самая большая головная боль районного руководства, уже нынешнего.
- Третий раз предписание прокуратуры получил по поводу его статуса, - говорит глава района А.П. Любаев. - Прежние учредительные документы хозяйства утратили силу, а с переоформлением тянут.
Но беда, по его мнению, не только в злополучных бумагах.
Поныне здесь сельхозугодья составляют почти 30 тысяч гектаров, это сопоставимы с площадями иных районов. И некогда-то таких гигантских единиц было у нас на всю губернию три-четыре, остался один. Прочие реорганизовались, поделились на менее крупные. Скажем, бывший совхоз "Правда" Большеглушицкого района. Или совхоз имени Ленина Красноармейского. Уж больно неповоротливы хозяйственные "монстры" в изменившихся условиях. Рыночные катаклизмы больше других осыпают их синяками да шишками. Даже возьми государство гигантов под свое крылышко, уберечь от этого теперь трудно, а так - вовсе беда.
Вот основные итоги производственной деятельности "Майского" за последние три года. В 1997-м зерновые культуры возделывались на 21 тысяче гектаров, урожайность составила 13 центнеров на круг; подсолнечник - на 1600 гектарах, урожайность - 9,3 центнера. Поголовье крупного рогатого скота - 1107 голов, 621 - коровы. Против колхозно-совхозных времен все цифры в полтора-два раза ниже. А в прошлом и позапрошлом годах они еще вдвое упали. Под зерновыми, для сравнения, осталось только 12 тыс. гектаров, урожайность опустилась ниже 10 центнеров (в засушливом 1998-м даже потраченных на посевную семян не вернули, осенью взяли всего 2,2 центнера). Поголовье коров снизилось до 380. И так вместо денег были "дырки в карманах", еще и новые гигантские убытки получили. Ко всему прочему за хозяйством накопилась фантастическая сумма задолженности за газ и свет - 18 миллионов рублей. Прошлой весной кредиторы даже пытались отобрать у хозяйства в счет долгов семена и продуктивный скот.
И отобрали бы, да закон, слова богу, не позволил.
"Майский" - по сути банкрот. А ведь на его центральной усадьбе и в отделениях живут около двух тысяч человек. Возникла масса социальных и бытовых проблем.
Когда был здесь последний раз, резанула глаза картина на окраине главного поселка. Там, где некогда работали крупные нефтебаза и строительный цех, сейчас едва ли не руины. Не в буквальном, правда, еще смысле. Но все равно все заброшено, ржавеет, разваливается, зарастает бурьяном. Вообще нечего говорить уже про овцефермы, совсем еще недавно, кажется, гремевшие за пределами пестравской округи, да и всей губернии.
От иных помещений остались одни воспоминания.
Печальнее всего, что в те самые колхозно-совхозные времена "Майский" был в губернии единицей очень даже видной. Во-первых, под стать своим масштабам оснащался основными и оборотными фондами, о чем тогда пеклось государство, и производил много полновесного зерна. Имел статус губернской житницы и в связи с этим особое отношение органов власти. Во -вторых, здесь были развиты овцеводство и молочное производство.
Чабану хозяйства В.М. Ланкину за высокие достижения, например, в середине 80-х было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В-третьих, здесь постоянно и, как правило, с успехом испытывались передовые формы и методы организации производства, внедрялись различные новшества. Скажем, местные рационализаторы задолго до начала серийного выпуска знаменитого липецкого трактора, который оснащен системой подвески орудий спереди и сзади, придумали и изготовили несколько своих самодеятельных агрегатов подобного рода, выполняющих за один проход по полю враз несколько операций.
Между прочим заставила это сделать нужда. Работы было хоть отбавляй, а сил не хватало. Степная южная сторона у нас в отличие от северной, как известно, не шибко перенаселена.
Но даже и миграция населения не решала проблему. В иные годы из густонаселенных районов в "Майский" переезжали сразу десятки семей. Кроме хорошо оплачиваемой работы, их привлекала возможность быстро получить квартиру, подчас в отдельном доме с участком. Кстати, центральная усадьба хозяйства - до сих пор одно из самых благоустроенных поселений губернии. Однако все равно с кадрами было туго.
Но чем же, спросите, не устраивало хозяйство тогдашнее районное руководство? А вот как раз излишними хлопотами по поводу кадров. Думаю, правда, когда "первый" говорил об "избавлении от гиганта", он скорее шутил. Однако во время посевной и уборочной всякий раз район вынужден был привлекать сюда до тысячи помощников из городов губернии. От механизаторов до простых севцов на прицепные орудия весной и водителей, помощников комбайнеров - в конце лета и осенью. Здесь каждую жатву разбивала лагерь специальная автоколонна из Куйбышевского грузового автотранспортного предприятия 1171 - десятки большегрузных автомобилей для вывозки зерна в закрома Родины. Только разместить и прокормить эту самарскую ораву всегда стоило немалых трудов.
Можно ли было удержать хозяйство от развала? Сказать трудно. Но примеров подобного рода нет. По крайней мере, в губернии. Сразу реорганизовать? Тоже ответ неоднозначный. Опыт показал: "единицы", которые прежде уже, скажем, разделились на части, живут по-разному. И в каждом втором случае процесс внутренних преобразований проходил болезненно, сопровождался конфликтами. Свежий пример - бывший совхоз имени Ленина Красноармейского района, о котором упоминал. Год назад наша газета писала, какой здесь разгорелся сыр-бор из-за дележа общественного добра между работниками вновь образованных коллективов. Но и мириться со сложившейся ситуацией, считает районная власть, уже нельзя.
- Ну вот сейчас здесь ранние зерновые посеяли, - замечает А.П. Любаев, - всего семь с небольшим тысяч гектаров. Представляете, сколько земли перестали возделывать?
- Отчетная стоимость основных средств фактически не подтверждается, - включается в разговор начальник районного управления сельского хозяйства В.И. Кузнецов. - К тому же хозяйство - акционерное общество закрытого типа, а рядовые работники в глаза своих акций не видели. Если ничего не менять, скоро там вообще концов никаких не найдешь.
Какой же выход? В районе считают, что самое простое и легкое - возбудить с помощью кредиторов процедуру банкротства. Но это в сельском хозяйстве никому еще не помогло. Сделать глубокую ревизию и независимый анализ, которые обнародовать акционерам, а теперь, мол, сами решайте, как дальше жить, тоже не лучший выход. Далеко не все еще тут осознали, что в экономике давно уже все изменилось. На собраниях, например, по сей день иждивенческие настроения: а вот пусть государство даст, область обеспечит, район поможет. Даже в самых слабых хозяйствах, по словам пестравских руководителей, об этом уже не говорят. Потому что дошло: никто за просто так уже денег не дает, как бы тебе трудно ни было, горючее не привозит, удобрения не подкидывает.
А ведь экономическая роль гиганта, в особенности потенциальная, для района, для губернии даже, сохраняется, если учесть масштаб его угодий. И народ здешний должен видеть для себя перспективу.
- Лучший вариант, считаем, - разобраться с акциями хозяйства, предложить разукрупнение и при этом изменить отношения собственности, чтобы люди почувствовали себя хозяевами своей земли и судьбы, - сказали в пестравском "Белом доме". Дело не простое. Хотя бы потому, что на центральной усадьбе почти 1500 собственников земельных долей, а на всех отделениях и половины этого не наберется: в Овсянке - 234, Михеевке - 143, Крюкове - 82, Лозовом - 42, Телешовке - 33. Но иного выхода не видно.
Иначе растащат хозяйство по кирпичику, что, собственно, по утверждению самого же "майского" руководства, уже происходит.
Решать, однако, акционерам. Какие настроения в самом хозяйстве?
- Реорганизации никакой не будет, - категорически заявил директор Г.И. Федосеев.
- Чем меньше хозяйство, тем лучше, - сказал чабан, Герой Труда В.М. Ланкин. - Взять северные районы, там таких нет, и живут, судя по газетам, сейчас лучше.
Пишу эти заметки, сознательно опережая события. То есть до осуществления (а может, не осуществления) замысла реорганизации. С одной целью, чтобы и в районе, и в самом хозяйстве все еще раз тщательно взвесили. Чтобы не наломали дров и не получилось бы по знаменитой присказке времени: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Мое мнение: перемены в "Майском" назрели, отношения собственности надо менять. Чем раньше это произойдет, тем лучше. Но делать это надо предельно расчетливо, с аптекарской точностью, по закону и с полной ответственностью всех инициаторов и участников процесса.
А.ОКРУЖНОВ.
00:04 02.06
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |