Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейОтчее слово Первосвятителя.

Отчее слово Первосвятителя.

К 70-летию Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

(Окончание. Начало в номере за 24 февраля).

В марте 1906 года приступил к работе созданный при Святейшем Синоде постоянно действующий орган - Предсоборное присутствие, задачами которого являлись выработка программы Собора и богословская разработка вопросов, подлежавших обсуждению. Привлечены были лучшие силы тогдашней русской богословской и канонической мысли. Однако в силу исторических объективных причин (многочисленные внутрицерковные разногласия, частая сменяемость членов правительства, общая нестабильность в обществе вкупе с нарастающим влиянием Распутина при Дворе) созыв Собора затянулся на 11 лет...

С 1714 года Русская Церковь неуклонно шла к этому историческому событию, каким стал Священный Собор 1917-1918 годов, представленный 564 участниками: 80 епископов, 129 пресвитеров, 10 диаконов из белого духовенства, 26 псаломщиков, 20 монахов (архимандритов, игуменов, иеромонахов) и 299 мирян.

На Соборе было образовано 22 отдела и 3 совещания при Соборном Совете. Особо важные и торжественные заседания проходили в храме Христа Спасителя. Уже в первые дни Собора прозвучал набатный глас архимандрита Иллариона, ректора Московской Духовной академии: "Мы собрались сюда вовсе не затем, чтобы произвести в Русской Церкви реформацию. Наша цель - освободить наше церковное управление от тех язв, которые явились печальным плодом двухвекового пленения Русской Церкви властью государственной. (...) Есть в Иерусалиме "стена плача". Приходят к ней старые правоверные евреи и плачут, проливая слезы о погибшей национальной свободе и о бывшей национальной славе. В Москве, в Успенском соборе, также есть русская стена плача - пустое Патриаршее место. Двести лет приходят сюда православные русские люди и плачут горькими слезами о погубленной Петром церковной свободе и о былой церковной славе. Какое будет горе, если и впредь навеки останется эта наша русская стена плача! Да не будет! Зовут Москву сердцем России. Но где же в Москве бьется русское сердце? На бирже? В торговых рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьется, конечно, в Кремле. Но где в Кремле? В окружном суде? Или в солдатских казармах? Нет, в Успенском соборе. Там, у переднего правого столпа должно биться русское православное сердце. Орел петровского на западный образец устроенного самодержавия выклевал это русское православное сердце. Святотатственная рука нечестивого Петра свела Первосвятителя Российского с его векового места в Успенском соборе. Поместный Собор Церкви Российской от Бога данной ему властью снова поставит Московского Патриарха на его законное, неотъемлемое место. И когда под звон московских колоколов пойдет Святейший Патриарх на свое историческое священное место в Успенском соборе, тогда будет великая радость на земле и на небе".

30 октября (12 ноября) 1917 года Собор принимает решение о восстановлении Патриаршества и о порядке избрания Патриарха. За пять дней до этого в Петрограде произошел государственный переворот: Временное правительство было низложено, власть перешла к Совету Народных Комиссаров во главе с В.И.Лениным.

Исконное право вернулось к Церкви в тяжелые времена, горькую чашу пришлось испить избранному Патриарху Тихону (в миру Василий Иванович Беллавин, 1865-1925), прошедшему путь мученичества и страданий в стране, раздираемой междоусобицами гражданской войны. Когда депутация Собора во главе с митрополитом Петроградским Вениамином явилась на Троицкое подворье (резиденция Московских митрополитов) к митрополиту Тихону с сообщением о его избрании на Всероссийское Патриаршество, то, отвечая на ее приветствие, он сравнил принесенный ему Акт об избрании со свитком, данным пророку Иезекиилю, на котором было написано: "Плач, и стон, и горе" (Иез. 2, 10)...

Неуемные фантазии самозваных правителей-большевиков становились законами чужеродной марксистской идеи-утопии. С января 1918 года началось тотальное наступление на Православную Церковь. Декреты следовали один за другим, утверждая сплошное насилие и разрушение святынь. Огонь произвола истреблял тысячи людей по всей России. 19 января 1918 года Патриарх Тихон подписал свое знаменитое послание, призывавшее к активному сопротивлению большевикам как богоборческой, преступной власти. "Опомнитесь, безумцы, - обращался Патриарх к властям, - прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское...

Властию, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной... Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой матери нашей... Мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: "Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей".

На одной из копий этого послания сохранилась надпись Святейшего Патриарха: "Готов на всякие страдания, даже на смерть во имя веры Христовой".

Послание об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной впрямую перекликалось с древним Соборным Уложением 1613 года, которое возлагало на русских граждан почетную ответственность за судьбу страны и будущее Династии. Именно это вызвало растерянность и испуг большевиков. В одной из бесед со своими соратниками Ленин высказал опасение, как бы Патриарх Тихон не стал вторым Гермогеном, который спасал Москву от польских интервентов и сторонников внутренней Смуты в начале XVII века...

"Революционная законность" довольно скоро переросла в неограниченный террор. В октябре 1918 года Патриарх Тихон обратился в Совнарком с обличением, осудив преступления новой власти. "Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции. ...Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела.

...Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть и заглушили в нем сознание греха; но какими деяниями ни прикрывались бы злодеяния, - убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями. ...Взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лк. 11, 50), и от меча погибните сами вы, взявшие меч (Мф. 26, 52)".

Сбылось пророческое слово Патриарха Тихона: с 1918 по 1953 год Октябрьская революция пожирала своих отцов и детей, уничтожив в ГУЛАГе десятки миллионов людей, разорив тысячи человеческих гнезд...

С ноября 1918 года Патриарх Тихон начал подвергаться преследованиям: пошли обыски, аресты, допросы. Одновременно, с февраля 1919 года, началась кампания по вскрытию святых мощей по всей России с закрытием монастырей в Калуге, Тамбове, Курске, Воронеже, Новгороде, Ярославле и других городах и губерниях. Ликвидированы были почти все епархии, завершилась национализация церковного имущества, собираемого веками (многие шедевры церковного и светского искусства, проданные за бесценок, оказались за границей, так как Запад соглашался поставлять хлеб разоренной России только в обмен на культурные, исторические и религиозные ценности, вспомним американского бизнесмена Арманда Хаммера, сколотившего целое состояние на всенародном бедствии нашей страны).

В очередной раз подвергся репрессиям Патриарх Тихон, обратившийся с воззванием (февраль 1922), в котором осуждалось изъятие из храмов священных предметов. Тогда же власти организовали 55 трибуналов. Через год была сделана попытка лишить Патриарха "сана и звания" с помощью церковников-обновленцев (по существу, раскольников). Даже идя на некоторый компромисс с Советской властью, Патриарх понимал, что скрыться Архипастырю недозволительно, и он должен нести свой Крест до конца. Так и произошло.

Жизнь его оборвалась при странных обстоятельствах: 25 марта (7 апреля) 1925 года, около 10 часов вечера, Святейший "серьезным тоном" (по рассказу его келейника) произнес: "Теперь я усну... крепко и надолго. Ночь будет длинная, темная-темная". Через два часа, ближе к полуночи, Патриарх Тихон скончался.

Утром следующего дня тело почившего было привезено в Донской монастырь в сопровождении Высокопреосвященнейшего митрополита Петра (Полянского), который, по завещанию Патриарха Тихона, принял на себя обязанности Патриаршего Местоблюстителя. 30 марта (12 апреля) 1925 года Патриарх Тихон был торжественно погребен в Донском монастыре. Пять дней народ шел нескончаемым потоком проститься с Патриархом.

А для Православной Церкви наступила темная и длинная ночь...

Оставшиеся сподвижники Патриарха были вскоре арестованы, сосланы и впоследствии расстреляны. Такова, в частности, трагическая судьба митрополита Петра Крутицкого (в миру Петра Феодоровича Полянского), члена Поместного Собора (1917-1918), ближайшего помощника Патриарха Тихона (после ссылки архиепископа Иллариона на Соловки, фрагмент его яркой речи в защиту Патриаршества приводился выше). С Преосвященным Петром Патриарх советовался по всем вопросам церковного устройства. Последняя их встреча состоялась за два часа до кончины Святейшего Тихона, когда митрополит Петр уехал от него, имея подписанное им Воззвание к пастве. В день похорон Патриарха архиерейский Собор, ознакомившись с его завещанием, сделал донесение: "...

Высокопреосвященнейший Митрополит Петр не может уклониться от данного ему послушания и во исполнение воли почившего Патриарха должен вступить в обязанности Патриаршего Местоблюстителя". Вступив в обязанность, Петр Крутицкий написал вскоре завещание (на случай своего ареста) о передаче своих полномочий, среди прочих, митрополиту Сергию (Страгородскому), который много лет спустя, в военное лихолетье, стал (по указанию Сталина) Патриархом...

В начале декабря 1925 года митрополит Петр был арестован вместе с другими иерархами, проживавшими в Москве. Через полгода его перевели в одиночную камеру Суздальского политизолятора, приговорив к трем годам ссылки. Затем последовало заключение в тюрьмы Тобольска и Екатеринбурга (1926-1927), далее - приговор о ссылке за Полярный круг в поселок Хэ (1927-1930). И вновь - арест (там же, в заключении), после чего Тобольская и Екатеринбургская тюрьмы, в них одиночное заключение без права передач и свиданий. Весной 1931 года полномочный представитель по Уралу Е.А. Тучков делает ему предложение о сотрудничестве с властями в роли осведомителя в обмен на свободу. Но даже жуткие условия советского концлагеря, о которых стало известно из писем-прошений отца Петра (цинга, голод, побои, заточение в каменном мешке без прогулок), не сломили Святителя. В одном из таких писем он замечал: "Нечего и говорить, что подобного рода занятия несовместимы (то есть осведомительство. - А.К.) с моим званием и к тому же несходны моей натуре". В ответ ему бесконечно продлевались сроки заключения, а осенью 1936 года в печати появилось официальное сообщение о кончине в ссылке Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, хотя он жил еще год (по еще живому были совершены отпевание и панихиды...). Сохранился документ: "Постановление тройки УНКВД по Челябинской области от 2 октября 1937 г. о расстреле Полянского Петра Федоровича, он же митрополит Крутицкий, приведено в исполнение 10 октября 1937 г. в 16 часов. Начальник 3 отд. УГБ УНКВД по 4/о, лейтенант государственной безопасности Подобедов".

Погребен отец Петр в неизвестной могиле в Магнитогорске - в окружении столь же безымянных ныне могил первостроителей индустриального города...

Такова подлинная цена тяжести Патриаршего Креста на Руси.

Слава Богу, что преемство высшей церковной власти не оборвалось в те годы и даже во времена тоталитарной политической системы институт Патриаршества сохранился в России, хотя последующие избрания Патриарха Алексия I (1945) и Патриарха Пимена (1971) проходили открытым голосованием по единственной кандидатуре (о назначенном Патриархе Сергии говорилось выше).

В 1990 году Поместный Собор избрал трех кандидатов - голосование было тайным, в бюллетени внесли 75 из 92 имен. 317 делегатов Собора сделали свой выбор: 166 голосов за митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, 143 голоса за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (из 309 бюллетеней, признанных действительными). Председательствующий митрополит Филарет вопросил:

- Владыко Алексий! Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал тебя Патриархом Московским и всея Руси. Приемлешь ли ты это избрание?

- Избрание меня освященным Поместным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и Всея Руси со благоговением приемлю и нимало вопреки глаголю, - ответствовал избранный Патриарх в соответствии с древним обычаем. После чего отслужил благодарственный молебен.

7 июня 1990 года, в четверг, в 22 часа 40 минут, колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского Патриарха, которым по воле Божией стал митрополит Алексий. В своем первом слове он, в частности, сказал: "Я сознаю трудность и подвиг предстоящего мне служения.

Жизнь моя, которая была от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но прошу в эти первые минуты высокопреосвященных и преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении".

Интронизация избранного Патриарха состоялась в воскресенье 10 июня 1990 года, в неделю всех Святых, в Богоявленском кафедральном соборе. Его Святейшество принял жезл - знак Патриаршего достоинства, вступая в многовековую историю России.

Пастырская деятельность нынешнего Патриарха постоянно проходит на стыке всевозможных проблем современного церковного устройства: униаты и автокефалисты (католики восточного обряда) на Украине, взаимоотношения с Русской Зарубежной Церковью, преодоление изолированности в общении с братьями по вере, укрепление Русских духовных миссий на святых землях (Константинополь, Кипр, Эллада, Афон), духовное просвещение, возвращение святынь...

"Господь нам подает испытания, искушения, но он же подает нам силы, терпение и мудрость преодолеть их. Промышление Божие о нас мы видим в том, что многие величайшие святыни, через которые Господь являет нам знамения своей милости, вернулись в нашу жизнь", - повторяет Патриарх своей пастве.

И действительно, в его бытность были вновь явлены святые мощи Преподобного Серафима Саровского, Святителя Иоасафа Белгородского, Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского... С 1988 по 1992 год к лику святых был причислен 21 подвижник веры и благочестия - больше, чем за весь синодальный период (1721-1917), когда к лику святых для общецерковного почитания было причислено всего 10 человек...

На рубеже нового тысячелетия остаются на земле все те людские пороки, сотканные из духовных и религиозных разделений и противостояний, любовь сталкивается с ненавистью, терпение с нетерпимостью, согласие с враждою. Но, как и в давние времена, над всем этим парит душа православия, воплощенная в молитвенный дар. И вечна Истина, высказанная философом XX века В.В. Розановым: "Кто любит народ русский - не может не любить церкви.

Потому что народ и его церковь - одно. И только у русских это - одно".

И по-прежнему в храмах России народ поет "Верую". А голос Святейшего Патриарха взывает в алтаре: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся".

Алексей КАЗАКОВ.

  00:04 27.02  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU