Архив новостей → Гора и Магомет.
Гора и Магомет.
Магомет - это наше, прежде всего кавказское написание. В арабских странах говорят, естественно, точнее - Мухаммед. И это, пожалуй, самое популярное здесь имя.
Арабский среднестатистический Мухаммед - человек улицы. Здесь он проводит большую часть своей жизни. Здесь на аляповатых рыночках туристских центров он кричит русским красавицам: "Как дельа?!", здесь задевает итальянок: "Бонжо но, рогаца!", здесь не может отвести глаз от пышных, порозовевших от загара выпирающих частей тела немок. Мухаммед считает, что раз уж женщина одета так вызывающе, то он вправе и заговорить с ней игриво, и присвистнуть вслед. С нашей точки зрения, он, безусловно, неправ. Но он-то искренне считает, что так приличные женщины не одеваются.
Однажды среднестатистический Мухаммед разливал нам вино. Налил и детям, которым было восемь, десять и тринадцать лет. "Это же дети!" - возмутились мы, потому что, по-нашему, он был опять же неправ. Но он был искренне убежден, что раз эти неверные увлекаются алкоголем, то этот грех они допускают и для своих детей.
Нет, Мухаммед, конечно же, не человек не от мира сего. Еще в начале XIX века в Египте носили европейскую одежду, а болельщики каирских "Замалик" и "Ахли" ничем в минуты экстаза не отличаются от поклонников "Реала" и "Спартака"... Но быт, принципы, характер, философия, пища, правила поведения и правописания, история, география - и так, мелочь за мелочью делают нас не понимающими друг друга. Затем непринимающими. А далее - агрессивными и ненавидящими.
Арабский, а если шире, то и мусульманский мир не живет в жесткой зависимости от власти. Да, где-то далеко (близко к небу) живут Мубарак, Арафат, Каддафи, Каримов и Туркменбаши. Да, они принимают важные и современные решения: мирятся, договариваются, предоставляют авиабазы и объявляют вечный нейтралитет. Но характер и поступки Мухаммеда, Магомета, Мемета, Мамеда определяют улица, квартал, махаля, чайхана... Здесь он формирует свое отношение к происходящему: и к Усаме бен Ладену, и к талибам, и к израильтянам, и к русским туристкам.
И вот эта непонятная нам, иногда назойливая, иногда смущающаяся, крикливая, гордая, мудрая, невежественная, странная улица - и есть мусульманский мир.
Правители Запада и Севера могут договариваться с правителями Востока и Юга, но, пока они не поймут, как далека от них мусульманская улица, пока не решат, не придумают, как договориться со среднестатистическим Мухаммедом, мир всегда будет под угрозой столкновения, конфликта и войны двух не захотевших понять друг друга сил.
И если Мухаммед сегодня не готов идти к горе, значит, гора (Гор, Буш, Блэр, Ширак...) должны прийти к Мухаммеду и сами объяснить ему, почему они не враги. А иначе однажды Мухаммед, помолившись, сядет в самолет и врежется в гору.
Впрочем, это касается не только их гор в Вашингтоне или Нью-Йорке. Нам ведь со своим Магометом, и не только его правителями, тоже пора договариваться.
Рустам Арифджанов,
главный редактор газеты "Версия".
00:04 08.01
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |