Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейВася "Россию" прокормит.

Вася "Россию" прокормит.

Наше село сейчас деградирует катастрофически.

И неудивительно: колхозы и совхозы, лишь для видимости переменившие свои названия на ТОО и кооперативы, по сути остались теми же ужасающе неэффективными, "ничейными" предприятиями. Никак не встанут на ноги и фермеры, на которых возлагали столько надежд. Так в чем же њ в коллективных хозяйствах или фермерстве њ спасение российской деревни? Во благо или на погибель ей идея свободной продажи земли, будоражащая общество? Что еще всерьез заботит сегодня земледельцев?

По-старому жить нельзя,

но и по-новому њ тоже.

Помню, лет этак пятнадцать назад, приезжая в Чернаву, редко когда заставал Василия Николаевича в конторе. И лишь поколесив с полдня по его обширному њ в десять тысяч гектаров њ хозяйству, встречал его где-нибудь в поле њ у сеялок ли, комбайнов, или в одном из коровников: не любил председатель сидеть на месте, во все вникал сам, за всем старался углядеть. Худющий, с ввалившимися щеками, раньше он больше напоминал мне крестьянина из бедняков, нежели крупного сельского начальника.

Внешне Шарандин почти не изменился: разве что немного раздобрел и посвежел лицом. О возрасте напоминают лишь заметно прибавившаяся седина и сутуловатость. А так њ по-прежнему в хлопотах, по-прежнему, несмотря на свои 68, среди людей. Статус обязывает: не только пенсионер, но и руководитель аж целого крестьянского хозяйства!

њ Расскажите, как фермером стали, њ прошу я, разыскав его в обед дома. њ Не ожидал такого от вас. Ведь вы же, помнится, были противником частной собственности.

њ Я и сейчас против продажи земли кому попало. Но не против фермерства. Кому оно мешает? Особенно в моем положении! Ушел на пенсию њ думаю: чем заняться? Тут приходят ко мне соседи и предлагают: давай объединим паи, вместе будем хозяйствовать. Согласился: что на печи без толку сидеть? Взяли кредит в банке (тогда, в 92-м, с этим было просто и проценты небольшие), купили колесный МТЗ, сеялки, комбайн "Ниву", ну и начали потихоньку. С урожаем на первых порах повезло: собрали на круг по двадцать центнеров. Сразу же и расплатились с кредитом. Правда, потом стало похуже: ни разу столько не брали. Некоторые (пятнадцать человек начинали) разочаровались, ушли. Оставшиеся вместе со мной пока держатся. Но, подчеркиваю њ пока: фермерствовать трудно, почти невозможно...

њ По вас не скажешь, њ возразил я, имея в виду ухоженную хозяйственную базу фермерского хозяйства, где я перед этим побывал (ни одного брошенного без присмотра сельхозорудия, ни пятнышка от пролитой солярки).

њ По сравнению с другими еще держимся. Но затраты на горючее, на запчасти, не говоря уже о недоступных нам по цене удобрениях, слишком велики. У нас сейчас сто тонн зерна в складе. Часть оставили на посев, остальное продали. Миллионов на семьдесят... Это как раз стоимость одного гусеничного трактора, необходимого для расширения хозяйства. Но что же тогда на зарплату? Нельзя ведь почти ничего не платить, как в некоторых колхозах. Тогда люди совсем потеряют интерес к работе...

њ А что в "России", где вы были председателем? Нравится вам, как хозяйствуют ваши преемники?

њ Да я там совсем не бываю, њ дипломатично уклонился от ответа Шарандин. њ Говорят, коров режут на мясо њ деньги нужны...

њ А вы бы пошли, будь помоложе, снова председателем?

Василий Николаевич хмурится:

њ Что обо мне говорить: я свое отработал. Причем честно: людям не стыдно в глаза глядеть. Конечно, условия хозяйствования были другие. От нас требовали продукцию, а какой ценой она доставалась, тогда не очень-то задумывались. Наверное, так продолжать нельзя было. Но и по-нынешнему работать, когда колхозы и совхозы предоставлены самим себе, тоже нельзя. Во всех странах сельское хозяйство получает дотацию. Надо бы ввести систему дотаций и у нас. И, конечно, нужен контроль за производством и расходованием средств... Слышал, многие нынешние председатели такие дома, как у меня, њ Шарандин казал на свой весьма скромный по нынешним меркам особняк из красного кирпича на 80 њ 90 квадратных метров, њ для прислуги строят. А себе возводят хоромы в два-три этажа. Спрашивается, за чей счет? Куда власти смотрят? Почему безмолвствуют колхозники, получающие мизерную зарплату или не получающие ее вовсе?

Дайте мне любой колхоз, и через два года я поставлю

его на ноги!

Василий Михайлович Савенков, бывший скотник, а ныне фермер-арендатор считает, что даже в нынешних трудных условиях можно поставить на селе любое дело.

њ Я еще год назад продал одному колхозу оборудование хлебопекарни, њ говорит он. њ Подсчитали: на своей муке тысяч пятнадцать (новых) прибыли она даст ежемесячно. Причем не какого-то там "безнала", а живых наличных денег. Пожалуйста, выплачивай ими зарплату колхозникам! Не хватит? Так есть же њ еще с доперестроечных времен њ свой молокозавод с охладителем. Ну подрастащили его њ согласен. И все же за два-три месяца, если захотеть, пустить можно. А это еще тридцать њ сорок тысяч живых денег. И так, за что ни возьмись, везде упущенные возможности. Но вот њ упущенные ли?

Василий Михайлович задумался, продолжать ли, но, махнув рукой, по-видимому, решился!

њ Не думайте, что я хочу кого-то оклеветать. Нет. Я не следователь и ничего криминального конкретно не знаю. Но общая ситуация такова, что нынешние председатели вовсе не заинтересованы, чтобы колхозы поднялись. Что им колхозы? В лучшем случае в них несколько гектаров их личного земельного пая и что-то, такое же скромное, из имущества. Пусть даже колхоз разбогатеет, на председательском кармане это сильно не отразится. Зато если он возьмет за тонну зерна шестьсот тысяч по договору и еще сотню "сверху" для себя, то за год будет иметь тысяч двести њ триста необлагаемого налогами дохода. То же самое по молоку и мясу. Чем меньше учета и чем меньше официальная отпускная цена, тем больше дохода "голове", его заму и главному бухгалтеру. Пусть страдают колхоз, колхозники, государство, зато процветает номенклатура!

Я одному такому председателю сказал: "Прострочи карман суровой ниткой на два отделения: одно њ поменьше њ для себя, другое њ побольше њ для колхоза. И тебе хватит, и другим". Нет же: хапают только для себя, удержу не знают. Дайте мне колхоз, тем более такой, как "Россия", њ с хорошей производственной базой, кадрами, њ и я через два года расплачусь не только с долгами, но и получу прибыль! њ Но где гарантия, что вы окажетесь лучше нынешних председателей и ваше хозяйство не станет очередной "черной дырой"?

њ А сама структура не позволит. Ведь я о каком колхозе говорю? Не о прежнем њ с безразмерным государственным бюджетом њ и не о нынешнем њ никому не подотчетном и неспособном к переменам, а об ассоциации, где каждая бригада, другое производственное подразделение њ крестьянское (фермерское) хозяйство. Там председателю не дадут уворовать сами крестьяне-собственники. А он будет одним из них, главным собственником.

Что ж, Василий Михайлович знает, что говорит. Вот уже шестой год, как, заработав на арендном откорме бычков первоначальные средства, он возглавляет процветающее фермерское хозяйство. Одних основных средств в нем далеко за миллион: склад-ангар, свинарник, зерноток, несколько грузовых и легковых автомобилей, тракторов, комбайнов. Чуть ли не единственный в районе он вносит под зерновые, а тем более под сахарную свеклу минеральные удобрения, с лихвой получая от земли. Каждый из десяти членов его хозяйства заработал за 1996 год по 8њ9 миллионов (старых) рублей, что для села весьма и весьма неплохо. Лучше всех в районе у него показатели и в минувшем год.

Земля на паях с соседями.

Уже с посевной-96 Василий Михайлович, можно сказать, взял на буксир "Россию", добавив к своим 250 гектарам земли еще столько же из земельных паев бывших 30 колхозников. Каждый из них получает от него за сданную в аренду землю до двух тонн зерна в год! Столько никогда колхоз никому не выплачивал. Сейчас у него еще несколько заявлений о передаче ему в аренду земельных паев.

њ Собираюсь купить еще один трактор да кое-что из инвентаря, њ сообщает он.

њ А как же пресловутый диспаритет цен? Ведь утверждают, что колхозы сейчас ничего не могут купить...

Савенков понимающе кивает:

њ Кто спорит: цены, конечно, высоки. И тут, думается, не обойтись без лизинга, льготных кредитов, снижения налогов и введения государственных гарантий под банковские займы. Но главный путь њ снижение себестоимости производства, внедрение новых конкурентоспособных технологий. Понятно, Шарандину с его ста гектарами это не под силу. Да и какой он фермер? Скорее, любитель, сам за трактор ни разу не садился. Но для истинного фермера, убежден, пути открыты.

њ И даже без права продажи и залога земли?

њ Ну тут ты мою позицию знаешь... Я, конечно, за продажу. Но не за свободную: абы кому и по любой цене. Этак, пожалуй, многие, если не большинство, спустят ее по дешевке: кто њ за новый "Жигуль", кто њ за шубу жене, а кто њ и за пяток ящиков водки, самого ходового ныне товара на деревне. И что же тогда?

Иными словами, нельзя допустить, как выразился в 1995 году на Всероссийском сельском слете наш крупнейший писатель-"деревенщик", ныне покойный Борис Можаев, "срамной" продажи земли. Но тут уж все зависит от нас самих. Законы и правила, регулирующие продажу и залог земли, могут и должны впитать в себя все лучшее из мирового опыта.

Он, естественно, неоднозначен. Где-то, например в Канаде, Австралии, купленным участком распоряжаешься по своему усмотрению: хочешь њ засевай, не хочешь њ пусть зарастает бурьяном, тебе же дороже обойдется. Чаще всего нет препятствий для покупателей и по признаку гражданства: имелись бы деньги. В иных государствах (в основном, где пахотной земли немного) есть определенные ограничения. Так, даже на полученной в наследство земле в Швеции ты не имеешь права фермерствовать сам, пока не получишь диплома об окончании сельскохозяйственного колледжа. Это сразу же отсеивает неумех, случайных людей. Зато они имеют право продать землю или сдать в аренду тому, кто получил соответствующее образование. Ну и так далее...

Заимеем ли мы такие законы? Накормит ли наконец наш многострадальный селянин Россию? Хотелось бы верить. Хотя многое у нас сейчас поставлено с ног на голову, а сопротивление новому во всех слоях общества неимоверное.

Но появился лучик надежды. Впервые в России в прошлом году собрано 95 миллионов тонн зерна, гораздо больше, чем в прежние годы. Из них 11 миллионов тонн приходится на долю фермеров, которым отведено лишь десять процентов пахотного клина России.

Иными словами, даже в нынешних неблагоприятных для фермеров условиях (из многих миллионов, выделяемых ежегодно для сельского хозяйства, им достается хорошо если два-три процента) частное землепользование показывает относительно более высокую эффективность, чем кооперативное, полугосударственное. А окажи государство фермеру реальную поддержку дотациями, кредитами Земельного банка, он, дай срок, гору сдвинет!..

И трудно было в чем-то возражать бывшему скотнику, ныне фермеру Василию Савенкову. Впрочем, что возражать? О чем спорить? Работать надо.

Алексей КОЛЯДОВ.

Липецкая область.

  00:04 03.04  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU