Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейТайна трех карт.

Тайна трех карт.

"Пиковая дама" в Большом театре стала спектаклем блистательных актерских удач, о чем мы в последнее время, увы, стали уже забывать. Партии главных персонажей создавались Роланом Пети в расчете на конкретных танцовщиков, которые раскрылись здесь совершенно по-новому. При спорности сценографического (художник-постановщик Жан-Мишель Вильмотт), драматургического и хореографического решения отдельных сцен триумф исполнителей главных партий - Илзе Лиепа и Николая Цискаридзе - стал бесспорным.

Недавняя премьера в Большом театре ("Вечер хореографии Ролана Пети") - уже третье появление произведений знаменитого французского балетмейстера на прославленной московской сцене. Первое было в июне 1973 года, когда Майя Плисецкая с французским партнером Руди Брианом танцевала полный драматизма и величественной красоты дуэт из балета Р.Пети "Гибель розы" на музыку Густава Маллера (шедшего в программе "Вечер одноактных балетов"), который именно благодаря ей долгое время продержался в репертуаре театра. Затем, спустя 15 лет, в 1988 году Ролан Пети по приглашению Юрия Григоровича перенес в Большой свой старый спектакль "Сирано де Бержерак" композитора Мариуса Констана по одноименной пьесе Э.Ростана, созданный им для труппы "Балет Парижа". Но в отличие от "Гибели розы" его балет "Сирано де Бержерак" зрительским успехом не пользовался и из репертуара исчез довольно быстро. Теперь инициатива приглашения в Москву Ролана Пети принадлежала художественному руководителю балета Большого театра Борису Акимову. "Пиковую даму" по мотивам повести А.Пушкина на музыку одноименной оперы П.Чайковского Р.Пети уже ставил в 1978 году для руководимой им тогда труппы Национального Марсельского балета с Михаилом Барышниковым в главной партии. Но, как признается сейчас сам хореограф, этот спектакль тогда оказался неудачным.

Для Большого театра Ролан Пети создал совершенно оригинальную постановку пушкинской "Пиковой дамы", ставшую мировой премьерой. (Вспомним, что предыдущая мировая балетная премьера была в Большом в мае 2000 года и постановщиком тоже являлся француз - Пьер Лакотт, который сочинил самостоятельную хореографическую версию по старинному спектаклю Мариуса Петипа "Дочь Фараона".) В основе балета также осталась музыка Чайковского, но Р.Пети отказался от прежнего варианта использования композиции оперного сочинения и обратился к Шестой симфонии композитора, предложив собственную музыкальную редакцию (дирижер-постановщик Владимир Андропов). Поскольку из первоначально задуманного двухактного спектакля "Пиковая дама" превратилась в одноактный балет, она идет в Большом театре в один вечер с другим одноактным балетом - бессюжетной "Пассакалией" на музыку Антона Фон Веберна (солисты - Светлана Лунькина и Ян Годовский).

В "Пиковой даме" запомнились исполнители ролей второго плана. В небольшой партии Чекалинского обратил на себя внимание выразительный Георгий Гераскин. Прелестной, скромной барышней пушкинской поры предстала Лиза - Светлана Лунькина: женственная, лиричная, трогательная. Но ее роль едва обозначена постановщиком мимолетной зарисовкой и совершенно лишена хореографического развития. Ролана Пети интересовали здесь только Герман и Графиня.

Николай Цискаридзе создал, пожалуй, одну из лучших своих ролей, хотя в его репертуаре сегодня - главные партии почти во всех классических и современных спектаклях Большого театра. Являясь лучшим и самым известным танцовщиком труппы, он создал характер, полный драматизма, сотканный из противоречий, мучительных сомнений, разочарований, погони за иллюзиями. Полетные, невесомые прыжки Цискаридзе, легко очерчивающие круг сцены, как и редкая пластическая свобода владения самыми трудными хореографическими пассажами, как всегда, восхищают. Но здесь поражает другое - внутренняя сосредоточенность его героя на тайне трех карт, владеющая им, подобно року. Дуэт Германа - Цискаридзе и Графини - Лиепа становится напряженной кульминацией спектакля и, несомненно, лучшим его фрагментом.

Илзе Лиепа создала свою лучшую роль в Большом театре. Игра на драматической сцене и съемки в кино благотворно сказались на ее новой работе. Балерина смело меняет здесь внешний облик - молодая красивая женщина превращается в старуху с седыми, зализанными назад волосами (художник по костюмам Луиза Спинателли, художник по гриму Александр Шевчук). Она появляется перед Германом как вечное Искушение, гипнотизируя холодной величественностью жестов и магнетизмом взгляда то потухших, то сверкающих глаз.

Завораживающая пластика замедленных движений, вкрадчивый шаг, феноменально гибкое тело - перед нами инфернальное существо, колдунья, оборотень. Сколько балетных ассоциаций рождает этот образ - и Фея Карабос из "Спящей красавицы", и колдунья Мэдж из "Сильфиды"... И еще одна балетная ассоциация: пластика графини в какой-то момент начинает напоминать хореографический рисунок партии Квазимодо из "Собора Парижской богоматери" того же Ролана Пети, когда эффектно завершенные движения вдруг уродливо "ломаются", а рука, свисающая, подобно плети, раскачивается, как маятник. Но старость ее Графини элегантна и полна женского шарма - тут нет даже намека на натурализм:

безупречный вкус чувствуется во всем. Герман пытается разгадать загадку трех карт, но оказывается перед вечной и неразрешимой загадкой женской души - влекущей, тревожащей, таинственной. Илзе Лиепа обладает редким умением - мгновенно приковать к себе внимание зала и наэлектризовать пространство вокруг себя. В этом балете, как нигде ранее, ощутим масштаб дарования балерины.

"Пиковая дама" в Большом заставила нас вспомнить давние времена, когда балетные спектакли ходили смотреть из-за танцовщиков, чтобы увидеть таинство перевоплощения и ощутить магию театра.

Екатерина Белова.

  00:04 14.11  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU