Архив новостей → Не гоните доктора.
Не гоните доктора.
"ШКОЛЬНЫЕ" болезни - термин почти официальный. Появился он не сегодня и не вчера.
Правда, раньше не было речи об эпидемии этого недуга. Теперь именно эпидемия. И ее исчисляют обычно с 1992 года, когда вышел Закон Российской Федерации "Об образовании". Именно тогда школьные учреждения утратили свое прежнее единообразие: возникли лицеи, гимназии, комплексы школа - детский сад, частные школы и так далее. Иными стали школьные программы, появилось компьютерное обучение. Это плохо? Не скажите! В новых условиях школа обязана работать по-новому. Другое дело, что гигиенические нормативы должны отвечать потребностям сегодняшнего дня. Должны! Но они никак не могут вместиться в рамки учебных программ. За последние годы недельный учебный план с первого по одиннадцатый класс увеличился на 56 часов. Даже сами создатели этих программ признают, что их не в состоянии "переварить" даже дети с отменным здоровьем. Более 40 процентов программ ориентированы на продвинутый уровень образования. Между тем, по данным Министерства образования, доля одаренных детей не превышает 6 процентов. Даже обычные программы не под силу более чем трети школьников. По мнению ведущих отечественных специалистов, перегрузка школьников учебным материалом колеблется от трехкратного превышения возможностей детей по иностранному языку до 20-кратного по математике.
Когда полгода назад участник редакционного "делового завтрака" Главный государственный санитарный врач РФ академик РАМН Геннадий Онищенко, говоря о перегрузке школьников, убеждал читателей, что в школе должна быть шестидневка, нам звонили некоторые родители, дедушки и бабушки, никак не желавшие отказаться от своих двух дней отдыха во имя перехода на шестидневную учебную неделю. Большинство российских школ уже много лет работают по пятидневной учебной неделе. Это значит, что учебное время в течение года сокращено почти на сорок дней. А школьные планы по-прежнему рассчитываются на шесть дней. Папы и мамы, тем более дедушки и бабушки уже и не вспоминают о том, что в их школьные годы в младших классах было не более четырех уроков, а в старших максимум шесть. Теперь шесть - это норма для начальных классов, а в средних и старших - 8. Вот такая арифметика. Лидерство по нагрузке несут гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением некоторых предметов.
И если бы все ограничивалось этими уроками в стенах школы! Если бы! Мы смирились с тем, что после школы наши дети не бегут гонять мяч или даже просто дышать свежим воздухом: они часами корпят над домашними заданиями. И... в лучшем случае у наших детей 10-12-часовой рабочий день, а в средних и старших классах он бьет все рекорды - 15-16 часов. Кому такое под силу? Какой организм способен выдержать подобное? Результаты такого образования пагубны для здоровья. Хотите цифры? Количество близоруких детей к окончанию школы увеличивается в пять раз. Свою лепту вносит мебель, стоящая в классах, - она плохо увязывается с возрастом, половыми особенностями детей. А занятия физкультурой на таком уровне, что толку от них чуть. В постоянной заботе "об улучшении и интенсификации учебного процесса" организаторы и авторы этих самых улучшений и интенсификации, видимо, подзабыли, что школьные годы - это годы роста и развития, годы, когда организм особенно восприимчив не только к благоприятным, но и неблагоприятным воздействиям. А значит, все, что формирует внутришкольную среду, должно находиться в гармонии с детским организмом, соответствовать возрастным возможностям и особенностям. Должно. С этим постулатом никто не спорит. Но...
За период с 1996-97 учебного года по 1999-2000 постоянно растет количество ребятишек с пониженным слухом, дефектами зрения, речи, сколиозом. В 1999-2000 учебном году нарушение осанки в первый год обучения было у 23 учащихся из тысячи осмотренных. А при переходе к предметному обучению этот показатель увеличивался на 26 человек. Между тем все чаще даже начальные классы, дабы быть "на уровне", переходят на предметное обучение. Преподавание ведется разными педагогами, каждый урок в другом учебном кабинете. Все это явно в ущерб созданию комфортных, адекватных возрасту, учебным возможностям и состоянию здоровья детей условий обучения. Известно же, что внимание к личности маленького ученика возможно лишь тогда, когда в классе один педагог, а не коллектив учителей-предметников. Детям 7-10 лет сложно каждый урок адаптироваться к новому учителю, его требованиям. К тому же большая часть времени перемен уходит не на отдых, а на "путешествие" из одного кабинета в другой. "Почетное" место среди школьных болезней занимают различные неврозы. Появился даже такой диагноз: дидактогенный невроз. А все потому, что растет несоответствие между требованиями педагога и возможностями ученика, и вот уже нарастающее чувство тревоги, беспокойства, напряжения, неуверенности в себе.
Сейчас наших ребятишек реформируют в очередной раз согласно "Концепции структуры и содержания среднего образования (в 12-летней школе)". Решит оно проблему сохранения и укрепления здоровья детей и подростков? Вряд ли. Провозглашенное реформой начало обучения детей с шестилетнего возраста, неизбежная значительная перегрузка учебным материалом, увеличение времени на выполнение домашних заданий (за счет введения новых предметов, развивающих программ с первого класса, многообразия учебных пособий "расширенного" содержания) неизменно приведет к развитию сперва функциональных, а потом и патологических состояний у наших ребятишек. Тем более что вряд ли можно рассчитывать на то, что в ближайшие годы изменится в лучшую сторону материально-техническая база школ, что в классы придут наконец современные компьютеры, а не такие, которые сегодня "сбрасывают" сюда добрые дяди со своего барского плеча. Впечатление такое, что в классах не их дети, а некие инопланетяне, которым без разницы, какой экран светится перед ними.
Совершенно очевидно, и это доказали не только гигиенисты, но и врачи всех иных специальностей: пятидневка не для школы. Вина многих школьных болячек - питание детей. Оно должно быть во всех школах, причем всем доступное - независимо от материального достатка. Бутерброд из дома или яблоко на весь учебный день - дорога к ранним желудочно-кишечным болячкам. О питании учеников сказано предостаточно, однако в рационах явно завышенное содержание углеводов (крупы, макароны, мучные изделия, жиры животного происхождения). Сплошь и рядом натуральные продукты заменяются консервированными. Нет в детском меню свежей рыбы, яиц, растительного масла, овощей, фруктов, зелени. Степень дефицита витаминов часто достигает 80 процентов от возрастных норм. Недопустимо, что лишь 23 процента учащихся получают горячую пищу. В последнее время примерно на 30 процентов сократилось число детей, пользующихся школьными столовыми, а среди старшеклассников их и вовсе не более 10 процентов. Откуда тут взяться здоровью? Из школ нередко выходят дистрофики, нередко дети с избыточным весом и почти все с гастритами...
Было бы, однако, несправедливо все беды, касающиеся здоровья ребятишек, валить только на школу. Свою весомую лепту вносят детские сады. Диагнозом "сколиоз" владеет каждый сотый детсадовец из 1000 осмотренных. А сколько не осмотренных! По данным Научного центра здоровья детей РАМН, каждый третий ребенок шести лет не готов к систематическому обучению в школе. У половины малышей есть отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. 30 процентов ребятишек страдают нарушениями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, почти 70 процентов мучаются от гиподинамии. К этому еще можно добавить данные Института возрастной физиологии РАО: у почти 90 процентов детей есть отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35 процентов ребятишек, поступающих в школу, уже страдают хроническими заболеваниями.
... В стране объявлена всеобщая диспансеризация детей. Кампания такого масштаба, что трудно даже представить. Трудно представить, что действительно каждый ребенок будет осмотрен. Тем более что главное не в том, чтобы осмотреть, а чтобы действительно помочь, потому как эпидемию школьных недугов необходимо остановить. Иначе у страны нет будущего.
00:04 16.04
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |