Архив новостей → От образования для всех к образованию каждого.
От образования для всех к образованию каждого.
В начале ноября в Минске прошел II съезд учителей. На нем подводили итоги, намечали перспективы развития белорусского образования в XXI веке.
Почти треть белорусских школ дает выпускникам знание двух, а то и трех иностранных языков. 40 процентов школьников, а в старших классах каждый второй, учится по дифференцированным программам.
Перспективы во многом связывают с продолжением школьной реформы. Она четвертый год проводится в стране, и девиз ее можно сформулировать так: от образования для всех к образованию для каждого. В будущем году начнется массовый переход белорусской школы к обязательному базовому 10-летнему обучению со всеми вытекающими последствиями: 5-дневкой, новыми учебниками и программами.
Пока в таком режиме работают 19 экспериментальных школ республики. С делегатами съезда, представляющими такие школы, мы и обсуждали в съездовских кулуарах "плюсы" и "минусы" нынешней школьной реформы.
Ярослав КЛАЧКОВИЧ,
директор Ореховской СШ Кобринского района Брестской области:
- В нашей школе в эксперименте участвуют 27 детей. Им новые условия обучения очень по душе. Вопросов, почему теперь учиться придется 12 лет, у родителей особо не было. Сельским папам и мамам лучше, чтобы ребенок в школе учился дольше, потому как - под присмотром. Для сельской школы самое привлекательное в нынешней реформе - 5-дневная учебная неделя. Ведь когда начинаются сельхозработы, дети по субботам все равно в школу не ходят. Мы принципиально не проводим в этот день никаких факультативов - пусть ребята дома побудут.
Что касается учебной нагрузки учеников, то в 5-8-х экспериментальных классах она стала значительно ниже. Как дальше будет, пока трудно сказать: ведь с 9-го класса начнется профильное обучение и от 5-дневки, не исключено, придется отказаться - иначе мы просто не уложимся в отведенные часы.
Пока реформа в стадии эксперимента, каждый учитель обеспечен учебником, методическим пособием, рабочей тетрадью. Но я немного сомневаюсь, что в следующем году по новой программе начнут учиться все четвероклассники страны. Сможем ли мы обеспечить каждого ученика, каждого педагога необходимой литературой? Кстати, это то, о чем стоило бы заранее позаботиться и российским реформаторам.
Александр МАХОВ,
директор СШ N 29 г. Гомеля:
- В экспериментальном режиме мы начали работать в 1998 году с пятыми классами. Предварительно подготовили родителей, провели анкетирование, получили их согласие на эксперимент. Да, за счет 5-дневки дети из экспериментальных классов школу окончат в 18 лет. Но тут есть очень большой плюс: впервые ребята приходят после выходных в школу неуставшие. И родители очень довольны. Более того, в наши экспериментальные классы стремятся попасть дети из других школ.
Я знаю, что в России сейчас тоже делают попытки перехода к 12-летнему обучению. Что мог бы посоветовать как директор-практик? В реформированном учебном плане, по которому мы сейчас работаем, основной компонент в 5-7-х классах составляет 27-28 часов. Я бы еще уменьшил его - до 25 часов в неделю, чтобы у ребят было не больше 5 уроков каждый день. А уж начиная с 9-го класса, когда вводится дифференциация, больше внимания уделил школьному компоненту. И пусть уже школа, родители решают, какие предметы изучать на старшей ступени более детально.
Лариса СЕВРЮКОВА,
заместитель директора
по учебной работе, учитель математики СШ N 24 г. Гродно:
- Нужно ли было реформировать школу? Конечно! В нынешнем году ее оканчивают ребята, пришедшие в первый класс в советские времена. Современные дети другие. А значит, и школа должна стать другой. Скажем, в реформированной школе недельная нагрузка ребенка 29 часов - на 6 часов меньше, чем прежде, то есть больше 6 уроков в обычных непрофильных классах у нас не бывает. Суббота - свободна. Конечно, это лишний год обучения, но ведь здоровье детей важнее.
В экспериментальном режиме мы работали три года. Очень хорошие первые впечатления от подготовленного могилевскими учеными учебно-методического комплекса по математике: тут и учебник, и сборник задач по математике, учебно-методическое пособие для учителя и дидактический материал для ученика. Это по-настоящему национальный учебник математики: читаешь задачу - узнаешь много нового об истории, географии родного края. И у ребят гордость за свою страну появляется. Но тут важно не перегнуть палку, а то за увлекательным географическим текстом и про математику можно забыть... Новый учебник по математике оказался сложным для обычной общеобразовательной школы. Он должен быть проще, потому что в среднем звене нужно не столько учить, сколько развивать у ребенка интерес к предмету.
Галина ТОРОПЕЦКАЯ.
Минск.
00:04 15.11
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |