Архив новостей → Минфин за себя не отвечает.
Минфин за себя не отвечает.
Чиновники из казначейства суда не боятся. Значит, не уважают.
Только самые отчаянные и упорные граждане решаются судиться с государством. Тем более что, даже проиграв процесс, оно ведет себя как ни в чем не бывало: игнорирует и судебное решение, и саму Конституцию - статью 53, устанавливающую право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов власти.
Подробнее об уральском сельском предпринимателе Василии Мельниченко "ОГ" писала в 26 от 28 июня. О том, как в 1998 году по приказу Андреева, главы администрации Камышловского района Свердловской области, казаки разграбили богатейшее по сельским меркам хозяйство Мельниченко. Но за последние недели ситуация изменилась. Делом занялась областная прокуратура. Андреев, который вдохновлял погромы, "сушит сухари", прикрывшись больничным. Районный прокурор Сажаев, осуществлявший "оперативное прикрытие" безобразия, примерно в том же положении. Следователи облпрокуратуры выявляют незаконных владельцев бывшего мельниченковского имущества и степень вины всех соучастников. В общем, можно ожидать, что справедливость вот-вот восторжествует. Если бы не одно "но".
На определенном этапе войны Василия Александровича с государственными мужами его посадили в тюрьму. По статье 315 УК. В чем конкретно его обвинили, значения не имеет. Во-первых, судили его по принципу "был бы человек, а статья найдется", во-вторых, приговор районного суда был вскоре отменен областным, а дело закрыто за отсутствием состава преступления, и, в-третьих, нехороший судья устыдился своего поступка и отправился в отставку.
Привыкший все доводить до конца, Мельниченко решил добиться от государства возмещения вреда, причиненного ему действиями правоохранительных органов. Поскольку эти органы материальной ответственности перед гражданами не несут, Мельниченко, как и полагается, подал гражданский иск на Минфин - неизбежного ответчика за все финансовые претензии к государству. Дело рассматривал Басманный районный суд Москвы. И, в соответствии с Гражданским кодексом, обязал Министерство финансов выплатить гражданину Мельниченко 13431 рубль 25 копеек, что покрывало его материальные и моральные издержки, вызванные незаконными действиями милиции и прокуратуры. Суд состоялся ровно год назад, 19 сентября 2000 года.
Торжествующий Мельниченко отправил в Главное управление федерального казначейства Минфина свое заявление, копию судебного решения и исполнительный лист. Последний документ, кстати, гласит, что "суд обязывает всех должностных лиц и граждан, к которым это относится, точно и своевременно исполнить решение суда".
А дальше можно написать так: "ГФК Минфина не торопится исполнять судебное решение". Или так: "волокитчики из ГФК Минфина положили дело под сукно". Но лучше сказать, как есть: сотрудники ГФК Минфина и в мыслях не имеют выплачивать деньги Мельниченко, чего и не скрывают.
Причина у них, на первый взгляд, уважительная. Дело в том, что в государственном бюджете отсутствует строка расходов на денежные выплаты гражданам по судебным решениям. Механизм, как говорится, не прописан. В отличие от выплат юридическим лицам, которые судятся с государством в арбитражном процессе. Но физические лица, как известно, должны обращаться в гражданские суды. А как поступать с их решениями, Бюджетный Кодекс и ежегодные Законы о бюджете обходят молчанием.
Главное федеральное казначейство, получив исполнительный лист из гражданского суда, может принять его к исполнению. А может и не принимать. Оно и не принимает! Да как может быть иначе, если некоторые граждане выставляют и выигрывают иски на миллионы. Как, например, некогда богатый фермер из Тульской области Виктор Годунов. Ущерб, причиненный ему государством, по решению суда составил 11 миллионов 748 тысяч рублей. Хорошо, что таких настойчивых и юридически подкованных граждан у нас пока мало. (Сколько всего было подано подобных исков - неизвестно, нет статистики.) Их и будет мало до тех пор, пока Минфин игнорирует судебные решения. Стоит только начать "принимать к исполнению" (наверняка так рассуждают "федеральные казначеи"), как ущемленные милицией граждане немедленно завалят суды своими исками, а независимые суды - Минфин своими разорительными решениями.
Самое печальное, что этот саботаж будет продолжаться еще долго. Мы спросили Виталия Шубу, заместителя председателя бюджетного комитета Госдумы, справедливо ли чиновники из Минфина пеняют на отсутствие соответствующей расходной статьи в бюджете. И вот что услышали в ответ: "Строки в бюджете действительно нет. Но зато есть резервные фонды президента и правительства. Почему бы не брать деньги оттуда? Отсутствие строки в бюджете вовсе не дает права не исполнять судебные решения". Потом мы спросили, планирует ли главный законодательный орган решать данный вопрос. "Мы - нет. Это проблема исполнительной власти, пусть она и инициирует изменения в бюджете".
Она, исполнительная власть, ясное дело, ничего подобного инициировать не станет. Иначе бюджет развалится. Она, в лице ГФК, ведет себя проще. Как - посмотрим на примере Мельниченко.
Напомним, он живет в деревне за Уралом, поездки в Москву для него накладное, многодневное мероприятие. Первый визит Мельниченко на Ильинку, 9 (где находится ответчик), закончился неудачей: его не удостоили аудиенции и долго перебрасывали с одного телефона на другой. При этом отказа он не услышал, более того, домой вернулся с легчайшей, но все-таки надеждой. Во второй раз ему сообщили, что его делом должен заниматься юридический отдел, а никак не казначейство. Стало быть, все предыдущие разговоры велись не с теми, с кем нужно?
А когда в марте этого года он явился в Москву в третий раз и пробрался-таки в офис ГФК, ему на словах поведали уже известную песню про "строку в бюджете, которой нет". А еще, впервые за полгода после вступления в силу решения Басманного суда, вручили официальную минфиновскую бумагу, подписанную заместителем начальника ГФК С.Н. Новиковым.
Лучше бы Сергей Николаевич этого не делал. Высокопоставленный чиновник поставил свою подпись под заведомо ложным документом. Текст, напечатанный на бланке Минфина, гласит, что в Московский городской суд направлено заявление с просьбой о принесении протеста в порядке надзора на решение Басманного суда. И далее: "О результатах будет сообщено дополнительно".
Прошло еще полгода. О "результатах" Минфин молчит. И неудивительно: мы навели справки в Мосгорсуде и узнали, что никаких заявлений на эту тему в суд не поступало, и уж тем более протестных дел не заводилось. Мотивировать такое заявление Минфину было бы решительно нечем. Стало быть, Сергей Николаевич попытался обмануть гражданина Мельниченко. И напрасно. Мельниченко готовится к новому суду против Минфина. В ближайшее время в Басманный суд поступит его иск о злостном неисполнении Минфином судебного решения. Ставим один МРОТ против суммы бюджетных расходов на содержание госаппарата, что Мельниченко опять выиграет.
PS. Ходят слухи (именно так: конкретные факты и цифры нам не смогли предоставить ни сотрудники Минфина, ни знакомые адвокаты по гражданским делам), что некоторым все-таки удавалось получить законные деньги из казны. Если среди вас, читатели, есть такие счастливцы, отзовитесь и поделитесь опытом. А мы с вашей помощью расскажем вашим собратьям по несчастью о том, как заставить исполнительную власть подчиняться судебной.
ЮЛИЯ ИГНАТЬЕВА.
00:04 20.09
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |