Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейНЕ БЫВАТЬ ВАМ В ЕВРОСОЮЗЕ!

НЕ БЫВАТЬ ВАМ В ЕВРОСОЮЗЕ!

Старая история о том, как ЕС "подвесил" Турцию.

Начало отношений Турции и ЕС восходит к 13 июля 1959 года, когда страной была подана заявка на вступление в Европейское экономическое сообщество. 12 сентября 1963 года, после четырехлетнего периода переговоров было подписано Анкарское соглашение об учреждении "ассоциации" между Турцией и ЕЭС.

Экономической целью соглашения являлось содействие укреплению торгово-экономических отношений, модернизации турецкой промышленности, получение финансовой помощи, повышение уровня занятости населения и улучшение условий жизни народа. Европейское сообщество было заинтересовано в Турции как источнике хромовой и медной руды, марганца, табака, хлопка и другой сельскохозяйственной продукции. Кроме того, западноевропейские страны активно привлекали турецкую рабочую силу.

В мае 1967 года Турция подала заявку о переводе своих отношений с ЕЭС на следующий этап. Согласно достигнутым договоренностям переходный этап рассматривался как период подготовки к свободному перемещению промышленных товаров, людей, услуг, капитала между ЕЭС и Турцией, сближения финансовой и коммерческой политики. На заключительном этапе предусматривалось создание таможенного союза.

Однако в конце 70-х годов в экономике начался спад, а в 1980 году вмешательство военных в политическую жизнь Турции негативно отразилось на отношении к ней ЕЭС. В 1981 году Евросоюз приостановил с ней контакты, приняв решение о том, что заявка о полноправном членстве Турции может быть подана ею только после восстановления демократии в стране, что стало возможно лишь после 1983 года, когда военный режим сменился гражданской администрацией, и в республике прошли свободные выборы.

Впоследствии успехи, достигнутые в процессе проведения рыночных реформ, и нормализация внутриполитической обстановки позволили руководству Турции активизировать усилия по включению страны в ЕЭС.

18 декабря 1989 года Комиссия Европейских сообществ (КЕС) опубликовала два документа: "Мнение Комиссии по заявке Турции на вступление в Сообщество" и доклад "Турецкая экономика: структура и развитие", который представлял собой развернутый анализ состояния турецкой экономики, в том числе ее сравнение с Грецией, Испанией и Португалией как наименее развитыми членами ЕЭС. "Мнение Комиссии" завершалось выводом о нецелесообразности ведения переговоров о членстве Турции в ЕЭС на данном этапе. Кроме того, Комиссия заявила о том, что "вопрос о расширении Сообщества должен быть рассмотрен только после объективной оценки реального осуществления мер по углублению интеграции внутри ЕЭС, которые планировались на конец 1992 года".

5 февраля 1990 года Совет без изменений принял доклад КЕС. Не подвергнув сомнению статус Турции как ассоциированного члена, он, тем не менее, не назначил дату начала переговоров о полноправном вступлении Турции в ЕЭС. Кроме того, заявка Турции не была рассмотрена в Европарламенте, как того требует процедура. И все же 6 июня 1990 года КЕС разработала и представила Совету программу, получившую название "Пакет Мэтьютса". В ней предусматривались конкретные меры по созданию в 1995 году таможенного союза, а также сотрудничество с Турцией в области политики, промышленности и сельского хозяйства. Однако противодействие Греции, причиной которого послужили ее территориальные споры с Турцией в Эгейском море и присутствие турецких войск на Кипре, нивелировало вышеупомянутую инициативу Еврокомиссии.

В процессе подготовки к созданию таможенного союза с ЕС Турция в торговле со странами, входящими в этот блок, снизила пошлины на импортные товары с 19,7% в 1993 г. до 12,8% в 1994 г., что для нее было нелегко, поскольку торговый дефицит с ЕС рос и составлял в 1993 г. 5 миллиардов долларов. ЕС рассматривал меры государственного содействия экспорту как проявление несправедливой конкуренции. Турецкое правительство вынуждено было считаться с подобными требованиями Евросоюза. В начале октября 1993 года во все государственные организации Турции был разослан утвержденный президентом С.Демирелем циркуляр премьер-министра, в котором указывалось, что необходимо поэтапно отменить все поощрительные меры и субсидии, не соответствующие законодательству ЕС. На деле это означало ликвидацию прямых денежных субсидий (в том числе на транспортные цели или экспортные отрасли) и ряда налоговых льгот.

6 марта 1995 года в Брюсселе было подписано соглашение о создании таможенного союза Турции и Европейского Союза (ЕС). В соответствии с ним были отменены пошлины во взаимной торговле промышленными товарами; Турция прекратила практику взимания с импорта из стран ЕС сборов в Фонд массового жилищного строительства (ТКФ), были полностью ликвидированы количественные ограничения на экспорт, в частности квоты на турецкую текстильную продукцию, а также контингенты, ограничивавшие импорт турецких продуктов нефтепереработки. Турция начала применять в отношении импорта из третьих стран Единый внешний тариф (ЕВТ) ЕС. Таким образом, произошло снижение защитных мер во взаимной торговле Турции и Евросоюза.

Важным дополнением к соглашению о таможенном союзе стало соглашение между Турцией и Европейским сообществом угля и стали (ЕОУС) о свободной торговле, которое вступило в силу 1 августа 1996 г. В рамках этого соглашения страны ЕС отменили пошлины на турецкие товары, входящие в компетенцию ЕОУС (изделия черной металлургии, являющиеся продуктами первой стадии переработки). Турции было предоставлено право осуществить подобное снижение на 142 наименования соответствующих товаров постепенно, в течение трех лет.

В 1999 году на ЕС приходилось 47% экспорта Турции, а импорт из стран Евросоюза достиг 51% от общего объема. В странах ЕС работало почти 2 млн. турецких иммигрантов, а на инвалютных счетах турецких рабочих находилось 13 млрд. долларов. Объем взаимной торговли товарами превышал 28 млрд. долларов в год.

Серьезным препятствием для принятия Турции в ЕС является сохраняющийся разрыв в уровнях социально-экономического развития. Турция опережает наименее развитые страны ЕС: Испанию, Португалию и Грецию лишь по темпу роста ВВП, экспорта и размерам дефицита государственного бюджета. Пока, тем не менее, с точки зрения показателей эффективности экономики, Турция не вписывается в рамки, приемлемые для страны-члена Евросоюза.

Несмотря на очевидные прорывы в экономическом сотрудничестве сторон, на интенсивных переговорах с представителями Евросоюза в начале 1995 года Турции не удалось добиться включения в итоговые документы положения о повышении уровня политического диалога с ЕС, ориентированного на перспективу полноправного вступления страны в эту организацию. Отдельно в докладе Еврокомиссии от 13 декабря 1995 года были сформулированы основные области, заслуживающие внимания для вступления Турции в ЕС: конституция 1982 года, соблюдение прав человека и поиск политического решения курдской проблемы.

Однако Турция не входила в планы непосредственного расширения ЕС согласно решениям Европейского совета в декабре 1997 года. На Люксембургской встрече ЕС не включил Турцию в число стран-кандидатов. Это решение было мотивировано политическими причинами, такими как нарушения прав человека, нахождение войск Турции на Кипре и ее напряженные отношения с Грецией. Возражения по поводу вступления Турции в ЕС были резюмированы в заявлении Люксембургского премьер-министра о том, что Турция, в которой практикуются пытки, не может сидеть за столом Европейского Союза. После этой встречи турецкий премьер-министр Месут Йилмаз обвинил ЕС в возведении новой, "культурной" Берлинской стены, что подтверждалось религиозной дискриминацией Турции.

На саммите глав государств и правительств ЕС, прошедшем в Хельсинки 10 - 11 декабря 1999 года, было принято единогласное решение о предоставлении Турции статуса страны-кандидата. ЕС провозгласил, что "Турция является страной - кандидатом на вступление в Союз с учетом критериев, предъявленных остальным кандидатам". Но сначала Турция должна была добиться улучшений в политической ситуации и в области прав человека, что соответствовало копенгагенским критериям, и решить территориальную проблему с Грецией. Турция обязалась соблюдать правила и уставные требования Европейского Союза. Однако за ней было закреплено лишь право "однажды присоединиться".

До сих пор оспариваемое решение о предоставлении Турции статуса страны-кандидата в ЕС было принято без предварительной общественной дискуссии и под массивным американским нажимом. США хотели приема в ЕС Турции, страны-партнера по НАТО, прежде всего по военно-стратегическим причинам. Евросоюз, который после вступления в него Турции имел бы границы с Сирией, Ираком и Ираном, а, кроме того, с Арменией и Грузией, отвечал бы, с точки зрения Вашингтона, западным интересам и, не в последнюю очередь - интересам самих Соединенных Штатов: он усилил бы опосредованное влияние США на богатый нефтью Ближний и Средний Восток. Тем самым, с учетом ключевого геостратегического положения Турции, ее особой роли в мусульманском и тюркском мире, а также прочных связей с западными странами, вопрос о ее месте в современном мире сохраняет свою актуальность, что и засвидетельствовало декабрьское 1999 г. решение в Хельсинки о включении Турции в официальный список претендентов на вступление в ЕС.

В 2000 году начались переговоры о вступлении в ЕС со всеми странами-кандидатами, кроме Турции. Данный факт объяснялся тем, что турецкое правительство не приступило в выполнению необходимых условий, таких как соблюдение прав человека, отмена смертной казни, урегулирование турецко-греческих разногласий, кипрского вопроса.

На саммите в Ницце в 2000 году было принято решение, согласно которому переговоры о вступлении Турции не начнутся до тех пор, пока страна не достигнет соответствия предварительным политическим требованиям, а именно: не улучшит коренным образом положение с правами человека, не ограничит роль армии во внутренней политике, не прекратит дискриминацию национальных меньшинств.

11 апреля 2000 г. в соответствии с решением, принятым на Совете по ассоциации Турции с Европейским Союзом, проведенном в Люксембурге, были созданы 8 подкомитетов, целью которых является аналитическое изучение соответствия данной страны требованиям ЕС. Подкомитеты обязаны представлять отчет Комитету по ассоциации, при этом они лишены полномочий принятия решений.

Турецкое правительство разработало законопроект о создании Генерального секретариата по делам ЕС, который был утвержден парламентом страны в июне 2000 года. Был предпринят конкретный шаг в сфере отношений с ЕС: в ноябре того же года на очередном саммите этой организации в Брюсселе был обнародован и передан турецкой делегации подготовленный Комитетом по расширению ЕС "Документ о партнерстве с Турцией". Он конкретизирует условия в политических и экономических областях, которые должны быть выполнены турецкой стороной в "посткандидатский" период, который подразделяется на краткосрочную и долгосрочную перспективы. Кроме того, документ обязывает Турцию "активно поддерживать усилия генсека ООН", направленные на решение кипрского вопроса.

19 марта 2001 года турецкое правительство обнародовало свою Национальную программу для принятия критериев ЕС, которая была представлена на рассмотрение Еврокомиссии 26 марта. Этот документ был выработан при тщательном соблюдении кратко- и среднесрочных приоритетов, изложенных в "Документе о партнерстве в вопросах вступления Турции в ЕС". Комиссия Европейских сообществ приветствовала ее как "важную веху на пути адаптации к законодательству ЕС и принятию Acquis communautaire (институциональная и юридическая нормативная база европейской интеграции), отправную точку процесса коренной трансформации в современное демократическое государство.

Более того, на саммите глав государств и правительств ЕС, проведенном в декабре 2001 года в Брюсселе, Турции была предоставлена возможность равноправного участия в Конвенции по будущему Европы вместе с остальными странами - кандидатами в Евросоюз.

Тем не менее на последнем саммите Евросоюза, который прошел в Копенгагене в декабре 2002 года, лидеры европейских стран заявили, что переговоры о возможном присоединении Турции к ЕС могут начаться лишь в июле 2005 года, когда будут ратифицированы документы о структурном обновлении Европейского Союза. Турецкий премьер-министр назвал это решение дискриминационным и неприемлемым. В ответ Еврокомиссия предложила увеличение в два раза финансовой помощи для приближения Турции к стандартам ЕС, что предусматривает выделение до 2006 года 296 млн. евро.

Сегодняшнее "подвешенное" состояние Турции выгодно ЕС для сохранения страны в орбите демократических ценностей, вне экстремистского влияния, что обезопасит южные границы Европы. Возможно, этим объясняется стремление европейцев избежать отказа Турции вступить в ЕС.

Юлия КУДРЯШОВА.

  00:04 14.01  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU