Архив новостей → Секрет вечной молодости актера Бориса Петрова.
Секрет вечной молодости актера Бориса Петрова.
Когда я спросил заслуженного артиста России Бориса Петрова, кто может рассказать о его актерском таланте, он предложил выйти на улицу. Спросить прохожих. Пусть, мол, сами скажут, знают такого артиста или нет. В этом есть определенная логика: лицо Петрова - одно из самых знаменитых и узнаваемых в "коллекционной" труппе Челябинской академической драмы. Есть в нем что-то, обращающее на себя внимание. Мужественная и мощная энергетика.
Кстати, узнают его на улице частенько, Челябинск - его город. Да и нынешнюю драму без ролей его в лучших спектаклях репертуара последних 25 лет представить просто невозможно.
Так было не всегда. Долгое время мотался Петров по небольшим театрам, нигде не задерживаясь более года. И это была сознательная тактика. Архангельск, Иркутск, потом Магнитогорск, Комсомольск, Серов, Днепропетровск, снова Комсомольск, Казань. Потом Калининград, потом снова Казань. Да, еще пять дней в Актюбинске и четыре часа в Душанбе. Челябинска Петров избегал, даже работая по соседству: тогда театр наш был не шибко интересным. А ему с самого начала было важно одно искусство. Потому перемещения оказывались столь стремительными, что даже документы не поспевали, теряясь по дороге.
Так Петров остался без диплома Омской театральной студии, где учился у Изабеллы Баратовой.
"В новом театре я начинал с нуля, с белого листа. Это и дало мне хорошую закалку, ибо постоянно нужно держаться в форме. Везде я сразу начинал с главных ролей, во всех театрах был ведущим. И всегда меня с трудом отпускали". Но хватало одного сезона, чтобы понять ситуацию и внутри театра, и внутри себя. Часто не устраивала атмосфера внутри коллектива:
"Как-то на собрании сказал, что не понимаю, как со сцены говорят красивые, высоконравственные слова, а в жизни поступают прямо противоположным образом. Это не понравилось, я хлопнул дверью и ушел".
Чуть было не попал в "Современник", дважды показывался Завадскому, вел переговоры с театром Ленсовета. Не сложилось. Конечно, таких артистов и в столицах - раз-два и обчелся. Однажды на репетицию "Дяди Вани" заглянула гастролирующая Евгения Симонова и ахнула. Михаил Ульянов после "Льва зимой" зашел в гримерку "как из-за угла мешком ударенный", полчаса говорили о "рисунке роли"... Отзывы заезжих знаменитостей приятно щекочут нервы: из-за этого стоит работать и жить. Тем более, что иных стимулов творить у наших актеров, кажется, не осталось.
Судьба неумолимо вела Петрова на Южный Урал. Сюда он попал из Казани вслед за Орловым. Наум Юрьевич тогда "звенел по всей стране". Вот молодой артист и написал ему письмо, мол, хочу с вами работать. Режиссер увидел Петрова в роли Треплева (как и Дорна, играл он его дважды) и тут же принял в труппу.
В 2000 году будет 30 лет их совместному творчеству. Первая же их работа - Филипп в "Тиле" - оказалась на редкость удачной.
Вообще, все роли, которые Наум Юрьевич предлагал артисту Петрову, оказывались точным попаданием. "Видимо, он знает мою внутреннюю природу лучше, чем я сам. Некоторые спектакли он просто заставлял играть меня против видимой логики". Имеются в виду прежде всего две последние работы, Астров в "Дяде Ване" и Антонио в "Чуме на оба ваши дома", которые вывели актера на какой-то новый уровень профессиональной глубины. А еще была этапная работа в "Фальшивой монете". Чтоб сыграть в ней Лузгина, попросил знакомого психиатра запереть его на два дня в психушке, смотрел, как больные ходят, разговаривают, смотрят.
В этом отношении Петров завидует американским артистам - Де Ниро, прежде чем таксиста играть, четыре месяца шофером работал. Надо было для роли научиться играть на саксофоне, пожалуйста. У нас ничего этого нет. Девятый год Борис Николаевич занимается в "Атлете", следит за фигурой, платит за это из своего кармана, хотя нужно это не только ему. Вроде как немного обидно.
Он считает, что в жизни актеры играть не должны - это сразу же отражается на качестве игры в театре. Никогда не мечтал о Гамлете, "не мое это дело". Куда ближе Ричард III, персонаж с внешними и внутренними изломами, перебросами полярных чувств. Работает Петров на износ, самозабвенно. Помнит всех своих героев по именам. Любой его выход на сцену - событие. Но особенно тепло вспоминаются работы с режиссером Игорем Перепелкиным.
"Берег" Бондарева, где пришлось играть одного и того же персонажа юным и пожилым. Гротескный Боркин в "Иванове". А начиналось все со спектакля "Похожий на льва" Р. Ибрагимбекова. Тогда сразу стало ясно: в театр пришел новый герой, мощный, темпераментный. "Но все ж главные мои достижения связаны с Наумом Юрьевичем Орловым. Вот Антонио в "Чуме..." - для меня просто прорыв на иную плоскость. Это какая-то новая ступень, когда я начинаю говорить другим языком. С полным пониманием нового своего мироощущения".
Решающим средством для рождения образа у артиста Бориса Петрова всегда была интуиция. Кто-то разделил актеров на "умных" (рациональных) и "дураков" (работающих интуицией). Борис Николаевич не стесняется отнести себя ко вторым: "Лет до 50 я работал только интуитивно. Подсознание всегда верно выводило на рисунок роли: я пока не почувствую сердцем - не пойму умом. Но теперь я и мозги включаю, добиваясь взаимодействия и психики, и физики. Так тогда и возникает в спектакле особенная атмосфера. А если просто говорить текст, ничего ж не выйдет".
Знаете, что, по Петрову, в хорошем актере самое важное? Живые глаза и живая же речь. Артист обладает абсолютным слухом и поэтому всегда, на сцене и в жизни, слышит фальшь. Раньше Борис Николаевич любил шумные компании, веселую жизнь. Нынче отгородился, кажется, от всего и сосредоточен только на работе. Общаясь с узким кругом сценических партнеров, особенно ценит творческий и человеческий контакт с Мариной Меримсон и Татьяной Скорокосовой. Знатоки специально ходят на их ансамбли в "Чуме", "Французском квартале" и особенно "Льве зимой".
Про таких говорят: у него нет ничего, кроме театра. Чистая правда. Выжить можно, лишь целиком отдав себя профессии. Искусству. Петров уверен: театр приносит не только внутреннее успокоение, но и здоровье. Буквально! Пока играешь, за три часа, кровь пару раз проходит полный оборот. Отыграл хорошо и после не идешь, но летишь, не ощущая тяжести. Отыграл что-то неродное, и кажется - на каждой ноге по гире. Огромный минус для здоровья. А если все хорошо, организм омолаживается. Петров закуривает и щурится: "Мне везло: многие роли я играл с большим удовольствием. Может быть, поэтому, подлец, и хорошо сохранился".
Кто б мог подумать, что, "пускаясь на дебют", молодой артист из Омска интуитивно нашел свой, индивидуальный метод спасения. Вряд ли способ этот может подойти многим. Но Борис Петров его осуществил в полной мере. Вот высшее умение и мудрость!
Дмитрий БАВИЛЬСКИЙ.
00:04 14.05
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |