Архив новостей → На конкурс.
На конкурс.
Без отрыва от жизни.
Бывает учеба без отрыва от производства. Бывает - без отрыва от жизни...
Урок.
"Социальный работник - это помойная яма, куда сливаются все помои нашего общества..." С этой цитаты начинается первый урок теории и методики социальной работы в Рязанском медицинском колледже.
"Почему так сурово? - спросила я преподавателя Веру Васильевну Жилину. - Учеников не распугаете?" "Сначала эта цитата действительно вызывает шок, - отвечает Вера Васильевна. - Но только сначала. Мы ведь тоже учимся на своих ошибках. Восемь лет назад у нас был первый набор на отделение социальных работников.
Своим первым ученикам мы всячески старались показать нужность их профессии, успокаивали их тем, что за три года их предстоящей учебы в жизни многое изменится, они станут востребованы и ими будут дорожить... И, таким образом, мы осуществили одну очень большую подмену.
Вместо того, чтобы дать им возможность понять, насколько важна их профессия, мы дали им понять, насколько важны они в этой профессии. А это вещи принципиально разные. В итоге, когда они встретились с тем, с чем они должны были встретиться, - с работой и жизнью как они есть, начались истерики - мы не для этого диплом получали...
С тех пор мы стараемся сразу "снимать" с учащихся "розовые очки". Мы начинаем говорить честно. И они понимают, что даже если социальная работа - это помойная яма, кому-то надо работать и ассенизатором.
Тем более, что среди "помоев" встречаются и "золотые крупинки". И что самое интересное, чем больше мы их пугаем - сначала словами, потом практикой, - тем меньше они пугаются. Они не просто разносят старикам продукты, они им помогают - где посуду перемоют, где пол.
Работая на практике, они видят очень много. А потом говорят: "Да что вы нас так пугаете? Все равно мы от вас никуда не денемся!" И в этом мы выгодно отличаемся от некоторых вузов. Не все из них дают такую практику.
Их выпускники пугаются, когда приступают к работе. А наши выходят к работе готовыми. К любой работе".
- Когда я первый раз пришла в центр социальной помощи при Николо-Ямском храме, - рассказывает студентка третьего курса Татьяна, - а я до сих пор помню, что это было 17 сентября 1999 года, я была потрясена. Потрясена людьми, которые туда приходят. Я поняла, что я совершенно счастлива, живу шикарно и у меня есть все - настолько они были бедны, настолько "выброшены из жизни". Особенно жалко детей. Они хотят не только новую игрушку или новую кофточку, они просто хотят есть. А мамы - мамы ведут себя очень по-разному.
Одна, например, имея в 22 года пятерых детей от разных мужчин, была искренне уверена в том, что ей все должны.
И мы, и Дом ребенка, который растит нескольких ее малышей, и государство, и все-все-все. "Дайте!" - единственное, что она может сказать по этому поводу.
- Что самое важное для социального работника? - спросила я у девочек.
- Не навредить. Не навредить людям, с которыми работаешь.
- Выяснить истинную причину обращения.
- То есть?
- Мужчина жалуется на то, что у него нет ботинок. А почему их нет? Он мало зарабатывает? Или не может устроиться на работу? Или не хочет? Или все пропивает?
Понятно, что ботинки ему надо дать, но наша работа в каждой из этих ситуаций должна быть соответствующей.
- Самое важное - стать ненужной для клиента.
- Как это? - не поняла я.
- Помочь ему научиться жить самому, самому решать свои проблемы.
Колледж.
Специальность социального работника в Рязанском медицинском колледже - самая молодая. Всего шесть выпусков - сто двадцать пять специалистов.
"Отделение социальных работников, - рассказывает заместитель директора колледжа Надежда Александровна Нагибина, - вполне можно считать социальным заказом областной администрации. Оно открыто в 1992 году по инициативе Виктора Николаевича Трушина - тогда еще начальника областного управления по социальной защите населения. Виктор Николаевич, уже будучи заместителем главы администрации области, неоднократно собирал у нас руководителей городских и областных управлений здравоохранения, образования и социальной защиты.
И теперь руководители и сотрудники областного и городского управлений социальной защиты населения, работники территориальных центров и отделов социальной защиты города и области помогают нам и в организации учебного процесса, и в организации практики, и во многих наших проблемах".
Первый выпуск социальных работников практически остался нетрудоустроенным. Но в последние годы эта сфера получила развитие, а специалисты востребованы.
Строго говоря, это специальность не медицинская.
Она, скорее, гуманитарная. Не случайно при открытии отделения долго сомневались, какое училище выбрать - медицинское или педагогическое. Остановились на медицинском. Первый учебный план по этой специальности колледж получил, считай, из самой администрации президента - из департамента по делам семьи, материнства и детства.
"Тогда эта специальность еще только зарождалась в чьих-то умах, а здесь уже начали ей конкретно заниматься, - говорит Маргарита Петровна Лукина, директор Государственного федерального учреждения "Учебно-методический кабинет" (Министерства труда России). В рязанском колледже создана концепция подготовки социальных работников, накоплен уникальный опыт. Его необходимо распространить по всей России".
На этом отделении учащиеся получают основы психических знаний о личности, основы коммуникативной культуры, общей и социальной педагогики, теории и методики социальной работы, основы социальной работы с различными группами населения.
Рассказывает заведующая отделением социальных работников Светлана Александровна Кузнецова:
- На нашем отделении в основном учатся ребята из малообеспеченных семей. Детей "новых русских" у нас нет. Заявлений на эту специальность подают не так уж много, часто зачисляем тех, кто не прошел по конкурсу на другие отделения. Многие сначала присматриваются.
Занимаются два-три месяца, думают. Два-три человека потом документы забирают - понимают, что эта профессия не для них. Остальные - наоборот. Чем дольше учатся, тем больше понимают, что это их дело. Заканчивая колледж, благодарят преподавателей за то, что открыли перед ними такую специальность - милосердие.
Наши студенты на общественных началах помогают центру социальной помощи в Николо-Ямском храме.
Постепенно они не только многое узнают, многому учатся, они становятся открытыми к чужой беде, готовыми откликнуться, помочь. Все группы социальных работников бывают очень дружными.
На этом отделении учатся не только студенты, но и сами преподаватели. Они как бы заново открывают для самих себя даже хорошо знакомую им медицину. Социальная работа высвечивает ее под каким-то особым, новым углом.
Так считают, в частности, Елена Евгеньевна Тен и Татьяна Сергеевна Зубкова, работающие в отделении со дня его основания.
Социальный работник - посредник между человеком и обществом. Его задача - помочь решить проблемы неблагополучной семьи, больных, престарелых, одиноких, малообеспеченных, психически неполноценных и многих-многих других категорий населения.
Рожает женщина - а есть ли у нее жилье, деньги, условия, чтобы растить ребенка? Была бы хорошо поставлена социальная помощь в нашей стране - было бы меньше отказных детей. У нас смеются "над дебилами". В других странах умеют воспринимать человека таким, какой он есть, люди с психическими отклонениями находят там свое место в жизни, они работают.
В связи с углубляющимся расслоением общества, ростом социальных проблем профессия социального работника становится сегодня все более важной.
Социальные работники нужны не только в управлениях соцзащиты населения, они нужны в школах, больницах, роддомах. Всему этому и учатся студенты колледжа.
Рассказывает Светлана Алексеевна Гаврикова, заместитель директора по учебно-производственной работе:
- Мы готовим социальных работников для трех областей: социальной службы, учреждений здравоохранения, образовательных учреждений. В течение учебы они успевают поработать во всех этих сферах.
Вступить в контакт с посетителями, вести прием, выявить проблемы, оформить документы, сделать расчеты и перерасчеты всех видов пенсий, оформить макеты пенсионных дел, собрать информацию о семье и определить круг ее проблем - всему этому студенты учатся уже после первого курса, во время практики в учреждениях соцзащиты.
Хорошо встречают наших выпускников в школах. Их берут туда даже охотнее, чем выпускников университета.
Они готовы работать и с семьями, и с трудными подростками, помогают школьникам решать проблемы межличностных отношений с родителями. Они грамотно создают для школы базу данных. Работают наши студенты и в учреждениях здравоохранения, в наркологической службе, в психиатрии.
Их преддипломная практика проходит по всем этим направлениям. В это время они работают уже практически самостоятельно. А каждый вид практики заканчивается дифзачетом, который принимает целая комиссия специалистов.
"Социальный работник - посредник между человеком, его проблемами и обществом. Такой позиции придерживаются во всем мире, - рассказывает Вера Васильевна. - У нас немного другой подход. Мы стараемся научить социальных работников быть не столько между, сколько рядом с теми, кому трудно. Важно увидеть человека со всеми его проблемами и либо их в комплексе решать самим, либо скоординировать помощь специалистов.
Ведь какая помощь нужна семье с больным ребенком?
Скорее всего не только медицинская или материальная.
Часто ребенок болен как раз из-за проблем в семье. И помощь нужна уже бытовая и социально-психологическая. А ребенок, который не ходит в школу, возможно, совсем и не злостный прогульщик - просто у него нет сапог и не в чем в нее пойти. Таких семей сейчас очень много".
Выпускники.
Заканчивая колледж, они идут не только на очень тяжелую и ответственную работу. Они идут на мизерную зарплату. И все-таки они на нее идут.
Любовь Анатольевна Гилева, специалист по социальной работе социального приюта для детей и подростков "Надежда":
- Я здесь с августа. Сам приют открыт в июне.
Работаю в приемном отделении. Детей приводят сюда сотрудники милиции или бабушки. Дети грязные, проблемы в буквальном смысле написаны у них на лице. Сирот пока не было, в основном те, у кого родители лишены родительских прав. Мне приходится прививать детям даже простейшие навыки: убрать постель, помыть руки, нормально поесть. Мне очень помогла практика в школе-интернате N1, гораздо проще теперь найти подход к детям.
Учеба в колледже помогла мне не бояться своих ошибок, признавать их и исправлять. Если что-то не получается, не винить других людей, а искать собственные ошибки.
Елена Степановна Тарасова, социальный педагог школы N51:
- После окончания училища работаю третий год. Я не была готова только к встрече с коллективом - не знала, как правильно преподнести людям свою работу. Самой же работы совсем не боюсь. Мое первое дело - лишение родительских прав. Еще раз поняла, что в жизни все очень непросто - дочь не захотела уйти от родителей, хотя обстановка в семье - не пересказать.
Очень хочется помочь каждому ребенку. Но собрать документы, ходатайства - это одно. Довести дело до конца - совсем другое. Трудно работать с детьми из асоциальных семей. Хочешь сделать как лучше, а семьи отталкивают, считают, что их образ жизни - единственно возможный. Есть трудные дети и в благополучных семьях.
У этих детей общая черта - бесконтрольность.
Мне повезло со школой, здесь богатые традиции у педагогического коллектива, большая работа проводится по месту жительства. Замечательную практику дал колледж. Приходят ко мне студенты педуниверситета - они теряются. Социальные паспорта, ходатайства, акты - для них "темный лес". Они почему-то считают, что социальный педагог - это что-то типа вожатой - провести праздники, сплотить ребят и их родителей, протестировать, дать рекомендации...
Галина Геннадьевна Тульская, специалист по социальной работе территориальной службы социального обслуживания N2:
- Колледж я закончила в прошлом году. Работала сначала с пожилыми и инвалидами - решала все вопросы, с которыми они обращались. Сейчас я в отделении социальной помощи семье и детям. Как правило, все проблемы семьи связаны с деньгами - и психологический климат, и здоровье.
Морально я была готова к любой работе, хорошо представляла, на что иду. Единственное, чего не хватило в плане образования, - компьютерной грамотности. Еще, думаю, социальный работник обязательно должен владеть доврачебной медицинской помощью и иметь разрешение ее оказывать. Особенно это важно тем, кто работает с пожилыми - им часто нужна такая помощь.
Когда удается кому-то хоть в чем-нибудь помочь - это уже победа. Но можем мы мало. И в основном, конечно, из-за того, что нет нормального источника финансирования.
После урока.
Третьекурсницы рассказали мне о том, как они проходили практику в наркологическом диспансере.
Оказывается, самому младшему рязанскому наркоману десять лет, а алкоголику - пять лет. Все они - их потенциальные клиенты. "Работа интересная, но факты страшные", - сказали девочки.
Говорили мы и о новой для Рязани социальной проблеме - о ВИЧ-инфицированных. О том, что среди них есть такие, кто от обиды на весь свет сознательно заражает окружающих.
- А с такой категорией людей общаться сможете?
- Сможем! Потому они и озлобляются, что к ним относятся, как к изгоям. С ними просто надо работать, - считают студентки.
На мое удивление такой их "боеготовности" Вера Васильевна ответила следующее:
"Человек всегда должен понимать, что любая сложная ситуация, в которую он попадает, - это ситуация учебы.
Из каждой проблемы всегда два выхода - решить ее или от нее уйти. Решишь - значит, чему-то научишься, уйдешь от решения - получишь проблем еще больше.
Это и в социальной работе, и в жизни вообще. Мы всегда говорим, что процесс учебы стенами колледжа не ограничивается. Социальный работник учится всю жизнь. А еще я привожу им цитату Антония Митрополита Сурожского:
"Когда открывается какая-либо ситуация, как бы она ни была темна, как бы она ни была жутка, Бог нам может сказать: в эту тьму ты должен внести свет, в эту область ненависти ты должен внести любовь, в эту дисгармонию ты должен внести гармонию..." Потому, наверное, выпускники отделения и благодарят своих преподавателей. Главное, что они получают здесь, - это жизненный опыт. А это самое ценное, что можно приобрести.
Ирина Матвеева.
00:04 24.11
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |