Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостей"Все решают по-прежнему кадры".

"Все решают по-прежнему кадры".

15 миллионов долларов намерен инвестировать в реформу самарского образования Всемирный банк реконструкции и развития (ВБРР). Ссуда беспроцентная на семнадцать лет, инициирована российским правительством, и в настоящий момент идет подготовка необходимой для получения кредита документации.

Поначалу мы простодушно полагались на чудо. Заменим, мечтали, плановый механизм экономики на рыночный, и все у нас само собой расцветет. Не расцвело, но стало понятно, что надо много вкладывать, прежде чем новый механизм заработает. Осталось невыясненным, во что по преимуществу.

В индустрию, полагают одни. Сменим устаревшие технологии, стабилизируем и приведем в соответствие с рыночными отношениями инфраструктуру - широким потоком потечет на прилавки качественный отечественный продукт, в бюджет - налоги и будет всем и каждому счастье. Определенная логика в таком подходе есть, но возникает одна "маленькая" проблема: где взять человека, способного эффективно трудиться в модернизированной среде.

Даже сегодня самые жесткие критики социализма признают, что в стране, где он некогда победил, была создана выдающаяся система образования, обеспечившая поголовную грамотность и средний уровень знаний в естественных науках и математике значительно более высокий, чем во многих странах развитого капитализма. Кстати, именно на этих наших достижениях зиждилась мысль, что у России есть кому двигать ее экономику в переходный период. Однако верной мысль была лишь отчасти. Система образования России готовила и продолжает готовить специалистов, не пригодных для формирующейся рыночной экономики, и во многом именно поэтому богатейшие наши ресурсы продолжают использоваться так, как принято в условиях системы централизированного планирования.

"Поэтому мы буксуем", - уверен ректор Самарского медицинского университета Геннадий Котельников, и настаивает: именно образование должно стать приоритетной сферой. Так считает, впрочем, не он один. Российское правительство в поисках соответствующих инвестиций обратилось во Всемирный банк реконструкции и развития, нашло понимание, и во многом еще и потому, что инвестиции эти носят гуманитарный характер, ведь они решают проблемы экономики через решение проблем человека.

В отличие от Международного валютного фонда, оперирующего в сфере политики и финансов, Всемирный банк - кредитное учреждение, чья цель - помочь проблемным странам стать на путь стабильного, непрерывного и равноправного развития через инвестиции в население этих стран. Основное внимание ВБРР уделяет предоставлению помощи малоимущим слоям населения, самым бедным странам. В любом проекте интересуется прежде всего его социальной ориентированностью. ВБРР предпочитает вкладывать в здравоохранение, образование, охрану окружающей среды, развитие частного сектора, повышение качества услуг; оказывает содействие в борьбе против подрывающей экономику коррупции, уделяет большое внимание развитию сельского хозяйства и села, финансирует продовольственные, культурные программы, программы, адаптирующие людей к современным коммуникационным технологиям и формирующие умение и навыки, позволяющие людям быть конкурентоспособными.

Человек, успешно реализующий свои жизненные цели, - задача образования. На нее направлена и проводимая в Самарской губернии реформа образования, решающая параллельно и ряд экономических проблем, связанных с вопросами экономичности системы. Проводится, на взгляд федерального центра и экспертов ВБРР, успешно, и именно это обстоятельство послужило поводом к тому, что губерния наша одной из первых в Федерации получит вышеназванный кредит.

Несмотря на всю степень гуманитарности своей деятельности, ВБРР все-таки, повторюсь, организация не благотворительная, а кредитная. И весьма заинтересована, чтобы средства ее членов (а принадлежит более чем 180 странам, причем крупнейшими акционерами являются Франция, Германия, Япония, Великобритания и США) не пошли прахом.

Подвергнув основательному анализу проблему "Инвестиции в российское образование и их воздействие на долгосрочный экономический рост" и придя к выводу о необходимости кредитования, банк решил провести еще и проверку "боем". Прежде чем "отстегнуть" России доллары в полном объеме, а это что-то около 40 миллионов, в экспериментальном порядке инвестирует три решения, достаточно разных, чтобы смоделировать общую ситуацию. Самарская губерния в этом списке представляет наиболее благополучные субъекты. Ярославль - середнячков. Чувашия - аутсайдеров.

15 миллионов самарцы получат не сразу, а будут получать частями на протяжении четырех лет, решая на эти деньги поэтапно целый ряд очень непростых задач. Часть из них связана с перестройкой структуры образования. Давно уже, например, осознана необходимость разбить полную школу на три автономно существующих звена: начальное - 1-4 класс, среднее - 5-9 и старшее - 10-11. И дело здесь не только в психологическом комфорте, который обеспечивает школьнику такого рода подход. Такого рода подход, по мнению инициаторов, расширяет выбор образовательных схем, дает возможность для более глубокой социализации ребенка (встречи с новыми людьми, новыми методиками), позволяет избегать затверждения педагогических ошибок. Серьезно подпитается средствами и Всемирного банка, и программа "Образовательный центр", и связанная с ней - "Школьный автобус". Вносит коррективы инвестируемая ВБРР реформа в содержание образования.

Хорошее, качественное образование сегодня - это ведь не только умение воспроизвести материал, это в числе прочего и навык человека встраиваться в те или иные системы. Если, скажем, выпускник детского сада успешно встраивается в школу, выпускник школы в вуз, вуза - в профессию и шире - в жизнь, в то, что называется взрослой, самостоятельной жизнью, значит, в детском саду, школе, вузе с ним работали актуализированные профессионалы. Последних готовит (должен во всяком случае) СамГПУ.

Так что, наверное, логично смотрится участие университета в этом проекте. А "ВК" очень бы хотелось, чтобы к участию в нем подключились и вы, наши читатели. Любое изменение в привычном порядке вещей, а уж такое глобальное, как реформа системы, абсолютно всегда и везде воспринимается неоднозначно. Не является исключением и этот случай. Есть много аргументов в защиту "Образовательных центров", решающих, по мнению идеологов, проблему конкурентоспособности сельского выпускника. "Образовательный центр" - это высокотехнологичное оборудование, сильные и в достатке педагоги, большая возможность для развития коммуникативных и соревновательных способностей...

Но существуют и опасения. Достаточно ли автобусов, и в том ли они состоянии, чтобы не возникало проблем с транспортивкой? Как быть с метелями, изолирующими села зимой? Будут ли эти автобусы возить детей на внеклассные мероприятия, родителей на собрания, а учителей по квартирам учеников с проверками? ЧТо делать учителю малокомплектной десятилетки, которая, будучи не в силах конкурировать с образовательным центром лишится своих учеников? Сумеет ли учитель найти работу? Где и какую? И не станет ли естественный конец малокомплектной десятилетки (по утверждению специалистов ГУО, начальная школа как филиал образовательного центра останется в каждом населенном пункте) началом конца села?

Наверняка у ГУО и властей, поддерживающих реформу, есть ответ на каждый из вопросов, тревожащих общество. И мы не сомневаемся, что они появятся на страницах "ВК" в ближайшее время. Но было бы ценно, если бы тема проходила через полосы газеты в режиме диалога, в котором бы кроме чиновников участвовали учителя, родители, все, кому есть что сказать и спросить.

С.БОРИСОВА.

  00:04 28.06  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU