Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейИзбиратели вправе отзывать депутатов.

Избиратели вправе отзывать депутатов.

Виктор Максимов,

СОВЕТНИК УПРАВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ КАНДИДАТ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК.

Настоящее Постановление посвящено вопросам повышения ответственности депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, в частности, при помощи применения такого довольно сильного "лекарства" как их отзыв населением. В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность отзыва населением депутатов, членов выборных органов местного самоуправления. Этот процесс представляет собой "выборы наоборот", когда избиратели еще до окончания срока полномочий депутатов и выборных должностных лиц пытаются их переизбрать. Однако сама процедура таких действий, основания и порядок отзыва с точки зрения их конституционности до принятия этого постановления не были совсем ясны.

Поводом для рассмотрения этих вопросов в Конституционном Суде РФ стали жалобы бывшего мэра г. Игарки Красноярского края А.Г. Злобина, который был отозван со своего поста, и мэра поселка городского типа Паланы Корякского автономного округа Ю.А. Хнаева, в отношении которого была предпринята попытка отзыва, но из-за малой явки избирателей процесс не был доведен до конца.

Что же решил Конституционный Суд РФ? Так как на выборные органы местного самоуправления, депутатов возлагаются обязанности по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретных муниципальных образований, население вправе защищать свои права и свободы путем воздействия на выборных должностных лиц местного самоуправления. А контроль за их деятельностью является, по существу, одним из средств самоорганизации населения. Конституционный Суд РФ постановил, что досрочное прекращение полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления правомерно, если данная процедура будет закреплена в уставах муниципальных образований при наличии соответствующего федерального регулирования. Причем муниципальные образования могут самостоятельно устанавливать основания и порядок отзыва должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы необходимо прописать в уставах. А законы, регулирующие процедуру отзыва, должны исключать вмешательство в этот процесс государственных органов и избирательных комиссий субъектов РФ.

Однако право муниципальных образований вводить конкретный порядок и условия отзыва выборного должностного лица местного самоуправления предполагает недопустимость искажения смысла выборов. Это значит, что нельзя применять облегченную процедуру отзыва, которая может приводить к злоупотреблениям. Чтобы избежать этого, на всех этапах осуществления процедуры отзыва может быть задействован суд. Причем право на судебную защиту может быть использовано отзываемым выборным должностным лицом, органом местного самоуправления, а также самими избирателями, то есть всеми лицами, чьи права могут быть затронуты в процессе отзыва.

Основанием для отзыва могут быть действие или бездействие выборного должностного лица, которое ставит под сомнение доверие к нему населения. Но такое действие (или бездействие) должно быть реальным и зависеть от воли отзываемого лица, а не являться лишь общей негативной оценкой деятельности должностного лица. Разумеется, что исходя из смысла Конституции РФ, закрепляющей принципы демократического правового государства, в том числе принципы идеологического и политического многообразия, многопартийности, основанием для отзыва депутата не могут служить его политическая деятельность, позиция при голосовании и т.п. Чтобы избежать субъективизма и не превратить отзыв в реванш проигравших на выборах кандидатов, при проведении процедуры отзыва необходимо обеспечить ряд условий. Инициаторы отзыва должны уведомить отзываемое лицо о предстоящем собрании, на котором планируется возбудить вопрос об отзыве, а отзываемое лицо вправе на нем присутствовать и выступать, давая объяснения избирателям. В поддержку начала процедуры отзыва должно быть собрано не меньшее количество подписей, чем требуемое при выдвижении на выборах. А за отзыв должно проголосовать не меньшее число граждан, чем то, которым отзываемое лицо было избрано.

Можно сказать, что в какой-то степени данное решение Конституционного Суда РФ - это предупреждение тем депутатам и другим выборным должностным лицам, которые обещали избирателям перед выборами золотые горы, а после получения заветного мандата забыли все свои обещания. Отныне выборные должностные лица местного самоуправления должны знать, что избиратели могут, и, на мой взгляд, должны призывать таких деятелей к ответственности.

Подготовила Елена Голякова.

  00:04 10.04  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU