Архив новостей → Дело Саввы Мамонтова.
Дело Саввы Мамонтова.
Михаил Азаров.
Погожим днем 11 сентября 1899 г. через всю Москву шли пешком (для унижения) несколько человек. Впереди был солидный пожилой господин с руками за спиной. По бокам и сзади шествовали полицейские. В Таганскую тюрьму вели только что арестованного известного миллионера Савву Мамонтова. Одни из зевак смотрели со злорадством, другие - с сочувствием. Мамонтова подозревали в растрате государственных средств в особо крупных размерах. По слухам, это были десятки миллионов.
Несмотря на то что вина его была пока не установлена, Мамонтова на всякий случай поместили в тесную и душную камеру. Чтобы не сбежал, лишили даже прогулок.
Тем временем в его доме на Садовой у Красных ворот шли обыск и конфискация имущества. Кредиторы требовали возврата долгов, и потому оценивалась каждая вещь. Походило это больше на погром, ибо операцию проводили не специалисты по искусству, а полицейские и судебные чины.
Мамонтов собрал огромную коллекцию шедевров. Среди них были работы М. М. Антокольского, В. М. и А. М. Васнецовых, М. А. Врубеля, К. А. Коровина, И. Е. Репина, В. А. Серова и др. Талантливым скульптором являлся и сам хозяин дома. Его произведения тоже оценивались. Вместе со старинными иконами в дорогих окладах, оружием, монетами, мебелью, библиотекой и пр.
Недостаток культуры у "экспертов" в мундирах привел к причудливой оценке сокровищ. "Витязь на распутье" и "Ковер-самолет" кисти В. М. Васнецова, а также скульптуру М. М. Антокольского "Христос перед Пилатом" оценили по 10 000 руб. Зато картины К. А. Коровина "Испанки", В. Г. Перова "Мальчик" и этюд М. А. Врубеля не приглянулись. Их оценили всего по 25 руб. Фотографию "благодетеля" Мамонтова министра финансов С. Ю. Витте и чучело попугая - по рублю.
Тем не менее общая стоимость художественной коллекции Мамонтова составила 107 359 руб. - весьма много по тем временам. Ее оставили в запечатанном доме до весны 1902 г. В марте состоялся первый аукцион. Ценители искусства шедеврами восхищались, но выкладывать деньги не торопились. Может, потому что думали: на чужой беде не разживешься.
Купец-эстет.
Происходил Савва Иванович из старинного торгового рода. Один из представителей его, Иван Федорович Мамонтов, был откупщиком в Сибири. В Ялуторовске, небольшом городке Тобольской губернии, в 1841 г. у него появился на свет третий сын - Савва.
Купец первой гильдии Мамонтов поддерживал дружеские отношения со ссыльными декабристами - самыми просвещенными людьми из тогдашнего населения Сибири. Возможно, общение с ними повлияло на общее развитие одаренного мальчика.
Семейство Мамонтовых в конце 40-х гг. перебирается в Москву. Савву отдают в гимназию. Особого прилежания там он не выказывает. Тем не менее отец отправляет его учиться в Институт корпуса гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. Но и здесь Савва успехами не блещет. Ему недостает усидчивости из-за впечатлительной и увлекающейся натуры.
Через полтора года отец забирает его в Москву и отдает в четвертый класс той же гимназии. В 19 лет Савву оставляют на второй год из-за провала на экзамене по латинскому языку. Отец и сын еле приходят в себя от позора. В конце концов, осенью 1860 г. Савва начинает учиться на юридическом факультете Московского университета.
Еще в гимназии он стал театральным фанатом. Его интересуют все жанры: опера, балет, драма, водевиль. Он много читает - классику и современную литературу. Учится фехтовать, сводит знакомства с художниками, играет в домашних спектаклях.
Отец увлечений сына не осуждает, но хочет видеть Савву продолжателем своего дела. Старший Мамонтов разбогател на торговле шелком с Персией. Вместе с В. А. Кокоревым он был владельцем Закаспийского торгового товарищества, занимавшегося экспортно-импортными операциями. По делам этого товарищества Мамонтов отправляет сына в Баку.
Перед отъездом Савва сыграл роль Кудряша в пьесе А. Н. Островского "Гроза". На спектакле присутствовал Иван Федорович. Тронутый игрой сына, он прослезился.
В Баку сыну владельца фирмы пришлось начинать с азов. Он работает простым служащим с маленькой зарплатой. Неожиданно Савва увлекается работой и проявляет недюжинные коммерческие способности. Затем уезжает на год в Персию. Оттуда возвращается в Москву "признанным дельцом".
Осенью 1863 г. Савва становится заведующим центральным Московским отделением фирмы. В начале следующего года по поручению отца едет в Италию для поправки здоровья и ознакомления с торговлей шелком. Там происходят два события, во многом определившие его дальнейшую жизнь.
Савва Иванович "серьезно заболел" оперным искусством, проявил талант певца и даже получил приглашение выступить в одном из театров Милана. Кроме того, там он познакомился со своей будущей женой. Отец узнал об очередном даровании сына и отозвал его в Москву.
Зато здесь состоялась его женитьба на Елизавете Сапожниковой. Ее родня находилась на вершине купеческой пирамиды Москвы. Этим же браком Савва Иванович породнился с гениальным режиссером и реформатором русского театра К. С. Станиславским. В супружестве появилось пятеро детей. Сейчас правнуки Саввы Мамонтова являются известными предпринимателями в Москве и за океаном.
Старший Мамонтов прозорливо предвидел великое будущее железных дорог в России. Недаром его мечтой было, чтобы Савва стал инженером. Свои деньги он выгодно вложил в строительство Троицкой железной дороги, связавшей в 1862 г. Москву с Сергиевым Посадом. Вскоре началось сооружение Московско-Ярославской железной дороги. Иван Федорович стал крупным акционером и директором ее общества.
После смерти отца Савва Иванович возглавляет Общество Московско-Ярославской железной дороги, вошедшей в строй в 1870 г. Кроме того, ему принадлежит торговая контора по реализации стройматериалов (торговля шелком была оставлена из-за убыточности). Его избирают гласным городской думы и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний. Он занимает прочное место среди московского купечества.
Савва Великолепный.
"При первой встрече он поразил меня и привлек, - писал о Мамонтове человек с наметанным глазом, художник В. М. Васнецов. - Большие, сильные, я бы сказал, волевые глаза, вся фигура стройная, складная, энергичная, богатырская, хотя среднего роста, обращение прямое, откровенное - знакомишься с ним в первый раз, а кажется, что уже давно был с ним знаком".
В этот период Мамонтову все удавалось. Он был первым предпринимателем в России, кто сумел сочетать занятие бизнесом со служением музам. При этом по наблюдениям современников в дела он привносил дух искусства. Коммерциализация же искусства его мало занимала. Затраты на него намного превосходили доходы.
У Мамонтова появляется грандиозный план соединения железными дорогами Северного Ледовитого океана с Азовским и Черным морями. Он продлевает Ярославскую дорогу до Костромы и Вологды. Это приносит ему хорошую прибыль. Строительство железной дороги, связавшей Донецкий угольный бассейн с Мариупольским портом, вывело Мамонтова в лидеры российской деловой элиты.
Эта дорога в значительной мере ускорила индустриализацию перспективного промышленного района. Закончена она была в 1882 г. В начале 90-х гг. у Мамонтова ее выкупило государство. Тогда же возглавляемое им правление Ярославской дороги решает продлить железнодорожный путь от Вологды до Архангельска.
Идея в коммерческом плане сулила мало выгод. Но Мамонтов считал, что новая дорога будет способствовать хозяйственному освоению русского Севера.
Потребовалось увеличить ее протяженность почти вдвое. Это было связано с большими затратами средств, сил и времени у Мамонтова. В итоге появилась самая крупная в стране по протяженности железная дорога - в 1826 верст. Движение по ней открылось в 1898 г. Тогда только умолкли скептики, предрекавшие провал затее Саввы Ивановича. А нам остается лишь поклониться ему за "истинную отвагу русского человека", как писал Мамонтову восхищенный содеянным им профессор И. Цветаев.
Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги в 1898 г. получило чистой прибыли 5,2 млн руб. Это были колоссальные деньги. У конкурентов, да и не только у них, они вызывали нескрываемую зависть. В какой-то мере зависть явилась катализатором разразившейся в следующем году драмы.
Злым гением в драме выступил и министр финансов С. Ю. Витте. Мамонтов никогда не стремился к чинам и орденам. Но в 1896 г. неожиданно для себя он получил почетное звание мануфактур-советника. Через год его наградили орденом Владимира 4-й степени. В обоих случаях инициатива исходила от министра финансов С. Ю. Витте.
Имея такую поддержку, Мамонтов мог рассчитывать и на содействие министра в другом своем широкомасштабном плане. Однако Витте повел себя иначе.
Но все это было потом. А пока Мамонтов жил и наслаждался жизнью. В марте 1870 г. ему приглянулось имение покойного писателя С. Т. Аксакова "Абрамцево". В свое время здесь бывали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев, М. С. Щепкин и другие великие люди русского искусства. Теперь усадьба захирела, но Мамонтов решил ее возродить как центр духовной жизни.
Это ему удалось. "Абрамцево" стало своеобразным клубом русских гениев и талантов. В последние десятилетия ХIХ в. в нем бывали, жили или творили М. М. Антокольский, М. А. Врубель. М. Н. Ермолова, И. Н. Крамской, К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, Н. Г. Рубинштейн, В. А. Серов, К. С. Станиславский, И. С. Тургенев, Г. Н. Федотова, Ф. И. Шаляпин и многие другие.
Радушные хозяева-хлебосолы создавали гостям все условия для творчества. Васнецов, Врубель, Коровин, Серов подолгу жили у Мамонтовых в "Абрамцево" и Москве. Их не только поили и кормили, но и одевали, давали деньги на расходы. А главное - выводили в люди. Так, художник Врубель поначалу был не признан публикой и обруган критикой. Кроме того, он отчаянно бедствовал.
К Савве Ивановичу Врубеля привел сын Андрей, увлекавшийся живописью. Мамонтов быстро понял, что перед ним незаурядный художник. Он не только поддержал Врубеля, но и всячески пропагандировал его творчество. Ему удалось переломить настроение публики, и Врубель стал одним из титанов русской культуры.
Примерно то же самое произошло с В. М. Васнецовым, В. А. Серовым и К. А. Коровиным.
Делом всей жизни для Мамонтова было создание новой русской оперы. В 1880 гг. она влачила жалкое существование. В ней не было выдающихся исполнителей и талантливых режиссеров, хореографов, художников, скука и рутина были царицами сцены. Спектакли шли при пустых залах.
Мамонтов привлек для работы в своем театре актеров, свободных от штампов. Он выдвинул принцип: "Петь нужно играя". Руководствуясь им, обучал певцов. Постоянно изобретал и внедрял новаторские приемы в сценическом действии. Цельное художественное произведение, по его мнению, должно было быть плодом объединенного труда певца, актера, художника, хора и оркестра. Цель - гармония, рождающая Прекрасное.
Для дебюта выбрали три оперы: "Русалка" А. С. Даргомыжского, "Фауст" Ш. Гуно и "Виндзорские проказницы" О. Николаи. Над декорациями и костюмами работали В. М. Васнецов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Н. П. Чехов. Премьера "Русалки" состоялась в Частной опере 9 января 1885 г.
Казалось бы, при таких силах и затратах (Мамонтов денег не жалел) успех был обеспечен. Этого не произошло. Публика осталась равнодушной. Последующие спектакли шли при полупустых залах, а театральные рецензенты постановку дружно ругали. Мамонтову попало, в общем, за дело: певцы оказались не на высоте, а всем, в том числе ему самому, не хватало опыта.
Первых три сезона Частная опера Мамонтова успехом у публики не пользовалась. Тогда он на время затею оставил. Триумф пришел лишь в 1896 г., когда в театре начали работать С. В. Рахманинов и Ф. И. Шаляпин. Вместе с другими талантливыми исполнителями они составили ансамбль, покоривший Петербург и Москву.
Это был триумф эстетики Мамонтова, оказавшей огромное влияние на дальнейшее развитие оперного искусства в России.
Недаром его называли Савва Великолепный.
Падение и величие.
Крах подбирался к Мамонтову исподволь. Еще в начале 1890 гг. он задумал создать невиданный конгломерат связанных между собой транспортных и промышленных предприятий. Савва Иванович арендует у казны захиревший Невский судостроительный и механический завод. Создает новую компанию и начинает его модернизацию.
Для снабжения Невского завода сырьем Мамонтов покупает Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии. Преобразует его в Общество Восточно-Сибирских железоделательных и механических заводов. Становится председателем правления в обеих фирмах.
Оба завода потребовали огромных финансовых вливаний - во многом потому, что у него были некомпетентные и вороватые подручные. Поначалу Мамонтов вкладывал личные средства. Со временем их стало не хватать. Тогда он пошел на рискованный шаг - стал перекачивать в заводы прибыли от железных дорог, что законом запрещалось.
Но и прибылей оказалось мало. Постоянных и надежных источников кредитования у Мамонтова не было. По совету С. Ю. Витте он продает 1650 акций Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Санкт-Петербургскому Международному коммерческому банку, находившемуся под патронажем министра финансов. Взамен получает кредит под залог акций и векселей, принадлежащих ему лично и его родственникам.
Это было незатянутой петлей на шее. Снять ее Мамонтов надеялся путем приобретения концессии на постройку железной дороги Петербург - Вятка. Получив на это казенный кредит, он надеялся рассчитаться с кредитором. Одновременно Савва Иванович собирался строить магистраль в Среднюю Азию. На это тоже рассчитывал получить субсидию.
Надежным способом приобретения правительственной ссуды тогда была взятка лицу, распределявшему кредиты. Мамонтов дал взятку помощнику Витте - директору департамента железнодорожных дел Министерства финансов, тайному советнику В. В. Максимову. Находившемуся, кстати, у него на содержании.
Неожиданно взятка получила огласку. Витте пришлось уволить Максимова. Дабы не терять лица, власти вынуждены были предоставить Мамонтову концессию на строительство железной дороги Петербург - Вятка. Но петля на шее Мамонтова затянулась.
В июне 1899 г. Мамонтов не смог вовремя погасить долг Петербургскому Международному банку. Министерство финансов направило к нему ревизию. Сразу же была обнаружена незаконная перекачка средств дороги в заводы. Выявились факты перерасхода средств на строительстве ветки Вологда - Архангельск. Финансовая отчетность оказалась запутанной, не хватало важных документов.
Кредиторы поспешили выставить претензии. В июле правление во главе с Мамонтовым было вынуждено подать в отставку. Их места заняли люди Санкт-Петербургского Международного коммерческого банка, как держатели контрольного пакета акций. Они обратились с исками к прежнему правлению.
До самой последней минуты Мамонтов надеялся, что Витте придет на помощь. Этого не произошло. Министр финансов занял выжидательную позицию. Он не хотел действовать по ряду причин. Одна из них: он боялся министра юстиции Н. В. Муравьева, у которого, кажется, был на крючке. Другая: Витте проводил политику деприватизации железных дорог. Третья: интересы патронируемого Санкт-Петербургского банка ему были ближе. Четвертая: начался экономический кризис 1899-1903 гг.
Мамонтов просидел в тюрьме пять месяцев. Затем его перевели под домашний арест. В июне 1900 г. на судебном процессе была доказана полная невиновность Саввы Ивановича в присвоении казенных средств. Оправдательный приговор публика встретила стоя и с аплодисментами.
Мамонтов полностью разорился и меценатством более не занимался. Но сделанное им дожило до наших дней. Благодарная память потомков - лучший капитал.
00:04 03.02
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |